Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:35, реферат
Основной причиной образования запасов является несовпадение в пространстве и во времени производства и потребления материальных ресурсов. Необходимость образования запасов особенно важна в связи с непрерывным углублением разделения труда. Повышение производительности труда происходит вследствие расширения и углубления процессов специализации и кооперирования, в результате которых в процессе изготовления конечного продукта участвует все большее число предприятий. Необходимость перемещения между ними средств производства приводит к образованию все большего количества запасов как по величине, так и по номенклатуре.
Введение
1. Необходимость образования запасов на предприятии
2. Системы управления запасами, их параметры
2.1 Методика оптимизации текущего запаса
2.2 Модель оптимального размера партии поставки при поступлении материалов в течение определенного периода
Заключение
Список литературы
Введение
Указанные выше факторы объясняют наличие препятствий на пути практического внедрения логистики по принципу «точно вовремя». Помимо всего прочего, при планировании инвестиций необходимо оценивать степень фактической выгоды от ее внедрения по сравнению с альтернативными вариантами. Так как при анализе эффективности значительную часть проблемы занимает оценка качественных аспектов и рисков, то в силу этого проведение подобных сравнительных расчетов отличается сложностью. Поэтому оптимистические заключения о снижении затрат в результате внедрения системы «точно во время» на 50 % и более должны восприниматься с осторожностью.
Таким образом, применение подобных систем на российских предприятиях желательно, однако в настоящее время не представляется возможным вследствие нестабильной экономической политики, из чего вытекает нестабильность инфляционных тенденций, рост взаимных неплатежей предприятий и организаций, несовершенное налоговой законодательство.
2. Системы управления запасами, их параметры
Производственные запасы образуются по двум основным причинам. Первая связана с несоответствием объемов поставки и разового потребления материалов и изделий. Вторую причину определяет разрыв во времени между моментом поступления материалов и их потреблением, который приводит к накоплению ресурсов. Запасы, с одной стороны, обеспечивают бесперебойность производства, с другой, они связаны со значительными расходами по их хранению. Поэтому необходимо оптимизировать запасы.
Весь производственный запас можно условно разделить на четыре части.
Текущий запас необходим для работы между смежными поставками.
Подготовительный запас создается для бесперебойной работы в период подготовки материалов, повышения их готовности, доставки на рабочие места.
Гарантийный (страховой) запас учитывает возможные перебои в поставках материалов и изделий.
Сезонный запас учитывает сезонные колебания в производстве или потреблении материалов и изделий.
Под управлением запасами понимается комплекс мероприятий по поддержанию запаса в заданных оптимальных размерах, организации контроля и оперативного планирования поставок.
Для управления производственными запасами их нормы устанавливаются в следующих размерах:
максимальный как сумма гарантийного и максимального текущего запаса;
средний (переходящий) – сумма гарантийного и среднего текущего запаса (нормальный размер запаса);
минимальный – на уровне гарантийного запаса.
Регулирование размера запаса производится изменением объема партий поставок или интервала между смежными поставками. Возможно использование варианта при одновременном изменении интервала и объема поставки. В зависимости от этого в практике материально-технического обеспечения строек материалами и изделиями используются три метода: периодичный, релаксационный и метод двух складов.
2.1 Методика оптимизации текущего запаса
Текущий запас – величина переменная. Его размер колеблется от максимального, равного объему партии, до минимального, равного нулю, в момент перед очередной поставкой. Движение текущего запаса в условиях равномерного потребления – прямая линия (рис.1). Аналитически движение текущего запаса в этих условиях характеризуется формулой:
З(t) = V-bt, (1)
где З(t) – размер запаса t-й момент времени, ед.;
b – среднесуточный расход, ед./сут.;
t – время с момента
поставки до фиксированного
V – размер очередной поставки.
Таким образом, движение текущего запаса в условиях равномерного потребления определяется двумя величинами – объемом поставки и среднесуточным расходом. Интервал между поставками может быть определен по этим величинам:
t=V/b. (2)
За норму текущего запаса принимается средний текущий запас, который равен полусумме максимального (Зmax) и минимального (Зmin) запасов или половине объема партии:
T=(Зmax +Зmin)/2=(V+0)/2=V/2, (3)
где T – норма текущего запаса, дни обеспеченности; 0 – нуль.
Выражая норму текущего запаса в днях обеспеченности, получим в соответствии с предыдущей формулой половину интервала между поставками:
Тдн=Т/b=V/2b=t/2, (4)
где Тдн – норма текущего запаса, дни обеспечения.
