Семья как социальный инстут

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Семья как социальный институт всегда являлась той основой, на которой построены все сложнейшие конструкции общественной организации. Она возникла в эпоху позднего неолита и до настоящего времени остается наиболее устойчивым социальным образованием: 85% людей в мире живут в семьях (преимущественно в нуклеарных - супруги и их дети). Адаптируясь к новым социальным условиям, семья меняет свою форму, те или иные функции, способы коммуникации, но сам институт семьи неизменно сохраняется.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Автор статьи «Семья и общество» Щербич Л.И. уделяет большое внимание воспитательной функции семьи. В семье рождаются и воспитываются дети. Эти функции, выполняемые семьей, чрезвычайно важны и незаменимы. Семья заботится не только о своих младших членах, но и о старших, пожилых. В семье старые люди должны находиться в самых комфортных условиях. Нуждающимся родителям в старости и в случае инвалидности принадлежит право находиться на содержании детей. Родители являются естественными опекунами своих детей. На них лежит обязанность заботиться о физическом развитии детей, а также защищать их права.

Под представительской функцией семьи понимается пове­дение «от имени и в интересах» семьи в контактах с соседями, знакомыми, школой, различными общественными институтами.

Брак «функционирует» тем лучше, чем шире взаимодей­ствие супругов. Но состав функций в конкретном браке мо­жет быть различным в зависимости от стадий развития семьи и конкретных условий её существования. Невыполнение семьей тех или иных функций может и не отразиться на прочности бра­ка, если к определенному виду деятельности утратили интерес оба супруга. Если же интерес потерян только одним и стремление другого к сотрудничеству в какой-либо сфере деятельности семьи не найдет необходимого отклика, появится постоянный источник недовольства партнером, источник конфликтов.

Бывает и так, что один или оба супруга после регистрации брака пытаются сохранить холостой образ жизни. Тогда большинство функций остаются «невключёнными». Брак в этом случае существует лишь номинально.

Юркевич Н.Г. считает, что каждая функция семьи является социаль­ной (общественной). Она социальна уже пото­му, что семья — первичная ячейки общества. Общество не может быть безразличным к тому, что происходит в его ячейках. По функции семьи социальны и в более широком смыс­ле слова. Дело в том, что в результате осущест­вления семейных функций удовлетворяются потребности не только членов семьи, но и общества в целом. Разумеется, каждая отдель­ная семья может участвовать в удовлетво­рении соответствующих потребностей общества лишь в посильной для нее мере. Но все семьи вместе способны целиком удов­летворять соответствующие потребности об­щества. Так, родители имеют детей. Но все дети одновременно являются гражданами своей страны, ее подрастающим поколением, ее будущими работниками и защитниками. Следо­вательно, через функции рождения и содер­жания детей семья обеспечивает численное воспроизводство населения.

Занимаясь воспитанием сыновей и дочерей, родители участвуют в качественном воспроизводстве и развитии населения страны. Пол­ноценный отдых и нормальное удовлетворение бытовых потребностей в семье позволяет взрослым и детям начинать каждый рабочий или учебный день с новыми силами. Забота супругов о необходимых материальных сред­ствах для семьи помогает повышению произ­водительности труда на фабриках, заводах и в других организациях.

Таким образом, семья — одна из тех социальных формирований, которые оказывают сущест­венное влияние на общественную жизнь фактически во всех её сферах: от экономики до духовной культуры. Ядром со­циального предназначения семьи является её способность творить человека, развивать его наклонности и общественную активность.                                                 

Говоря об этапе развития молодой семьи, следует более подробно остановиться на тех задачах, которые должны решать молодые супруги.

Кроме того, необходимо проанализировать трудности, с которыми сталкиваются будущие молодожены, затем молодые супруги, а на следующей ступени — молодая семья с новорожденным.

