Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 12:51, реферат
В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением»,
Введение 3
Глава 1.Понятие качества, качества управления 4
1.1. Содержание качества управления 4
1.2. Проблемы формирования системы качества управления на предприятии 9
Глава 2. Новая стратегия в управлении качеством продукции 13
2.1 Понятие и стратегия качества продукции 13
2.2 Система международных стандартов. Сертификация 16
Заключение 21
Список использованной литературы 22
По каждому из этапов ЖЦ предприятия
(на графиках эти этапы обычно имеют S-образный
вид) можно построить свои нормативные
структуры показателей, которые будут
последовательно сменять друг друга в
точках достижения экстремума (первая
производная функция эффективности обращается
в нуль, а вторая производная отлична от
нуля) и точках перегиба S-образной кривой
(вторая производная функция эффективности
обращается в нуль, первая - меняет знак
«+» на «-», или наоборот). Замена нормативных
рядов показателей объясняется тем, что
на различных этапах меняются характер
и приоритеты деятельности и используются
различные ресурсы потенциала (по составу,
объему, качеству, структуре).
Из сказанного выше следует, что нормативная
структура - это специализированная структура
показателей, которая должна формироваться
исходя из стратегий поведения компании
в условиях рынка, т.е. конкретных условий
производственной, сбытовой и иной деятельности
компании.
3. Следующее условие упорядочения показателей
по их важности состоит в том, что вслед
за показателем целевой функции должны
располагаться показатели, отражающие
результативность использования потенциала
компании, а затем - показатели трудовых,
материальных и иных затрат. Тем самым
в нормативной структуре закрепляется
трех количественные показатели, взятые
по отдельности и характеризующие какую-либо
одну сторону деятельности предприятия,
неэффективны при оценке качества управления.
Необходима совокупность измерителей
этого экономического явления.
Наибольшую
сложность на этом этапе представляет
внутригрупповое ранжирование показателей.
Здесь из-за многообразия ситуаций и используемых
на практике конкретных стратегий мы имеем
дело с множеством комбинаций в расстановке
приоритетов показателей. Поэтому логика
ранжирования должна исходить из предпочтений
для изучаемых ситуаций.
Качество управления оценивается
количественной характеристикой степени
сходства нормативной и фактической
структур показателей. Для порядковых
структур количественной характеристикой
степени сходства служит теснота
ранговой корреляции. В математической
статистике она определяется коэффициентом
ранговой корреляции Спирмена. (В работах
И.М. Сыроежина приводятся доказательства
и обоснования возможности использования
этой характеристики для оценки разнообразных
вариантов неупорядоченности рангов показателей
в структурах.) Заметим, что частые изменения
значений коэффициентов корреляции с
положительных на отрицательные, и наоборот,
причем с большой амплитудой, можно интерпретировать
как неупорядоченное, несогласованное
управление.
Если фактический ряд показателей соответствует
или приближается к нормативному, степень
организованности потенциала, эффективность
реакций системы управления будут соответствовать
выбранной рыночной цели. В противном
случае, т.е. когда эти две структуры расходятся,
мы получаем сигнал о неправильно выбранных
способах достижения цели и, следовательно,
о снижении качества управления. Наихудшее
состояние наступает, если фактическая
структура показателей обратна нормативной.
Поскольку оценка качества управления
является обобщенной и призванной выявлять
и отражать тенденции ее изменения во
времени, она подводит общий итог усилиям
работников многих служб, служит базой
для проведения детализованной оценки,
осуществляемой с помощью факторного,
системного, морфологического, функционально-стоимостного
и других известных методов анализа, результаты
которых используются для выработки конкретных
технических, организационных и иных решений.
Экспертные
опросы, проведенные среди главных специалистов
и руководителей предприятий различных
отраслей, подтвердили обоснованность
и приемлемость изложенного подхода к
оценке качества управления и позволили
расширить представление о возможностях
его использования. Помимо основного назначения,
с его помощью можно:
· выявлять недостатки планирования;
· расширить возможности анализа производственно-хозяйственной
деятельности, введя новые способы измерения;
· обнаружить на ранних стадиях наступление
кризисных состояний предприятия;
· глубже понять характер процессов формирования
и реструктуризации системы управления
и потенциала предприятия;
· обеспечить системность в работе инженерных
и функциональных служб и большую обоснованность
разработки стратегических направлений
развития и др.
Таким образом, качество управления —
это не только качество протекающих
в системе управления информационных,
трудовых и других процессов, но и
проявление того, насколько результативна
деятельность предприятия на рынке,
в какой степени установленные
цели деятельности соответствуют состоянию
внешней среды, выпускаемая продукция
— запросам потребителей, используемые
стратегии — действиям
Глава 2. Новая стратегия в управлении качеством продукции.
2.1 Понятие и стратегия качества продукции
Качество продукции – это совокупность свойств и характеристик, придающих продукции, работам, услугам способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности.
Качество как экономическая категория определяет степень полезности потребительной стоимости (продукции, работ, услуг) в конкретных условиях ее использования.
На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.
Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.
Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы отдела технического контроля (ОТК) и другими организационными мероприятиями.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда, даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы – технические или социально-психологические.
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.
В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой, и все они влияют на качество продукции.
Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы предприятия должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.
Управлению качеством
• обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
• новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;
• вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;
• качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;
• повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;
• всеобъемлющее повышение
Все это осуществимо только тогда,
когда действует четко
Всеобщий контроль качества предполагает три обязательных условия.
1. Качество как основная
2. Мероприятия по повышению
3. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.
Системы разработки новых изделий должны содержать три основных положения:
• качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия;
• планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наилучшими характеристиками;
• ускорение разработки изделия должно стать основным критерием эффективности системы разработки.
В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время — одна из характерных черт мирового рынка.
2.2 Система международных стандартов. Сертификация.
В настоящее время широкое распространение получили международные стандарты ИСО серии 9000, которые вместе с терминологическим стандартом ИСО 8402 отражают концентрированный мировой опыт управления качеством. Это стандарты:
МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;
МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»;
МС 8402 терминологический стандарт.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.
Во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в кредитовании и страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия кредитования и страхования.
Учитывая прогрессивный характер международных стандартов, их
регулирующую роль при выходе на международный рынок, отметим, что эти стандарты – ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 – приняты в России для прямого использования в следующем виде:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 – «Системы менеджмента качества. Требования»;
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 – «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
Кроме этих стандартов к серии стандартов ИСО 9000 относятся следующие:
ИСО 10012 – «Система управления измерением»;
ИСО 10013:1995 – «Руководящие указания по разработке руководств по качеству»;
ИСО 10015:1999 – «Менеджмент качества. Руководящие указания по подготовке кадров»;
ИСО/ТО 10017:1999 – «Методические указания по статистическим методам в ИСО 9001:1994».
Кроме того, был разработан комплекс стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. В них существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание к удовлетворению разнообразных потребностей персонала компаний.
Согласно новой редакции стандартов ИСО серия 9000:2000, система менеджмента качества – это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами, ресурсами. Во главу угла ставится цель существования компании, которая разрабатывает систему стратегического планирования и средства реализации планов в течение года с действиями по внедрению изменений и управлением процессами и ресурсами. Система менеджмента качества всегда должна быть составной частью общей системы управления и руководства организацией.
Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификации по правилам, установленным в этой системе.
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
создание условий для деятельности предприятия, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
защита отечественного рынка и интересов потребителей от поступления зарубежной продукции низкого качества;
Информация о работе Современные проблемы качества управления и продукции