Роль торговой сети в современной экономике: понятие, признаки, особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Обеспечение высокого уровня организации торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Сетевые структуры находятся на лидирующих позициях практически во всех рыночно ориентированных сферах деятельности. Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора, недалеко от места работы или жилья, в удобном количестве.

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

1. Роль торговой  сети в современной экономике: понятие, признаки, особенности функционирования

Обеспечение высокого уровня организации торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Сетевые структуры находятся на лидирующих позициях практически во всех рыночно ориентированных сферах деятельности. Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора, недалеко от места работы или жилья, в удобном количестве.

Тип торговой организации, создаваемой по принципу корпоративной торговой сети, имеет две существенные особенности, которые значительно повышают конкурентоспособность этой организационной формы торговли:

- централизация функций торговли;

- объединенное руководство всеми филиалами.

С точки зрения трансакционных затрат использование торговых сетей как собственных, так и привлеченных, позволит наиболее эффективно обеспечить коммуникационные связи как для продавца, так и для покупателя, снижая тем самым трансакционные издержки товародвижения. Кроме того, использование торговой сети способствует повышению эффективности торговых операций и дает следующие преимущества:

- повышает оперативность сбыта товаров, что способствует ускорению оборота капитала и соответственно увеличению прибыли;

- элементы сети, находясь в более близком контакте с покупателями, быстрее реагируют на изменения конъюктуры рынка, что позволяет реализовать товар на условиях более выгодных для головной фирмы;

- появляется возможность повысить конкурентоспособность товаров за счет сокращения сроков поставки с центральных складов головной фирмы, организации предпродажного сервиса и последующего технического обслуживания;

- реализация товаров через элементы сети, специализирующихся на массовом сбыте товаров однородных групп, позволяет снизить издержки обращения на единицу реализуемого товара.)

Стоит отметить, что розничные торговые сети характеризуются кооперированием только розничных торговых предприятий.

Как правило, все розничные торговые сети ведут свою деятельность под единой торговой маркой или брэндом, что дает им такие преимущества как ценовая премия (до 200%), выделение среди конкурентов, способность привлекать и формировать лояльных потребителей, страхование предпринимательских рисков и прочее.

Нередко брэнд используется руководством розничных торговых сетей как инструмент управления компанией, так как торговая марка может открывать доступ и к другим ресурсам – например, помогает формировать и строить команду за счет объединения людей, разделяющих его ценность. Появляется возможность привлекать лучших специалистов за счет репутации, которую приобретает человек, работающий в компании с именем.

В целом, брэндовая политика является значимым признаком торговых сетей, который помогает им находить правильный ориентир в конкурентной среде и, что очень важно, в современных условиях хозяйствования, дает реальную основу для лидерства в целевых сегментах рынка.

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность предприятий розничной торговли и других торговых единиц, находящихся под общим управлением и размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.

Основными функциями розничной торговой сети принято считать закупку, продажу товаров, транспортировку, хранение, принятие риска, финансовую деятельность, информирование рынка, получение информации о рынке, подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.

 

 

2. Принципы организации  деятельности розничных торговых  сетей

Построение современной розничной сети - серьезное инвестиционное решение для собственников торгового бизнеса. Крупная сеть требует широкомасштабных инвестиций в оборудование, в наем и обучение персонала. При этом открытым остается вопрос о том, как разумно защитить инвестиции и диверсифицировать финансовые риски, как эффективно управлять финансовыми потоками.

При создании розничной сети собственники компании сталкиваются с дилеммой. Какую организационно-юридическую структуру выбрать для строящегося бизнеса? Российская практика знает два полярных варианта: холдинг и монокомпания. В рамках холдинговой структуры легче обеспечить защиту основных активов бизнеса, осуществлять управление финансовыми потоками и финансовыми результатами, но сложнее организовать управление бизнесом в целом. В монокомпании - наоборот, проще организовать централизованное управление, но гораздо сложнее - обеспечить защиту активов и гарантировать финансовый результат. Поэтому в чистом виде вариант монокомпании практически не встречается, и каждый торговый бизнес имеет несколько организаций-"спутников", используемых для выполнения тех или иных сервисных функций. Поэтому, говоря в дальнейшем о монокомпании, мы будем подразумевать бизнес, основные торговые подразделения которого сосредоточены в одной организации.

В холдинге действует несколько организаций (юридических лиц), каждая из которых имеет юридическую, а, значит, и финансовую самостоятельность. Генеральный директор вправе осуществлять сделки практически по всем видам обычной хозяйственной деятельности, вправе осуществлять платежи и принимать обязательства от имени организации, вправе определять структуру и штаты организации и многое другое. Организация имеет свой баланс, должна сдавать официальную бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность, является самостоятельным налогоплательщиком. То есть, "встраивание" организации в общую торговую и финансовую политику холдинга потребует создания специальных механизмов финансового управления, таких как выработка договорной схемы взаимоотношений в рамках холдинга, правил расчета по внутренним (трансфертным) ценам, создания усложненных методик финансово-экономического планирования и формирования управленческой отчетности. С целью такой координации создается управляющая компания, руководство которой определяет рамки юридических и финансовых полномочий генеральных директоров дочерних и зависимых обществ.

Монокомпания лишена большинства из вышеперечисленных сложностей - это одна организация, под единым руководством, с единым балансом и едиными обязательствами. Перед руководством монокомпании стоят несколько иные проблемы финансового управления - как правильно распределить финансовые риски бизнеса - ведь большинство торговых активов и обязательств приходятся на одну организацию, как защитить бизнес от возможного недружественного поглощения. Ведь большинство ее активов принадлежит одной организации, которая ведет повседневную торговую деятельность, связанную с обычными для реального бизнеса рисками.

