Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:59, курсовая работа
Семья как социальный институт всегда являлась той основой, на которой построены все сложнейшие конструкции общественной организации. Она возникла в эпоху позднего неолита и до настоящего времени остается наиболее устойчивым социальным образованием: 85% людей в мире живут в семьях (преимущественно в нуклеарных - супруги и их дети). Адаптируясь к новым социальным условиям, семья меняет свою форму, те или иные функции, способы коммуникации, но сам институт семьи неизменно сохраняется.
Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, составляет 6 месяцев. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в Подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.
Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.
Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
3 Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки
Государство заинтересовано в создании здоровой и прочной семьи. Семья обладает значительным потенциалом для саморазвития, является достаточно устойчивым социальным институтом, способным модифицировать направленные на него воздействия. Однако решение целого ряда проблем семьи не может быть достигнуто лишь только усилиями самой семьи. Необходимо оптимальное сочетание усилий государственных институтов и общественных организаций по социальной защите и укреплению семьи, что возможно лишь на основе выработки и проведения в жизнь научно обоснованной государственной программы по ее защите. С точки зрения перспектив развития семьи особую социальную ценность имеет молодая семья, аккумулирующая в себе результаты социально-экономических и демографических перемен, происходящих в обществе.
Существуют различные определения понятия «молодая семья». Так, напри- мер, Л.М.Иванова считает, что «...молодая семья – это двое молодых супругов в расцвете сил, имеющие одного или двоих детей. Они хорошо выглядят, интеллигентные, стремятся к пониманию друг друга и пытаются анализировать свои отношения с целью их совершенствования». Данное определение вызывает ряд вопросов: а если пока нет детей в силу разных причин. В этом определении отсутствует конкретизация возрастных границ супругов, составляющих институт молодой семьи. Можно привести определение Е.В.Антонюк, отражающее мнение зарубежных исследователей и понимающее под молодой семьей семью на этапе от момента заключения брака до рождения ребенка. Это определение также спорное, поскольку дети могут быть уже на момент заключения брака и рассматривается только один, первый, этап существования молодой семьи, не отражающий общей картины ее последующего функционирования.
Немало исследователей, определяющих понятие «молодая семья» как семья, существующая в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка.
Данное определение выглядит более конкретным, так как в нем выделен признак молодой семьи – возраст супругов до 30 лет, который исходит из общепринятого в научной и обществоведческой литературе и законодательных актах понятия «молодежь», к которой относятся молодые люди от 16 до 30 лет.
Существуют также и психологические подходы, рассматривающие семью как молодую, если возраст супругов не превышает 25 лет, а супружеский стаж –трех лет. Предлагаемые возрастные границы явно занижены, возможно, психологи считают, что браки, заключенные позже этого возраста зрелыми людьми, более стабильны.
В российском законодательстве к молодым отнесены семьи, находящиеся в период первых 3 лет после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста.
По мнению ряда авторов, стаж брака до 3 лет является небольшим для становления молодой семьи, поскольку за этот период не все молодые семьи приобретают, осваивают и принимают новые социальные роли, например, откладывается рождение ребенка по ряду причин.
Наиболее приемлемым, выглядит определение, сформулированное М.С.Мацковским и Т.А.Гурко и относящее к молодой семью, где супругам не более 30 лет, стаж совместной жизни до 5 лет включительно и оба супруга состоят в первом зарегистрированном браке. Стаж существования семьи – до 5 лет –обусловлен тем, что в этот период складывается характер супружеских отношений, которые находятся под влиянием брачного выбора, идет процесс адаптации супругов друг к другу.
Таким образом, мы принимаем за основу следующее определение: молодая семья – малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности, с возрастом супругов до 30 лет, имеющих первый брак и непродолжительный срок семейной жизни (обычно до 5 лет).
Состояние молодой семьи во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Российские молодые семьи аккумулируют на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен последних десятилетий.
По экспертным оценкам, в России в настоящее время насчитывается около 50 миллионов семей и каждая пятая семья – молодая. Следовательно, формирование государственной политики в отношении молодой семьи призвано охватить значительную часть населения страны, развитие которой в дальнейшем обусловлено состоянием именно молодых семей. Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции уже предъявляют к сегодняшним молодым семьям повышенные требования: молодежь становится основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность в большей степени, чем старших поколений, является источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых людей.
Вместе с тем статистика свидетельствует, что молодая семья менее устойчива в социальном и психофизиологическом отношениях (1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, и еще 1/3 – с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20-летнего возраста в два раза выше).