На общем жизненном пути встречаются разные трудности. В совместной жизни они могут начаться уже в первые месяцы, когда он и она, прислушиваясь скорее к внешним нормам, чем к внутреннему голосу, попадают во всевозможные психологические ловушки и, вместо того чтобы выйти из них, входят во Дворец бракосочетания.

Начало семейной жизни, «медовый месяц» — особенно приятный по общему представлению этап развития семьи. Такой же установкой руководствуются и большинство молодоженов. Но на протяжении этого этапа изменяется интенсивность чувств супругов, устанавливается пространственная и психологическая дистанция между молодоженами и их генетическими семьями и т.д. Но эти задачи не всегда решаются гладко.

Даже если путь к Дворцу бракосочетания был вполне удачным, - говорит Арджанова Л.М., это еще не гарантирует безоблачной долгой совме­стной жизни, что подтверждает тот факт, что около 2 % распадающихся браков существовали менее года. Малая часть таких разводов приходится на первые недели брака. Основная причина столь быстрых разводов — новая, отрицательная информация о супруге.

Около половины «быстрых» разводов связаны с обманом, а другая половина — с недостаточным знанием будущего супруга или его семьи. Данная причина обусловливает за­метную часть трудностей, возникающих в первые месяцы се­мейной жизни.

Даже в сказках со счастливым концом героям приходится преодолевать немало трудностей. Точно так же больше прео­доленных трудностей оказывается не в печальных, а в счастливых семейных историях, герои которых были свободны в выборе друг друга. Эти трудности отношений в счастливых парах можно назвать «подножками». «Подножка» предполагает, что путь уже выбран и начат, но что-то, кто-то мешает, заставляет спотыкаться и даже падать.

«Подножкой» первых отчуждений А. Кроник называет испытание, которое часто поджидает влюбленных молодоже­нов. Она появляется, когда каждый из них привык быть для другого всем. И вот в распоряжении часы, месяцы, годы, и по контрасту возникает парадоксальное чувство ненужности, тесноты в общении друг с другом. Если раньше самый близ­кий человек был всем, расширял горизонты, то теперь все свелось лишь к нему, горизонт сузился. А за горизонтом осталась большая часть мира, для любимого — посторонняя, чужая. Можно увлечь его в невиданные дали, и первые от­чуждения окажутся позади. А можно, напротив, не допускать его в сферу своих интересов, но попытаться, уважая другого, настоять на их неприкосновенности. Если это удастся, острота отчуждения пройдет, на смену придут приятные воспоминания. А вместе с ними и новые трудности роста.

Психологическая суть брака, считает Шнейдер Л.Б. – это подтверждение отноше­ний в паре, их включение и согласование с другими отноше­ниями, которые уже поддерживают будущие супруги. Такое согласование не всегда протекает легко. Иногда к нему не го­товы будущие супруги, иногда их ближайшее окружение мо­жет не одобрять брак или сопротивляться ему. Поэтому даже в тех случаях, когда задача выбора брачного партнера реше­на, у пары могут возникнуть серьезные трудности.

Одна из главных трудностей, по мнению Артамоновой Е.И., с которой сталкивается молодая семья — несо­гласие родителей на брак. Его причины не всегда осознаются, но ча­сто имеют реальную основу. Большинство родителей жела­ют, чтобы брак их детей был удачным, поэтому не одобряют, по их мнению, необдуманного и поспешного решения вступления в брак. Таким образом, они заботятся о стабиль­ности будущей семьи, о ее способности выполнять все се­мейные функции. Такое поведение родителей соответствует одной из общественных функций семьи — контролю над по­ведением детей. Но точно оценить обоснованность решения детей вступить в брак довольно трудно. Поэтому возможны ошибки в оценке этого решения. Ошибки выбора брачного партнера, ошибки сопротивления родителей браку могли бы относительно успешно преодолеваться в процессе обсужде­ния перспектив будущей семьи. Но нередко дети спешат за­ключить брак, а родители вместо обсуждения выражают сла­бо аргументированное категорическое несогласие, что осложняет взаимоотношения молодоженов и близких им людей. А если молодая пара эмоционально или материально очень зависима от родителей, нелегко урегулировать слож­ные, иногда конфликтные отношения.

