Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:57, контрольная работа
Обеспечение высокого уровня организации торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Сетевые структуры находятся на лидирующих позициях практически во всех рыночно ориентированных сферах деятельности. Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора, недалеко от места работы или жилья, в удобном количестве.
- работающие в рамках одного города или региона и не планирующие экспансию во все регионы России;
- работающие в рамках одного или нескольких регионов, но не планирующие выход в столицы и другие регионы страны.
Как показывает опыт развитых стран и наметившиеся тенденции в организации отечественной торговли, имеющееся типовое разнообразие торговых предприятий можно подразделить в зависимости от контингента обслуживаемого населения на несколько групп:
• магазины относительно невысоких цен типа "магазин-дискаунт", "магазин-склад", торговля на вещевых, продовольственных и смешанных рынках — для покупателей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного уровня;
• универмаги, расположенные не в центре торговых зон, магазины
• "Продукты", "Минимаркеты", "Непродовольственные товары" —
• для покупателей, среднедушевой доход которых равен или превышает прожиточный уровень;
• специализированные магазины, крупные универмаги, супермаркеты и гипермаркеты, находящиеся, главным образом, в центральных торговых зонах, торгующие высококачественными дорогими товарами — для покупателей, среднедушевой доход которых значительно превосходит прожиточный минимум.
5. Виды розничных торговых сетей
Стационарная сеть является основой розничной торговой сети. Она представляет собой торговые помещения, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных фундаментом с земельным участком и подсоединенных к инженерным коммуникациям. К стационарной сети относятся магазины, магазины-склады, павильоны с входом внутрь.
Магазин – это специально оборудованное стационарное здание (или его часть); предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
Магазины - склады осуществляют торговлю лесными, строительными и другими материалами, санитарно-техническим и отопительным оборудованием, комплектами деревянных деталей для жилых и садовых домов, топливом и др. В зависимости от вида реализуемых товаров в состав таких магазинов входят: торговый зал и административные помещения, зал товарных образцов, складские помещения, навесы, площадки для хранения товаров.
Павильон – оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения торгового запаса, рассчитанное на 1 или несколько рабочих мест.
Нестационарная торговая сеть представлена палатками, киосками, ларьками, павильонами без входа внутрь, автомагазинами.
Киоски и ларьки – оснащенные торговым оборудованием строения, не имеющие торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанные на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
Передвижная торговая сеть функционирует по принципам разносной и развозной торговли. Она представлена лотками, разносками, автомагазинами, вагонами-лавками, судолавками, автоцисцернами и прочими передвижными конструкциями.
Автомагазины и вагоны-лавки широко используются для обслуживания сельского населения в тех поселениях, где отсутствует стационарная торговая сеть, а также в производственных условиях: на полевых станах, пастбищах и т. п. Автоцисцерны, а также цисцерны для продажи молока и кваса используют в городских условиях, особенно в районах новостроек, где сеть магазинов еще полностью не сформировалась.
Разносная торговля с лотков организуется для продажи мороженного, табачных изделий и некоторых других товаров преимущественно в общественном транспорте.
Мелкорозничная торговая сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет максимально приблизить товары к покупателям и тем самым сократить затраты времени на их покупку. Развитие мелкорозничной сети не требует больших капиталовложений и позволяет использовать для ее строительства дешевые материалы.
Также к видам розничной торговой сети относят посылочную. Правильнее называть ее внемагазинной формой продажи, т. е. розничной торговлей, осуществляемой через заказы по каталогам путем почтовых отправлений. Розничная торговая сеть при этом отсутствует, продажу через почту по каталогам наложенным платежом осуществляют предприятия-изготовители, оптовые предприятия и фирмы.
Сезонная торговая сеть характеризуется жесткой зависимостью между временем года и реализуемой в это время года продукцией. Так, палатки и павильоны играют существенную роль в период сезонной торговли плодоовощной продукцией.
6. Структура розничной торговой сети и ее характеристика
Розничная торговая сеть постоянно находится в процессе развития. В стране создана разветвленная сеть розничных торговых предприятий. Поэтому одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети является классификация ее предприятий.
Структура розничной торговой сети характеризуется такими показателями как:
- соотношением предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами;
- удельным весом стационарной сети в общем количестве торговых предприятий;
- используемыми формами продажи и методами обслуживания;
- соотношением торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
- соотношением торговой и неторговой площадей магазина;
- продолжительностью использования торговой площади в течение дня (режим работы);
- соотношением общей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях;
- удельным весом магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;
- средним размером торговой площади одного магазина.