Поэтому выделение молодых семей в самостоятельную социальную группу и формирование государственной политики по отношению к ним как части государственной семейной политики способствуют повышению устойчивости молодых семей за счет реализации комплекса специальных целенаправленных мер по оказанию им социальной поддержки.
Молодые семьи, в которых воспитываются 3/4 общего количества детей, находятся в более сложном материальном положении, они, как правило, не имеют собственного жилья и не обзавелись домашним хозяйством, обладают повышенными запросами духовного развития.
Так, например, в исследовании, проведенном в 2010 г. на примере 800 молодых семей, проживающих в г. Уфе Республики Башкортостан, только 31,9 % опрошенных членов семей ответили, что живут в достатке; 48,5 % указали на то, что средств хватает только на самое необходимое; 18,9 % считают, что их семья живет от зарплаты до зарплаты, а 0,7 % опрошенных не хватает средств даже на самое необходимое. Таким образом, 68,1 % опрошенных молодых семей испытывают материальные затруднения.
Не менее злободневной для молодой семьи является жилищная проблема, вызванная в настоящее время сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступностью жилья на свободном рынке из-за его дороговизны.
Изучение жилищных условий молодой семьи в нашем исследовании показало, что имеют собственное жилье 45,2 % респондентов, в том числе собственный дом, коттедж – 6,8 %, собственную квартиру – 38,4 %. Совместно проживают с родителями мужа или жены 29,4 % опрошенных, арендуют жилье – 16,9 %, проживают в общежитии – 8,5 % респондентов. Таким образом, для 54,8 % опрошенных молодых семей жилищная проблема является остро актуальной.
Необходимо также учитывать и то, что наличие собственной квартиры не обязательно является фактом решенной жилищной проблемы, поскольку это жилье может быть недостаточным по площади, неудобным по месту расположения или не соответствовать будущим демографическим планам молодой семьи. Поэтому предполагают решить проблему собственного жилья самостоятельно 41,7 % опрошенных, через ипотечную программу – 26,1 %, с помощью родителей – 23,5 %, через жилищные кооперативы – 2,0 % респондентов.
Молодая семья имеет право получить ипотечный кредит на приобретение или строительство жилья, если она состоит на учете по улучшению жилищных условий. Почти четвертая часть опрошенных нами молодых уфимских семей возлагает надежды на ипотечные программы, и большинство из них уже обращалось с этим вопросом в соответствующие структуры. Реальную помощь за счет ипотечной программы в решении жилищной проблемы получили 30,8 % респондентов, 34,1 % ответили, что не получили помощь, и 35,0 % опрошенных молодых семей затруднились с ответом.
Молодые семьи в большинстве своем не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не всегда могут оплатить первоначальный взнос по кредиту, так как являются в основном приобретателями первого в своей жизни жилья и не имеют в собственности другого жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, молодые семьи еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Молодая семья является целевой группой для подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг.
Основная цель Программы состоит в комплексном решении проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, что обеспечивало бы доступность жилья, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Одна из основных задач – развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, расширяющих доступность приобретения жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов.
Задачей же подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении их жилищных проблем в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Таким образом, в рамках данной целевой программы предусмотрена система мероприятий по решению очень актуальной проблемы молодых семей – жилищной.
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья, или строительство индивидуального жилья.
Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений), в том числе на уплату первоначального взноса. Субсидия может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что респонденты недостаточно информированы в вопросах получения жилищных субсидий: так, 18,2 % из них ничего не слышали об этом; 58,0 % что-то слышали и только 23,8 % определенно знают об этой возможности.
Как было установлено в ходе исследования, информацию о возможности получения жилищных субсидий респонденты получили из следующих источников: от друзей, знакомых – 32,2 %; от родственников – 12,7 %; из республиканских и городских СМИ – 27,4 %; из рекламы и Интернета – 14,6 %; из других источников – 3,3 %. Но обращались в администрацию города для получения жилищных субсидий только 22,5 % опрошенных, получили 22,0 %, поставлены в очередь 28,0 % и было отказано 50,0 % респондентов.
Практика показывает, что само по себе улучшение жилищных условий еще не является гарантией того, что в молодой семье, где уже есть один ребенок, родится после этого второй, а тем более третий ребенок. Репродуктивные планы молодых семей опосредованы значительным количеством и других условий, никак с обеспеченностью жильем напрямую не связанных (перспективы учебы и карьерного роста супругов, в особенности женщины, психологический климат в семье, отношения с родителями и многое другое). Поэтому именно пропаганда новых приоритетов демографического поведения призвана увязать в сознании молодежи их собственные интересы с интересами общества и государства, которые состоят в том, чтобы прежде всего в социально благополучных молодых семьях рождались по два-три ребенка.