Современные формы и методы конкурентной борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести анализ содержания понятия конкуренция, ее форм и методов.
Задачи исследования:
1. Обосновать содержание понятия «конкуренция».
2. Рассмотреть основные функции конкуренции.
3. Проанализировать основные формы современной конкуренции.
4. Определить методы конкурентной борьбы.

Содержание

Введение
Глава 1. Содержание и функции конкуренции
1.1 Содержание понятия «конкуренция»
1.2 Функции конкуренции
Глава 2. Современные формы и методы конкурентной борьбы
2.1 Основные формы современной конкуренции
2.2 Методы конкурентной борьбы
2.3 Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством.
Глава 3. Конкурентные отношения в современной России. 3.1 Развитие конкурентных отношений в современной России.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.53 Кб (Скачать файл)

Содержание 
Введение  
Глава 1. Содержание и функции конкуренции  
1.1 Содержание понятия «конкуренция»  
1.2 Функции конкуренции  
Глава 2. Современные формы и методы конкурентной борьбы  
2.1 Основные формы современной конкуренции  
2.2 Методы конкурентной борьбы  
2.3 Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством.                                                     

Глава 3. Конкурентные отношения в современной России.  3.1 Развитие конкурентных отношений в современной России.

Заключение  
Список использованных источников  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Актуальность. Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.  
Хозяйственный механизм - одна из самых сложных экономических категорий. Он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении. Труд, издержки, цена, прибыль, заработная плата, процент, рента, капитал, деньги, налог, кредит и т.д. - все эти категории, как и многие другие, здесь не перечисленные, но практически используемые в экономической жизни общества, так или иначе входят в хозяйственный механизм.  
Изменения в социально-экономической жизни общества вызывают необходимость изменения экономических, правовых и организационных норм в использовании экономических категорий и законов прежде всего со стороны государства как хозяйствующего субъекта, призванного обеспечивать согласование в системе экономических отношений и законов. Другие хозяйствующие субъекты вынуждены учитывать изменения в хозяйственном механизме в своей деятельности.  
Каждой социально-экономической системе свойствен свой хозяйственный механизм, определяемый характером господствующей собственности на средства производства. В рамках же однотипных социально-экономических систем могут иметь место значительные особенности в механизмах хозяйствования между странами. Для советской модели хозяйствования главным элементом в хозяйственном механизме был план, имеющий силу директивы, государственного закона. Его составляющими были цена, зарплата, себестоимость, налоги, процент и другие, регламентируемые государством.  
В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т.д.  
Именно поэтому данная тема является актуальной в современных условиях. 
Цель исследования – провести анализ содержания понятия конкуренция, ее форм и методов. 
Задачи исследования:  
1. Обосновать содержание понятия «конкуренция». 
2. Рассмотреть основные функции конкуренции. 
3. Проанализировать основные формы современной конкуренции.  
4. Определить методы конкурентной борьбы. 
Объект исследования – основополагающие характеристики конкуренции как экономического явления. Предмет исследования - определение понятия, форм и методов конкуренции. 
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Борисова Е.Ф., Носовой С.С., Воробьева Е.М., Просветова Г.И. и других. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Содержание и функции конкуренции 
1.1 Содержание понятия «конкуренция» 
 
Конкуренция – это борьба. Итак,  под конкуренцией в общем смысле понимаются соперничество на каком-либо поприще между отдельными конкурентами (соперниками), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Экономическая конкуренция предполагает соперничество между различными производителями (потребителями) на рынке за наиболее выгодные условия производства и реализации (приобретения товаров).[1] 
«Российская юридическая энциклопедия» дает следующее определение термина. Итак, конкуренция  - состязательная деятельность хозяйствующих субъектов  по увеличению прибыли, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность друг друга односторонне повлиять на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке[2].Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление.  
Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы.      В экономической литературе существует множество определений категории «конкуренция». 

[1] Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономки:  Учеб. пособ. /Под ред. О.Т. Лебедева .- 2 изд., доп.-СПб: ИД «МиМ», 2005.-224с.