В зависимости от ассортимента реализуемых товаров виды магазинов определяются как универсальные, специализированные и неспециализированные:
- универсальная, представленная в основном магазинами универмаг, гипермаркет, супермаркет, гастроном, универсам, где реализуются товары всех групп, входящих в номенклатуру продовольственных и непродовольственных товаров;
- специализированная (специализированная на торговле товарной группой – одежда, парфюмерия, гастрономия, специализированная на торговле товарами одной подгруппы, - детская одежда, сыры, специализированная на торговле товарами, сгруппированными в потребительские комплексы, - товары для дома, товары для молодежи, диетические продукты, товары для детского питания);
- неспециализированная (магазины с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров. Магазин с комбинированным ассортиментом товаров – это предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности покупателей. Магазин со смешанным ассортиментом – это предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.
Каждый вид магазина (за исключением неспециализированных магазинов со смешанным ассортиментом товаров) классифицируют в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания.
Одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети является ее специализация и типизация. Они необходимы для более эффективного использования материально-технической базы торговли, облегчения труда торговых работников и улучшения обслуживания населения.
Специализация торговой сети – это ограничение деятельности торговых предприятий по реализации отдельных товарных групп, подгрупп.
Количество специализированных магазинов в последние годы резко увеличивается. Рынок требует индивидуального подхода к потребностям покупателей, и специализированные магазины с успехом заполняют брешь, которую не могут заполнить универсальные магазины.
Наблюдается рост крупных универсальных магазинов, растет как число, так и размеры универмагов. Эффективность их работы обеспечивается в первую очередь за счет ценовых преимуществ, системы самообслуживания, развернутой инфраструктуры (развернутые сети снабжения) и широкого ассортимента товаров.
Гипермаркеты представляют собой магазины с торговой площадью от 10 тысяч квадратных метров, торгующие как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, в первую очередь основными потребительскими товарами и продуктами питания.
По признаку специализации все магазины можно разделить на три группы:
- продовольственные (осуществляющие торговлю продовольственными товарами);
- непродовольственные (предлагающие для продажи покупателям непродовольственные товары);
- смешанные (предназначенные для торговли продовольственными и непродовольственными товарами).
В свою очередь, продовольственные и непродовольственные магазины в зависимости от степени ограничения ассортимента товаров и его полноты можно подразделить на следующие группы: универсальные; комбинированные; специализированные с широким ассортиментом; специализированные с узким ассортиментом; магазины с полным ассортиментом.
Товарный ассортимент универсальных магазинов включает большое число различных групп продовольственных или непродовольственных товаров.
Магазины с полным ассортиментом реализуют товары нескольких групп, сгруппированных по потребительским комплексам (товары для детей, женщин, мужчин) или по однородности спроса (диетические продукты, детское питание, подарки).
Для определения уровня специализации розничной торговой сети рассчитывают коэффициент специализации (Ксп) по формуле:
Ксп = Qсп/Qо,
где Qсп – количество специализированных магазинов в населенном пункте; Qо – общее количество магазинов в населенном пункте.
Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных магазинов к общей торговой площади магазинов по следующей формуле:
Ксп = Sт.сп/Sт.о,
где Sт.сп - торговая площадь специализированных магазинов;
Sт.о – общая торговая площадь магазинов.
А также уровень специализации может быть определен путем отношения розничного товарооборота специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов по формуле:
Ксп =Vт.сп/Vт.о,
где Vт.сп – розничный товарооборот специализированных магазинов;
Vт.о - товарооборот всех магазинов.
Рассчитав этот показатель можно составить более четкое представление об уровне специализации розничной торговой сети в населенном пункте, районе.
Под типизацией магазинов понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов. Благодаря типизации, можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технологического оборудования, внедрение рациональной организации труда.
Типизация магазинов позволяет: совершенствовать руководство и управление ими; применять нормативное планирование; автоматизировано управлять процессами товароснабжения; осуществлять учет, отчетность и контроль за их деятельностью.
Тип предприятия розничной торговли – это предприятия определенного вида, классифицированные по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.
Признаками, определяющими тип торгового предприятия, являются его ассортиментный профиль, площадь торгового зала и неторговых помещений, применяемые методы продажи товаров, район деятельности, уровень цен и др. Основными из них являются ассортиментный профиль магазина и размер его торговой площади, которая зависит от численности обслуживаемого населения.
Помимо классификации по видам и типам розничные торговые предприятия классифицируют и по признакам:
По стационарности. По этому признаку розничная сеть подразделяется на стационарную (магазины, которые в основном располагаются в стационарных зданиях и сооружениях), полустационарную (представлена в основном палатками, ларьками, павильонами), передвижную (автомагазины).
По размещению. По этому признаку всю розничную сеть можно подразделить на сеть общегородского назначения и сеть жилых или спальных районов. В розничной сети общегородского значения в основном должны реализовываться товары редкого, периодического спроса. В сети жилых районов товарный ассортимент в основном должен быть представлен товарами повседневного и периодического спроса.
В соответствии со спецификой взаимодействия и формой распределения собственности различают: