Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 10:26, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность исследований рынка товаров, отразить на практическом примере экономическое значение и важность регулярного проведения исследований, описать методику проведения маркетинговых исследований и указать наиболее важные аспекты исследований.
Введение ………………………………………………………….………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты
маркетинговых исследований …….……………………….…... 5
1.1. Понятие маркетинговых исследований.
Принципы и направление ………………………………….. 5
1.2. Этапы маркетинговых исследований …………………....... 7
1.3. Определение методов исследования…………….………… 9
1.4. Особенности завершающих этапов
маркетинговых исследований ………………………...… 11
Глава 2. Исследование рынка конфет……...…………………………... 14
2.1. Характеристика объекта исследования …………………… 14
2.2. Общие тенденции развития рынка
кондитерских изделий в России ……………………….. 15
Глава 3. План маркетингового исследования рынка конфет
в г.Набережные Челны ……………………………….… 17
3.1. Определение товарных и
географических границ рынка ……………..…………... 17
3.2. Анализ ассортиментной структуры предложения ………... 21
3.3. Определение состава производителей-поставщиков ….….. 22
3.4. Определение ёмкости рынка ………………………….…….. 24
3.5. Оценка состояния конкурентной среды …………….……... 25
Выводы и предложения …………………………………………. 26
Заключение ………………………………………………………… 28
Список использованной литературы …………………………………... 29
Географические границы рынка определяются в соответствие с масштабами исследования: г.Набережные Челны. В процессе работы будут исследованы предприятия-изготовители а также оптовые предприятия торговли реализующие конфеты на рынке г. Набережные Челны.[16]
3.2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Анализ информации, представленной Поволжским областным комитетом государственной статистики на основе ежегодной статистической отчётности по форме 1-П «Отчёт предприятия (объединения) по продукции), позволяет сделать выводы об ассортиментной структуре производства и предложения кондитерских изделий. Такая информация полезна при исследовании ситуации на товарном рынке с точки зрения её влияния на выбор приоритетных направлений товарной политики предприятий. В ассортиментной структуре конфет преобладают конфеты глазированные шоколадом.
Рис.3.2.1.
Эта тенденция наблюдается уже несколько лет и объясняется структурой спроса, а также производственными возможностями предприятий и высокой рентабельностью данных товарных групп.
3.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПОСТАВЩИКОВ
На этом этапе исследовались объём произведённой и реализованной конфетной продукции за 2004-2005гг.
На предприятиях города за 2005г. было введено в обращение 3578т конфет, что оказалось на 3,4% больше по сравнению с 2004г. – 3457т конфет. Объём производства по этой товарной группе составил почти половину – 44,5% - общего объёма реализации сахаристых кондитерских изделий по городу.
Изменение долей предприятий-
Рис.3.3.1.
Кроме отечественных
товаров на рынке г.Набережные Челны
были представлены импортные товары
различных производителей: «Нестле»,
«Марс», «Кедбери». По информации Набережночелнинской
таможни, в 2005г. в город было ввезено130т конфет,
что на 13т меньше, чем было ввезено в прошлом
2004г. - 143т. [16]
3.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЁМКОСТИ РЫНКА
Окончательный вывод о состоянии конкурентной среды рынка можно сделать, если определить объём товарных ресурсов рынка и доли на нём основных хозяйствующих субъектов. Количественной характеристикой объёма товарного рынка является его ёмкость, определяемая в стоимостных или натуральных величинах за определённый период времени.
По данным Поволжского областного комитета государственной статистики, общий объём производства кондитерской продукции в г.Набережные Челны в 2005г. составил 15615,12т, из них конфет составило - 1951,89т. Объём ввоза импортных кондитерских товаров – 1040т, в том числе конфет – 130т. Объём ввоза продукции отечественных производителей составил – 13160т, конфет – 1645т. Объём вывоза продукции с рынка составил – 1160т, конфет – 145т.
Теперь на основании вышеизложенных данных можем рассчитать ёмкость рынка по следующей формуле:
V=П+Вв-Выв, |
Где V- общая ёмкость рынка, П- объём поставок товара на территорию рынка местными товаропроизводителями, Вв – объём ввоза товара на территорию рынка, Выв – объём вывоза товара за пределы территории рынка.
Таблица 3.4.1.
Показатель |
Объём производства местных производителей, т |
Объём ввоза импортной продукции, т |
Объём ввоза продукции отечественных производителей, т |
Объём вывоза продукции с рынка, т |
Ёмкость рынка, т |
Рынок кондитерских изделий в целом |
15615,12 |
1040 |
13160 |
1160 |
28655,12 |
Отдельно рынок конфет |
1951,89 |
130 |
1645 |
145 |
3578 |
3.5. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
Характеристику состояния конкурентной среды рынка конфет хотела бы начать с таблицы, отражающей долю трёх крупных предприятий несущих первенство в структуре рынка и по предпочтениям покупателей. Использовались данные Поволжского областного комитета государственной статистики и результаты опроса покупателей. Таблица 3.5.1.
Доля предприятия на рынке |
В структуре рынка |
По мнению покупателей |
Булай |
28,5 |
21,5 |
Россия |
21,6 |
20,5 |
Заря |
22 |
18 |
На основе проведенного опроса выяснилось, что большинство потребителей на рынках г.Набережные Челны отдают предпочтение шоколадным конфетам отечественного производства, в лидерство как в структуре так и в предпочтениях покупателей с небольшим преимуществом выходит местный производитель АО «Булай». На рынке прослеживается высокая степень конкуренции, лидирует АО «Булай». Это можно объяснить хорошим качеством продукции, качеством упаковки, приемлемой для местного потребителя ценой, узнаваемой маркой. Незначительный отрыв конфет фирмы «Россия» объясняется отличным качеством продукции, наличием разнообразных красочных упаковок, широкий ассортимент предлагаемой продукции, признаки бренда. Казанская фирма «Заря» благодаря выгодным условиям поставки, налаженной системой товародвижения, широкой сетью реализации, несложному ассортименту и приемлемым ценам также входит в тройку лидеров.[14]
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Таким образом, реализация целей и задач, поставленных в плане маркетингового исследования, подтвердила основную рабочую гипотезу: АО «Булай» имеет сильные конкурентные позиции, однако положение предприятия нельзя считать достаточно устойчивым, прежде всего по причине активного наступления конкурентов. Это основной вывод исследования. Кроме того, на выбор стратегии маркетинга предприятия может влиять общее состояние конъюктуры рынка кондитерских изделий, степень сбалансированности спроса и предложения, тендениции их развития, уровень нсыщенности рынка товарами, ассортиментная структура предложения, средняя норма прибыли по отдельным товарным группам, темп роста оьъёмов реализации, а также отношение потребителя к товарным маркам разных производителей.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы: ситуация на рынке кондитерских товаров г.Набережные Челны во многом повторяет общую ситуацию на потребительском рынке России и, ч частности, на общероссийском рынке кондитерской продукции.
Согласно таможенной
статистике, в Россию в 2005г. было завезено
400тыс.т импортных
Как и на рынке города, так и на рынке кондитерских изделий в масштабах страны резко обострилась конкуренция, что было обусловлено продолжающимся ростом экспансии иностранных компаний, многие из которых осуществили инвестиции в производство на территории страны и начали работать на рынке под именем российских торговых марок.
Хотелось бы отметить, что у покупателей была возможность выбора, ассортимент постоянно обновлялся, на рынке конфет присутствовало огромное количество товарных наименований как отечественной, так и импортной продукции. Тем не менее, рынок кондитерских товаров нельзя считать закрытым для новинок, маркетинговая активность ведущих производителей города, региона и в целом всей страны придаёт ему динамизм и обеспечивает высокую степень насыщенности. Характерной особенностью потребления конфет, которая подтвердилась при исследовании рынка г.Набережные Челны, является стойкая потребительская приверженность к отечественным маркам, в частности к марке АО «Булай». Возможности АО «Булай» на рынке г.Набережные Челны далеко не исчерпаны, поэтому целесообразна стратегия интенсивного роста. Особенно актуальны в связи с этим следующие направления:
Также рекомендательна
стратегия интеграционного
Таким образом, исследование позволило сделать выводы, характеризующие рыночную ситуацию, разработать рекомендации, направленные на поиск стратегических маркетинговых решения на рынке кондитерских изделий г.Набережные Челны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, хотела бы провести краткий экскурс по моей работе.
В первой главе я раскрыла понятие, принципы и направление маркетинговых исследований, дала характеристику этапам исследований, а так же подробно изложила планирование и организация сбора первичной информации, систематизацию и анализ собранной информации, представление полученных результатов исследования.
Во второй главе поэтапно исследовался рынок конфет по следующим направлениям: оценка ёмкости и конкурентной среды рынка, определение товарных и географических границ рынка, анализ ассортиментной структуры предложения, состав производителей-поставщиков. Также определила ёмкость рынка и оценила состояние конкурентной среды. В конце работы подвела итоги и по работе и изложила основные предложения, выработала стратегию маркетинга для предприятия.
В целом моя курсовая работа была направлена на углубленное изучение маркетинговых исследований рынка конфет, а в дальнейшем на применение всего изученного в практическом плане.
Таким образом, успешное осуществление коммерческой деятельности невозможно без постоянного анализа и учёта торговыми предприятиями информации, характеризующей ситуацию на рынке – коммерческой информации.
Развитие аналитического аспекта маркетинга, применение комплексного научного подхода при изучении рынка конфет имеет исключительно важное значение, так как отсутствие чётко разработанных стратегий, базирующихся на результатах маркетинговых исследований, приводит к снижению эффективности коммерческой деятельности и потере конкурентных преимуществ предприятий розничной торговли. Таким образом, залог успеха коммерческого предприятия – качественная, правдивая, своевременная, удобная в использовании информация, получаемая в результате проведения маркетинговых исследований рынка потребителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