Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:49, курсовая работа
Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый предприятием товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль [6]. Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений. В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1 Теоретические аспекты организации маркетинговой деятельности коммерческого предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.1 Сущность и ключевые понятия маркетинговой деятельности коммерческого предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2 Особенности управления маркетинговой деятельности коммерческого предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2 Анализ маркетинговой деятельности ССМ на рынке строительных материалов Самарской области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.1 Основные тенденции рынка строительных материалов Самарской области
2.2 Характеристика ООО «Самарские строительные материалы» . . . . . . . . .35
3 Совершенствование управления маркетинговой деятельности ООО «Самарские строительные материалы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
3.1 Направления совершенствования управления маркетинговой деятельностью ООО «Самарские строительные материалы» . . . . .. . . . . . . . .39
3.2 Разработка регулярного маркетинга в ООО «Самарские строительные материалы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . .
Рисунок 1 – Современная концепция маркетинга
В основе маркетинга как социального процесса лежат следующие ключевые понятия: нужда (желание), потребность, запрос (платежеспособный спрос).
Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Задачи маркетинга заключается в том, чтобы исследовать нужды, предугадать их изменения.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем, опытом и личностью индивида. Задача маркетинга заключается не только в системном исследовании потребностей отдельных индивидов, групп и т.д., но и в создании определенных предпосылок формирования предпочтений в удовлетворении соответствующих потребностей определенными способами (например, в покупке товаров, которые предлагает конкретный производитель).
Запрос (платежеспособный спрос) – потребность, подкрепленная покупательной способностью. Запрос, в сущности, представляет собой желание купить определенный товар или получить определенную услугу, которое сопровождается возможностью этого приобретения. Потребности превращаются в спрос, когда человек платежеспособен [5].
Таким образом, предприниматель должен считаться не только с тем, какое количество людей захотят купить его товары, но и, что более существенно с тем, кто из них пожелает приобрести их и будет способен удовлетворить эту потребность. Это обстоятельство является проявлением действия так называемой триады маркетинга (рисунок 2).
Рисунок 2 – Триада маркетинга
Основной задачей
Функция управления, представленная на рисунке 1, позволяет раскрыть содержание маркетинга как рыночного процесса.
Рассмотрение маркетинга с позиций освещения рыночного процесса подводит нас к следующим основным понятиям.
Товар – это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью обмена. С точки зрения маркетинга товар как понятие включает как материальные, так и нематериальные продукты. В качестве товара могут выступать физические предметы, услуги, люди, организации, виды деятельности, идеи и т.п.
Данному понятию присуще определенные характеристики, которые известны каждому потребителю и маркетологу: форма, цвет, материал, упаковка, марка производителя, торговая марка, техническое, торговое обслуживание, гарантии и т.д. Данный перечень свойств, присущих товару, зависит от уровней потребительской стоимости того или иного товара, то есть осознанной необходимости, имеющийся у потребителя, по поводу приобретения данного товара. Маркетологи учитывают эти элементы и воздействуют с их помощью на сознание потребителя.
Чем полнее товар удовлетворяет потребности потребителя, тем больших успехов может достичь производитель. Выделяют следующие способы удовлетворения потребностей: обмен, попрошайничество, отъем, самостоятельное производство, самообеспечение.
Из этих четырех способов удовлетворения нужд наибольшими преимуществами преобладает обмен.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого с предложением чего-либо в замен. Обмен - понятие, описывающее только один из способов получения товаров, наиболее распространенной в современном обществе. Для того, чтобы состоялся обмен необходимы следующие условия:
Любая сделка совершается на рынке. Рынок – это совокупность существующих и потенциальных потребителей с определенными нуждами и потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене.
Рынок может сформироваться на товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Рынок – это группа людей, которым наш товар необходим, и которые в состоянии его купить [14].
Организация маркетинговой
деятельности или маркетинга включает
в свой состав: построение (совершенствование)
организационной структуры
1.2 Особенности управления маркетинговой деятельностью
Достижение целей предприятия зависит в основном от трех факторов: выбранной стратегии, организационной структуры и от того, каким образом эта структура функционирует.
Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами – это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью [18].