[2] Российская юридическая энциклопедия /Под. ред. А.Л. Сухарева.-М.-ИНФРА-М, 1999.-с.488

 

 

По определению классической политической экономии, конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто весьма жесткие формы и методы.                                                                                                                          

Это борьба за более выгодные условия покупки сырья и продажи товаров. Это борьба за экономическое выживание в общественном производстве.  
Наряду с примитивно-бытовыми определениями конкуренции как борьбы за кошелек покупателя и т.п. в экономической литературе приводятся и такие экономически содержательные ее определения, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.  
Множество определений конкуренции отражают сложность и многофункциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное: вне конкуренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.  
Рыночная конкуренция - это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы. 
Рыночная цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения и в которой в конечном счете реализуются успехи и неудачи в конкурентной борьбе, является результатом взаимодействия множества факторов и механизмов. Она формируется до рынка под влиянием множества факторов, но корректируется на рынке .  
Каждым из субъектов на рынке двигает личный экономический интерес.  
Не сдерживаемые ничем личные корыстные интересы хозяйствующих субъектов могут подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным и экономическим интересам общества.  
Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий лежит конкуренция. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходят снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей и т.д. Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственную деятельность в интересах всего общества.  
А. Смит разработал теорию трудовой стоимости, в соответствии с которой действительным мерилом меновой стоимости выступает затраченный на производство товара труд. Величайшая заслуга А. Смита состоит в том, что он отделил естественную цену (впоследствии получившую название стоимости товара), определяемую затратами труда, от рыночной цены товара, определяемой спросом и предложением на рынке. Именно отклонения рыночных цен от стоимости и определяют успехи и неудачи конкурентной борьбы и в конечном счете - судьбы агентов рыночных отношений. Смит весьма доходчиво объясняет этот механизм. Он пишет: «Рыночная цена любого товара редко может продолжительное время держаться ниже естественной цены, хотя и может долгое время оставаться на более высоком уровне. Какая бы часть ее не оплачивалась ниже своей естественной нормы, лица, интересы которых от этого страдают, немедленно почувствуют ущерб и сейчас же извлекут столько из труда и капитала из производства этого товара, что количество последнего, доставляемое на рынок, окажется достаточным только для удовлетворения действительного спроса на него. Так будет, по крайней мере, в случае существования полной свободы» .  
Еще более полно и последовательно развивается действительный рыночный механизм конкуренции у Д. Рикардо и других экономистов классического направления.  
Раскрывая причины возникновения конкуренции, следует учитывать, что изучение любого экономического явления должно опираться на три подхода: I) причинно-следственный; 2) функциональный; 3) системный.  
В рамках причинно-следственного подхода, когда выясняются «первичность» и «вторичность» процессов, обнаруживается, что исторически конкуренция порождается общественным разделением труда и частной собственностью, которые неизбежно ведут к установлению через рынок всеобщей связи хозяйствующих и экономически обособленных друг от друга субъекте. На основе функционального подхода, когда непосредственно раскрывается характер взаимодействия этих субъектов, можно сделать вывод, что отношения конкуренции являются не каким-то предвиденным «злом» на пути развития экономической жизни человеческого общества, а одним из его фундаментальных, объективных законов. И, наконец, системный подход позволяет определить конкуренцию как необходимый способ организации целостной системы рыночных отношений. 
Отмечая объективную природу конкурентных отношений, не следует забывать и об их субъективной стороне.  
Экономическая наука, исследуя важнейшие принципы эффективного приумножения богатства и создания основ благосостояния людей, органически включает в себя изучение индивидуума, хозяйствующего в условиях рынка.  
Между тем совершенно очевидно, что «человеку разумному (равно и «человеку экономическому») внутренне свойственно такое далеко не самое плохое качество, как склонность к соперничеству, состязательности и предприимчивости в самых различных сферах его бытия. В данном случае речь идет не о какой-то кровавой борьбе за существование», а всего лишь об естественном инстинкте самосохранения с помощью выявления и реализации своих собственных потенциальных способностей. Это ставка на известный принцип «от каждого по способностям» с коррекцией на изначальное неравенство этих способностей и отсюда на необходимость борьбы между их носителями .  
Нельзя выбрасывать из числа факторов появления и развития конкуренции внутреннюю природу человека, которому свойственно врожденное чувство соперничества. Это чувство впервые проявляет ребенок, а затем на протяжении всей человеческой жизни оно служит стимулом развития знаний, способностей, заставляет человека постоянно совершенствоваться.  
Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы — борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей, за общественное признание воплощенного в этих благах труда. В прошлом она не случайно была названа «борьбой всех против всех», на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно «дурной» природе, разрушительном характере.  
Пытаясь на базе мировой хозяйственной практики и достижений мировой экономической мысли трезво оценить позитивные и негативные черты рыночных конкурентных отношений, нелишне поставить один парадоксальный вопрос: в состоянии ли конкуренция из «борьбы всех против всех» трансформироваться в своеобразную «борьбу всех ради всех?». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции конкуренции.

Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функции. В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции: 1) регулирующую; 2) аллокационную; 3) инновационную; 4) адаптационную; 5) распределительную; 6) контролирующую .  
Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства- индивидуальными и общественными потребностями). В конечном счете речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.  
Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation - размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.  
Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.  
Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.  
Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.  
Контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.  
Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая в их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.  
Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.  
Прогрессивное действие функций и успех в конкурентной борьбе обеспечиваются взаимодействием целой системы факторов. Наиболее важная и четкая система факторов в конкуренции рассмотрена американским исследователем М. Портером. Обобщение опыта развития мировой рыночной экономики позволило автору выделить несколько основных факторов, определяющих экономический успех в рыночной конкуренции . 
Во-первых, это наличие факторных условий, необходимых для поддержания конкуренции в данной отрасли: достаточный капитал, развитая инфраструктура, квалифицированные кадры, технология, информация и др.  
Принципиальное значение здесь имеет не статичное наличие или отсутствие тех или иных факторов производства или простой их набор, а характер и темп их формирования, эффективность использования. Большое значение также имеют не столько базовые факторы (транспорт, рабочая сила, основные фонды), сколько наиболее современные и специализированные: особая квалификация, научный потенциал, достижения в определенной деятельности. Например, Япония начиная с 50-х годов имела значительно большее число инженеров на душу населения, чем другие страны. Это внесло больший вклад в конкуренцию, чем низкая заработная плата в промышленности.  
Аналогичный пример из американской действительности: высокий уровень квалификации американских программистов и специалистов по информатике оказал влияние не только на развитие данной отрасли, но и на информационное обеспечение и технический уровень целого ряда других отраслей .  
Необходимо не просто иметь преимущество в факторах производства, но и постоянно поддерживать и улучшать их высокий стандарт.  
Во-вторых, условия внутреннего спроса: объем, структура спроса, уровень благосостояния, возможности его увеличения (рост доходов, изменение структуры потребностей, интернационализация спроса и др.). При этом выигрывают те страны, в которых внутренний спрос дает более четкую картину для действия не зарубежных фирм, а своих, создавая им дополнительные возможности для достижения успеха в конкуренции и затрудняя успех инофирмам.  
В-третьих, смежные и обслуживающие отрасли. Каждая из них должна быть сама конкурентоспособной и в системе с основными отраслями способствовать успеху в конкуренции. Например, химия и производство чернил в Германии; обработка кожи и производство обуви в Италии; электронно-измерительная техника и медицинская аппаратура в США и т.д.  
В-четвертых, стратегия и структура фирм, а также характер конкуренции между ними. Основной субъект конкуренции в рыночной экономике - фирма. Здесь важен учет исторических, национальных особенностей отношений собственности, организации и управления, предпринимательской культуры.  
В-пятых, роль случая, неожиданно открывшийся шанс. Здесь действует определенная закономерность: лучше всего используют неожиданно подвернувшуюся возможность для выигрыша в конкурентной борьбе те фирмы и страны, которые располагают наиболее благоприятной системой изложенных здесь четырех факторов, обеспечивающих успех в конкуренции.  
В-шестых, государство играет в конкуренции вспомогательную роль. Как бы хороша ни была государственная политика, она не обеспечивает успеха, если служит единственным источником конкурентоспособности. Успешной роль государства в конкурентной борьбе становится тогда, когда существуют другие предпосылки успеха, а государство усиливает их значение . 
Все эти факторы составляют систему, критический анализ которой позволяет понять причины лидерства в конкуренции одних и причины неудач - других. 