Сулимова Т.С. считает, что психологическая зависимость молодых людей от родите­лей проявляется в попытках руководствоваться установками родителей, а не своими потребностями и решениями, семейные ритуалы отождествлять с содержанием семейных отношений, попытками, демонстрируя лояльность к генетиче­ской семье, создавать свою, независимую от нее. Эту зависи­мость детей поддерживает чувство небезопасности родителей, которое заставляет их постоянно контролировать детей и сопротивляться (часто не полностью осознав мотивы сопротивления, а потому еще эмоциональнее) их самостоя­тельности. Контроль усиливает и осложняет психологичес­кие проблемы взрослых детей, в частности, свойственное многим молодым людям противоречие отношений к автоно­мии, желание пользоваться опекой в одних областях семей­ной жизни и быть самостоятельными в других.

Данное противоречие отчетливо проявляется в отноше­нии молодежи и молодых супругов к материальной помощи со стороны родителей.

Таким образом, начальная, имеющаяся до заключения брака установка предполагает и помощь, и невмешательство со стороны родителей в жизнь молодой семьи. Понятно, что реализация подобной установки проблематична.

В учебнике Меньшутина В.П. говориться о том, что материальная и эмоциональная зависимость многих мо­лодых семей указывает на необходимость достижения само­стоятельности, ответственности, автономии, т. е. зрелости. Здесь следует отметить, что психологическая зрелость дости­гается труднее, чем материальная. Молодожены часто не имеют достаточного опыта применения совместных реше­ний. Кроме того, при деловом обсуждении конкретных се­мейных вопросов нередко выясняется, что для принятия ре­шений молодым супругам хватало и информации, и ясного понимания своих интересов, но согласованно действовать они не могли, так как не стремились к взаимопониманию, пробовали возникшую проблему решить не совместно, а один за другого. Также нередко выясняется, что «неумение» найти решение опирается на эгоцентрическое представле­ние о семье, нежелание отказаться от некоторых привилегий или интересов.

В семейной жизни сталкиваются разные привычки, уна­следованные от прежних лет жизни в генетической семье, и в борьбе за отстаивание себя каждый искренне старается пере­делать любимого в лучшую сторону, а точнее - сделать его похожим на маму, папу, друзей – говорит Шнейдер Л.Б. В праздники первых встреч все было иначе: вырываясь из привычного круга, оба радова­лись новизне другого, непохожести на старых знакомых. А теперь именно это почему-то мешает, т. к., во-первых, по­водов и времени для сравнений стало намного больше - 24 часа в сутки, во-вторых, чтобы очаровать другого, прихо­дилось улучшать себя, а теперь пришло, наконец, время воспитывать, совершенствовать его.

Мустаева Ф.А считает, что человек, хотя бы немного знакомый с педагогикой, не будет тратить свою жизнь на то, чтобы переделывать супруга, перекраивать его на свой манер, бесконечно критиковать его и негодовать, если он просто не похож на выдуманного ге­роя. Тем уж и интересно жить на свете, что не до конца мы все понимаем.

Во многих семьях в первый год после заключения брака рождается ребенок. Его появление в семье изменяет позиции и роли супругов, им приходится приспосабливаться к ново­му образу жизни, к возросшим психическим и физическим нагрузкам, ограничениям общего досуга и т. д. Если все эти и другие задачи приходится решать быстро, а к ним еще при­бавляются нерешенные проблемы из предыдущих этапов развития семьи, то сама ситуация, требующая быстрого из­менения семейных отношений, становится стрессором.