При рассмотрении вопросов
оптимизации организационной
Маркетинговая структура
имеет решающее значение для успешной
реализации концепции маркетинга. Для
организации маркетинга не существует
универсальной схемы. Отделы маркетинга
могут быть созданы на разных основах;
они, как правило, являются частью коммерческой
сферы деятельности предприятия. Каждое
предприятие создает отдел
Вместе с тем маркетинговые
структуры в значительной степени
зависят от размера ресурсов предприятия,
специфики выпускаемой
Сегодня известно бесчисленное множество организационных форм отделов маркетинга: по выполняемым функциям, географическим регионам, товарам, маркам и/или рынкам потребителей.
На практике существует много разных вариантов организации службы маркетинга. К основным организационным структурам относятся:
Функциональная организация – это самая распространенная форма организации маркетинговой деятельности на предприятии. Специалисты-маркетологи, отвечающие за выполнение определенных функций, подчиняются вице-президенту компании по маркетингу, координирующими их действия. Основное преимущество функциональной организации маркетинга - простота управления. Однако при увеличении номенклатуры товаров и услуг эффективность данной модели снижается: во-первых, планирование конкретных товаров и рынков при функциональной организации производится неадекватно, так как никто ни за что конкретно не отвечает (продукты, которые кому-либо не нравятся, отвергаются); во-вторых, между всеми функциональными службами разворачивается борьба за бюджет и статус (вице-президенту по маркетингу приходится постоянно сталкиваться с противоречащими друг другу требованиями конкурирующих функциональных специалистов).
Географическая организация – это когда компании, работающие на внутреннем рынке страны, формируют свои торговые (а иногда и иные, включая маркетинговые) отделения в форме, удобной для организации деятельности на множестве региональных и зональных рынков. Менеджер по продажам в общенациональном масштабе может руководить четырьмя региональными торговыми менеджерами, у каждого из которых в свою очередь по шесть зональных менеджеров. В подчинении менеджеров по торговле в определенной зоне восемь районных менеджеров, а у тех – по десять торговых представителей или продавцов. Широкое движение в сторону регионов и локализации обусловлено несколькими факторами: массовый рынок большинства продуктов постепенно делится на множество мини-рынков, развитие технологий маркетинговых исследований, усиление влияния розничных торговцев.
Организация по товарам и / или маркам – это когда компании, производящие различные продукты и имеющие много торговых марок, организованы на основе управления отдельными товарами или марками. Такая организация не заменяет собой функциональную, а служит дополнительным уровнем управления. Во главе стоит руководитель, в подчинении у которого находятся менеджеры товарной категории, в свою очередь руководящие менеджерами конкретных товаров и марок. Организацию по товарам и маркам имеет смысл вводить в случае, когда компания выпускает разнообразную продукцию или когда функциональная организация не позволяет контролировать ее разработку и продвижение.
Задача менеджера по продукту состоит в разработке маркетинговых планов, их исполнении, отслеживании результатов и принятии по необходимости их корректирующих действий.
Организация по товарам имеет несколько преимуществ. Прежде всего каждый менеджер получает возможность сконцентрировать усилия на разработке эффективного маркетинга-микс для своего продукта. Далее он быстрее в сравнении с группой функциональных специалистов, реагирует на рыночные проблемы. Наконец, управление отдельным продуктом - это отличная база для обучения молодых руководителей, потому что в нем как на ладони представлены практически все огрехи организационной деятельности компании.
Однако по товарам имеет и свои недостатки: она провоцирует новые конфликты и непонимание, такие менеджеры становятся настоящими экспертами по своим продуктам и редко – по каким-либо функциям; организация по товарам часто обходится дороже, чем изначально предполагалось, менеджеры по торговым маркам не долго занимаются одной маркой, дробление рынков сбыта приводит к возникновению проблем в разработке общенациональной стратегии компании.
В прогрессивных маркетинговых организациях на смену менеджерам по продуктам приходят команды. Различают три типа "командных" структур.
1. Вертикальная команда
состоит из менеджера, его
2. Треугольная команда состоит из менеджера и двух ассистентов-специалистов. Один из них занимается, скажем, маркетинговыми исследованиями, а второй - коммуникациями.
3. Горизонтальная команда: в ее состав входят менеджер и несколько специалистов, выполняющих маркетинговые и иные функции (представители отделов сбыта, маркетинга, исследований и разработок, маркетинговых исследований и бухгалтерии и др.).