Таким образом, норма текущего запаса может быть установлена в размере 0,5 объема партии или в днях обеспеченности 0,5 интервала между поставками.
Дальнейшая задача нормирования текущего запаса заключается в определении наиболее рационального объема партии. Решение этой задачи позволяет отыскать оптимальный размер текущего запаса и наиболее экономичный размер партии (заказа). Методика ее решения заключается в сравнении преимуществ и недостатков приобретения материалов большими или малыми партиями и в выборе оптимального размера заказа.
З, ед.
40
30
20
10
0 1 2 3 4 5 t, дни
Рис. 1. Движение текущего запаса в условиях равномерного потребления
Увеличение партии поставки материалов позволяет сократить расходы по заготовке материалов на единицу продукции за счет условно-постоянной части затрат (управленческие расходы, затраты на оформление заказа, определенная часть транспортных расходов). При этом стоимость заготовки всей партии может быть выражена в общем виде следующей формулой:
Зтр=К+Ц*V, (5)
где Зтр – затраты по заготовке и транспортировке партии, р.;
К – условно- постоянные затраты, р. (на всю партию);
Ц – переменные затраты по заготовке единицы продукции (включая цену), р.
2.2 Модель оптимального
размера партии поставки при
поступлении материалов в
В практике материально-технического
снабжения довольно часто имеет
случай, когда определенная партия
материалов и изделий поступает
не сразу (мгновенно), а в течение
определенного периода времени.
Условия снабжения и
З,ед.
З=V-bt
0 V/p V/b t, дни
Рис. 2 Изменение запаса при одновременном расходовании и поступлении материалов
Оптимальный размер партии (V) может быть установлен по формуле:
V=2kb/hc * p/pb (12)
Классическая модель оптимального размера партии доставки не допускает дефицита материала. Действительно в практике материально-технического снабжения это наиболее распространенный случай. Недостаток материалов ведет к перебою в производстве, потери от которого значительно превышают издержки по содержанию излишних запасов.
Наличие дефицита требует учета определенных методических особенностей в модели оптимального размера партии поставок. При этом учитываются потери из-за дефицита единицы материала (g),
V=2kb/hc * (hc+g)/g, (13)
а оптимальное значение начального запаса определяется
Зn=2kb/hc * g/(hc+g). (14)
Таким образом, в условиях,
допускающих дефицит
Отклонение объема партии или начального запаса от оптимальных размеров приведет к росту общих затрат по содержанию запаса транспортно-заготовительных расходов или потерь из-за дефицита материалов.
Заключение
Система управления запасами
обычно функционирует в условиях
ярко выраженной неопределенности, стохастичности
внешней среды - для конъюнктуры
рынка, работы транспорта характерны случайные
процессы. Поэтому в условиях их
действия особое значение приобретает
ее способность к адаптации. Высокая
надежность и обеспечение устойчивости
- один из фундаментальных принципов
ее функционирования. Конфликты на
стыках различных видов транспорта
можно ликвидировать за счет создания
межотраслевых
Для устойчивости функционирования системы первостепенное значение имеет достоверное планирование производства сбыта и распределения, причем предпочтение отдается стратегическому планированию по отношению к оперативному. С целью достижения высокой надежности такого планирования необходимо изучение поведения внешней среды и, прежде всего, рынка, идентификация возможных ситуаций и получение стратегических ответов на возникшие в связи с этим вопросы.
Развитие системы управления запасами не в последнюю очередь стимулируется необходимостью быстрой реакции производителей на конъюнктуру рынка, стремлением в короткое время адаптироваться в изменяющихся ситуациях.
Список литературы
Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – 2-е изд., - К.: Эльга, Ника-Центр, 2008.
Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. 3-изд. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008.
Гейер Г. Экономика предприятия. Ускоренный курс. – М.: Дело и Сервис, 2005.
Давыдова Л.А., Фальцман В.К. Экономика и управление предприятием: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005.
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007.
Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – 2-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий): Учебник/Под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ПРОСПЕКТ, 2006.
Финансовый менеджмент: российская практика. / Под ред. Стояновой Е.С. – М.: Перспектива, 2006.
Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. / Под ред. Стояновой Е.С.. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Перспектива, 2000.
Финансы и менеджмент: Учебник для вузов/ Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А, Краева и др.; Под ред.проф. Г.Б. Поляка.– М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.