В зависимости от выбранной организационно-юридической структуры, холдинга или монокомпании, определяется и статус основных элементов розничной сети - дочернее (зависимое) общество или структурное подразделение. Если выбрана холдинговая схема, необходимо определиться, все ли магазины сети являются юридическими лицами, или же сеть построена по "кустовому" принципу - несколько магазинов входят в одну организацию. Второй из вариантов предпочтительнее, если сеть состоит более чем из 7 торговых точек.

"Кустовой" подход показывает, что принципы построения холдингов и монокомпаний не являются взаимоисключающими. "Куст" магазинов - это та же самая монокомпания, только существующая в рамках холдинга. Кустовая организация сети может осуществляться по соображениям территориальной близости однотипных магазинов. В этом случае на первый план выдвигается экономия на логистических и трансакционных издержках магазинов, оперативный контроль их повседневной деятельности и т.д.

Но если сеть развивается как мультиформатная, то ведущим принципом ее организации может стать принадлежность магазинов к одному формату. В этом случае управленческий выигрыш достигается за счет повышения типизации управленческих функций и решений. Безусловно, управлять двумя дискаунтерами легче, чем дискаунтером и супермаркетом.

Большое значение при определении статуса торговой единицы имеет ее территориальная принадлежность. Областные и местные власти в большинстве своем не любят, когда в их сфере влияния находится подразделение организации, зарегистрированной в другом регионе. Связано это, главным образом, с налогами - несовершенство российского налогового законодательства не позволяет пока справедливо распределять налоговые поступления между несколькими регионами, в которых организация ведет свою деятельность.

Как в холдинге, так и монокомпании можно выделить три ключевых уровня финансового управления: генеральный директор, финансовый директор и финансово-экономические службы. Генеральный директор обычно уполномочен выбирать схему финансово-хозяйственной деятельности, формировать политику в области кредитования, определять порядок выполнения ряда других важнейших финансовых функций. В ведении финансового директора находится организация бюджетного и учетного процессов компании, определение порядка взаиморасчетов и очередности текущих платежей, организация текущей работы финансовой, экономической и учетной служб.

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура  розничной торговой сети и  ее характеристика

Розничная торговая сеть постоянно находится в процессе развития. В стране создана разветвленная сеть розничных торговых предприятий. Поэтому одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети является классификация ее предприятий.

Структура розничной торговой сети характеризуется такими показателями как:

- соотношением предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами;

- удельным весом стационарной сети в общем количестве торговых предприятий;

- используемыми формами продажи и методами обслуживания;

- соотношением торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;

- соотношением торговой и неторговой площадей магазина;

- продолжительностью использования торговой площади в течение дня (режим работы);

- соотношением общей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях;

- удельным весом магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;

- средним размером торговой площади одного магазина.

Одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети является ее специализация и типизация. Они необходимы для более эффективного использования материально-технической базы торговли, облегчения труда торговых работников и улучшения обслуживания населения.

Специализация торговой сети – это ограничение деятельности торговых предприятий по реализации отдельных товарных групп, подгрупп (магазин "Обувь", магазин "Женская обувь").

Под типизацией магазинов понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов. Благодаря типизации, можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технологического оборудования, внедрение рациональной организации труда.

Типизация магазинов позволяет: совершенствовать руководство и управление ими; применять нормативное планирование; автоматизировано управлять процессами товароснабжения; осуществлять учет, отчетность и контроль за их деятельностью.

Тип предприятия розничной торговли – это предприятия определенного вида, классифицированные по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.

Признаками, определяющими тип торгового предприятия, являются его ассортиментный профиль, площадь торгового зала и неторговых помещений, применяемые методы продажи товаров, район деятельности, уровень цен и др. Основными из них являются ассортиментный профиль магазина и размер его торговой площади, которая зависит от численности обслуживаемого населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Современные  направления и специфика развития  розничных торговых сетей в РФ

Современный этап развития розничной торговли в России можно охарактеризовать усилением концентрации торгового бизнеса, при этом обороты более крупных компаний растут быстрее. Рост объемов продаж сопровождается снижением нормы рентабельности. Сегодня торговые компании зарабатывают прежде всего за счет оборота.

На настоящий момент Москва остается самым важным регионом для развития сетевой торговли. Именно отсюда осуществляется основная экспансия национальных сетей, здесь впервые начали работать иностранные сети, здесь же апробируются новые форматы и технологии.

Бурный рост числа розничных торговых сетей можно объяснить тем, что ситуация в стране стабильна, доходы населения и объемы розничной торговли растут, а развивающиеся региональные рынки все еще не насыщены. Высокой динамике отрасли способствует также то, что развитие инфраструктуры торговли попросту не успевает за ростом спроса.

Наибольшее развитие к настоящему моменту получили торговые сети, специализирующиеся на продажах в специализированных сегментах рынка, в первую очередь таких, как продтовары, бытовая техника и электроника, товары для дома, мебель, одежда, обувь, женское белье, товары для детей и прочее.

Оценка отдельных сегментов рынка, в которых сформировались и работают торговые сети, свидетельствуют о том, что им есть за что бороться. И если в Москве, допустим, сегмент бытовой техники и электроники, по существу, уже полностью сложился, то в сегменте продовольственного ритейла и в столице, и в регионах сейчас все еще идет фаза экстенсивного развития.

На данном этапе можно выделить пять основных типов торговых сетей в России. Среди национальных операторов:

- иностранные торговые сети, открытые в России напрямую материнскими компаниями, планирующие общероссийскую экспансию;

- иностранные торговые сети, открытые в России на правах франчайзинга, планирующие общероссийскую экспансию;

- российские компании, планирующие экспансию во все регионы.

Среди локальных компаний:

Информация о работе Роль торговой сети в современной экономике: понятие, признаки, особенности функционирования