 

 

 

2. Современные формы и методы конкурентной борьбы  
2.1 Основные формы современной конкуренции

Не вдаваясь в детали пестрого многообразия видов конкуренции, экономическая теория подразделяет конкуренцию на совершенную и несовершенную.

Однако эта научная абстракция, несомненно, важна для объяснения механизма фактически действующей несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция есть неотъемлемый атрибут свободного (совершенного) рынка, который также является сугубо абстрактной конкуренцией. Данная форма конкуренции предусматривает наличие шести ключевых условий (признаков):

1) полная атомизация рынка, заключающаяся в огромном множестве продавцов (полиполия) и покупателей при ничтожно малой рыночной квоте каждого экономического субъекта; 2) абсолютная прозрачность (транспарантность) рынка, состоящая в получении каждый его агентом информации о состоянии всего рынка (прежде всего о ценах); 3) невозможность любого отдельно взятого субъекта рынка оказывать влияние на решения других при исключении из правил рыночной игры каких-либо предпочтений и льгот; 4) полная мобильность (возможность перемещения) всех факторов производства; 5) абсолютная однородность (гомогенность) реализуемых товаров и услуг; 6) отсутствие субъектного контроля (власти) над ценами со стороны агентов предложения (производителей), когда ценообразие предстает как объективный процесс.

Необходимо подчеркнуть, что только наличие суммы всех названных условий позволяет создать идеальную модель подлинно свободной (совершенной) конкуренции в рамках свободного (совершенного) рынка с механизмом свободного ценообразования.

Что же касается несовершенной конкуренции, то в целом она характеризуется более или менее активным вмешательством в конкурентные отношения монополистических «начал» и установлением власти над ценами со стороны отдельных субъектов рынка.

В ходе анализа сложного переплетения чисто конкурентных отношений с процессами монополизации следует обратить внимание на то существенное обстоятельство, что монополизация не должна отождествлять лишь с монополистических объединений в экономике.

Современное рыночное хозяйство представляет собой причудливый симбиоз большого, среднего малого бизнеса. И было бы известным упрощением считать всех представителей большого бизнеса (гигантские национальные и транснациональные корпорации) строго монополистическим сектором экономики, а фирмы среднего и малого калибри – немонополистичкским.

В настоящее время экономическая теория выделяет в рамках несовершенной конкуренции три ее разновидности : 1) чистую (абсолютную) монополию; 2) олигополию (от греч. «oligos» - немногий, немногочисленны й); 3) дифференциацию продукции, благодаря которой складывается монополистическая  конкуренция.

В первом варианте (сугубо монополистическая ситуация) на каком-либо определенном товарном рынке устанавливается господство одного производителя (продавца) или одного покупателя (в случае иногда используется термин «монопсония») , что порождает абсолютную власть такого монополиста над ценами. Подобный феномен несовершенной конкуренции, почти не встречающейся на практике, означает полное отсутствие конкурентных отношений и вправе рассматриваться как еще одна чисто абстрактная модель рынка.

Во втором варианте (олигопольная структура рынка) относительно небольшое количество фирм захватывает власть над единичной отраслью, добиваясь в условиях конкуренции частичного (и порой достаточно жестокого) контроля над ценами. Такая разновидность несовершенной конкуренции типична для ряда отраслей (нефть, автомобилестроение, электроника, химия и т.д.) в странах с высокоразвитой рыночной экономикой.