До рождения ребенка оба супруга имеют похожие воз­можности работать, учиться, общаться с близкими и друзья­ми. После рождения ребенка, даже очень помогающий отец и далее работает, встречается с друзьями, а жена некоторое время в основном заботится только о ребенке. Кроме того, рождение ребенка как бы предлагает молодым родителям новые возможности общения и сотрудничества и сужает уже имевшиеся. Вот это создает предпосылки, как для благопри­ятного, так и для неблагоприятного развития семьи. Реали­зация этих предпосылок зависит от многих факторов, среди которых особенно влиятельным становится имеющийся опыт общения супругов. Если они научились учитывать ин­тересы друг друга, понимать чувства, совместно решали воз­никавшие перед семьей задачи, то рождение ребенка чаще всего укрепляет семейные связи. Супруги и дальше делятся своими переживаниями и таким образом расширяют инте­ресы друг друга, сообщают один другому эмоциональную и деловую информацию о различных сферах деятельности. В таком случае разделение ролей супругов не ослабевает, а усиливает общность семьи.

Указание на возможность семейного конфликта иллюст­рирует одну из типичных схем кризиса молодой семьи. В «Энциклопедии молодой семьи» говориться что непосредственными причинами конфлик­та между супругами обычно являются несоответствие одного из них или обоих требованиям брака как такового, несоответ­ствие супругов друг другу (включая несовместимость характеров), разрушительные внешние воздействия.

За этими общими непосредственными причинами кроются группы причин более конкретных. Общая (тотальная) непригод­ность к браку, исполнению ролей мужа или жены имеет место при алкоголизме, устойчивом преступном поведении одного из супругов, далеко зашедшем эгоизме, вещизме, потребительстве, фанатичной религиозности. Во всех случаях этого рода лич­ность жестко ориентирована на достижение таких целей или использование таких средств достижения целей, которые принципиально несовместимы с браком.

По мнению Сулимовой Т.С. не соответствовать требованиям брака могут и отдельные свойства личности супруга — духовная недоразвитость и мо­ральная неустойчивость, неспособность вести домашнее хозяй­ство или зарабатывать необходимые для семьи средства и др. Каждый такой недостаток может разрушить любую семью. Такие же последствия обычно влечёт комплекс психических черт, именуемый неуживчивостью, когда все действия одного из супругой независимо от его действительных качеств подвергают­ся критике и осмеянию.

Значительные последствия вызывают также недостаток зна­ний по тем или иным вопросам, с которыми сталкивается семья, пренебрежительное отношение к браку или партнеру, отсутствие соответствующих умений, безволие, склонность к противоправ­ным проявлениям.

Несоответствие супругов друг другу также возможно, когда каждый из них в принципе способен исполнить супружескую роль, - считает Герасимович Е.И., но не может  осуществить это в данном браке, с данным партнером. Несоответствие вето полном выражении выливается в несовместимость личностей супругов или отдельных их лич­ных свойств (мировоззрений и убеждений, жизненных целей и планов), неспособность принимать совместные решения и сотрудничать в процессе их исполнения. Несоответствие имеет место при невозможности или серьезной затрудненности сов­местного удовлетворения некоторых потребностей (например, духовного общения при отсутствии общих интересов или резком различии в уровнях развития), при наличии несовместимых пред­ставлений о том, какой должна быть семья, каковы цели брака и способы их реализации.

Шуман С.Г. считает, что примером разрушительного внешнего влияния может быть, в частности, вмешательство в отношения между супругами их родителей или родственников. Это особенно опасно в случаях, когда молодая семья, не имея собственной материальной базы, живёт с родителями жены или мужа. Вмешательство родителей нередко вызывает резкую реакцию — прежде всего со стороны тою супруга, который пришёл в данную семью. Сын или дочь, естественно, проявляют большую готовность подчи­няться родителям. Различная реакция на вмешательство роди­телей нередко оказывается тем клином, который вызывает конфликты, постепенно раскалывает отношения между молоды­ми супругами.

Информация о работе Семья как социальный инстут