И наконец, третий вариант, опирающийся на постоянно прогрессирующую дифференциацию производимых продуктов, сводится к функционированию множества производителей (агентов предложения), делающих ставку на расширяющееся разнообразие благ (латинский термин «дифференциация» переводится как «различие» и, следовательно, на удовлетворение растущего (не только количественно, но и качественно) объема человеческих потребностей. На смену унылой однородности (идентичности) товаров и услуг приходится резкое возрастание их пестрого многообразия по самым разным параметрам, начиная от сорта, качества, торговой марки, кровень сервиса и кончая стилем оформления, привлекательностью упаковки, рекламой и даже местом нахождения фирмы. За усилением дифференциации продукции естественно следует повышение степени контроля над предложением и над ценами. Ведь каждый производитель (продавец) какого-либо особого (дифференцированного) товара стремится занять место своеобразного монополиста, пытается создать даже на ограниченном рыночном пространстве ситуацию уникальности и неповторимости. Подобный монополизм может активно произрастать и реально произрастать во всех сферах бизнеса – от  большого до мельчайшего, а крупномасштабная концентрация производства и капитала перестает быть его единственной материальной основой. 

 

 

 

 

 

2.2 Методы конкурентной борьбы

Экономисты выделяют четыре основные стратегии конкурентной борьбы, которые применяют фирмы.

  1. «Силовая» стратегия, когда фирмы-соперники переманивают друг у друга клиентов, предлагая им товар по более низкой цене (по принципу «дешево, но прилично»). Крайним проявлением ценового соперничества является демпинг, когда продавцы начинают назначать цены на уровень издержек или даже не ниже, отказываясь от  прибыли. Такое, казалось бы, иррациональное поведение (его применяют, например, японские фирмы, осваивая новые зарубежные рынки) имеет смысл, поскольку победитель в ценовой концентрации может, одолев соперников, взвинтить цены и наверстать потери. Однако этот путь опасен, поскольку ценовое соперничество может закончится и обоюдным разорением конкурентов. Силовая/ценовая конкуренция преобладает до 20 в., пока фирмы были очень крупнымы, а покупатели стремились, прежде всего, минимизировать свои расходы. В современном же рыночном хозяйстве преобладает неценовая конкуренция – конкуренция скорее за качество товара, чем за цену.
  2. «Нишевая» стратегия, когда фирма делает ставку на высокую потребительскую ценность своего товара, не считая нужным бороться за низкие цены (по принципу «дорого, но очень качественно»). Клиентами таких фирм становятся не массовые, а элитарные покупатели завоевывая их симпатии, фирма захватывает определенную «рыночную нишу» - сегмент рынка покупателей с особыми запросами. Эта стратегия применяется, например, производителями модных товаров, когда высокая цена становится обязательным атрибутом престижного потребителя.
  3. «Соединяющая»  стратегия, если фирма стремится индивидуализировать свои товары, варьируя стандартную модель в соответствии с заранее собранными заявками клиентов (по принципу «клиент доплачивает, чтобы фирма решила его специфические проблемы». В результате достигается сочетание унификации базовых характеристик товара с максимальным разнообразием его дизайна и особых приспособлений. Именно так организован, например, рынок автомобилей в США: сначала местные торговые центры собирают заявки от покупателей, желающих приобрести новые автомашины с какими-либо характеристиками (скажем, с тонированными стеклами или с вмонтированным аудиуплейером), затем прямо на заводском конвейере собирают автомобили «под конкретного клиента», используя как стандартные, так и особые узлы и агрегаты
  4. «Пионерная» стратегия, когда фирма ищет революционные технические и организационные решения, которые позволили бы привлечь покупателя и низкой ценой, и высоким качеством ( по принципу «лучше и дешевле»). Этот путь много сулит в случае успеха, но он весьма опасен, поскольку, приступая к научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР) трудно оценить даже вероятность успеха. Именно благодаря такой стратегии появляются принципиально новые товары или методы производства – конвейера, электрическая лампочка, шариковая ручка, вертолет, телевизор и т.д.

Информация о работе Современные формы и методы конкурентной борьбы