Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 03:08, реферат
Социальная сфера - состоит из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.
Государственная социальная политика - комплекс мер государства, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения.
Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности. Эти обстоятельства моногоаспектны. С одной стороны, они связаны: а) с полной, частичной, временной или постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ¸ ПРИНЦИПЫ
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства…...6
1.2 Функции и методы социальной политики..........................................11
1.3 Основные направления социальной политики……………………..22
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Социальная политика белорусского государства…………………..23
2.2 Государственная социальная поддержка……………………………26
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..43
По
состоянию на 1 марта 2009 г. численность
участников ВОВ составила 42,6 тыс. человек,
в т.ч. инвалидов ВОВ I и II групп - 12,8 тыс.;
членов семей погибших в годы войны –
5,9 тыс.; лиц, награжденных орденами или
медалями за самоотверженный труд и безупречную
воинскую службу в тылу в годы войны –
12,8 тыс.; бывших узников фашизма – 51,0 тыс.
человек
Социальным обслуживанием на дому охвачено
более 4,5 тыс. ветеранов Великой Отечественной
войны. Инвалиды из числа ветеранов войны
полностью обеспечены инвалидными креслами-колясками,
протезами и другими средствами реабилитации.
Практически решены вопросы предоставления
им жилья, телефонизации квартир. Одиноким
гражданам пенсионного возраста за счет
средств местных бюджетов устанавливаются
индивидуальные пожарные извещатели,
приборы учета расхода воды.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах социальной поддержки населения» (далее – Указ) наиболее нуждающимся семьям и гражданам предоставляется государственная адресная социальная помощь (ГАСП) в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий.
Ежемесячное
социальное пособие предоставляется
семьям и гражданам при условии,
если их среднедушевой доход по объективным
причинам не превышает 100 процентов наибольшей
величины бюджета прожиточного минимума
в среднем на душу населения, утвержденного
Правительством Республики Беларусь,
за два последних квартала (критерий нуждаемости).
Размер ежемесячного социального пособия
на одного получателя составляет положительную
разность между критерием нуждаемости
и среднедушевым доходом семьи (гражданина).
Указанное
социальное пособие назначается
с месяца обращения, как правило,
на три месяца, и не более двух
раз в течение календарного года.
В исключительных случаях, если семьи
(граждане) в течение трех и более месяцев
находятся в трудной жизненной ситуации,
объективно нарушающей их нормальную
жизнедеятельность, такое пособие может
быть назначено более двух раз в течение
календарного года либо на срок до одного
года.
Ежемесячное социальное пособие не предоставляется
семье (гражданину), если член семьи (гражданин):
имеет в частной собственности более одного жилого помещения (квартиры);
сдает по договору найма (поднайма) жилое помещение;
сдает по договору аренды иное недвижимое имущество (дачу, гараж);
является
собственником имущества
осуществлял за счет собственных средств выездной туризм в течение последних двенадцати месяцев перед датой обращения за назначением ежемесячного социального пособия;
обучается
в учреждении образования за счет
собственных средств;
имеет земельный участок для ведения личного
подсобного хозяйства или коллективного
садоводства, но не использует его для
получения сельскохозяйственной продукции
(кроме одиноких инвалидов I, II группы и
граждан, достигших 70-летнего возраста).
Единовременное социальное пособие может быть предоставлено семье или гражданину, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность, если их среднедушевой доход, не превышает 120 процентов критерия нуждаемости. Размер единовременного социального пособия устанавливается в пределах от 50 до 500 процентов критерия нуждаемости в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится семья (гражданин). Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право на получение государственной адресной социальной помощи устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, центра с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.
Указанное социальное пособие назначается не более одного раза в течение календарного года. Заявление о назначении государственной адресной социальной помощи установленной формы подается любым совершеннолетним членом семьи, а также несовершеннолетними членами семьи, вступившими в брак до достижения возраста 18 лет или имеющими детей, в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства. Бланк заявления выдается этим органом.
Решение
о назначении государственной адресной
социальной помощи принимается постоянно
действующей комиссией, созданной
районным (городским) исполнительным комитетом.
Обеспечение деятельности комиссии осуществляется
органом по труду, занятости и социальной
защите.
Решение о назначении и размере государственной
адресной социальной помощи либо об отказе
в ее назначении принимается комиссией
в следующие сроки:
1. в течение 5 рабочих дней со дня подачи
заявления при представлении заявителем
всех документов, необходимых для назначения
государственной адресной социальной
помощи;
2. в
течение 5 рабочих дней после
получения последнего
О назначении или отказе в назначении государственной адресной социальной помощи (с указанием причин отказа и порядка обжалования) заявителю сообщается в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения комиссии.
Решение комиссии о назначении (отказе в назначении) социальных пособий может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите. При несогласии с принятым этим органом решением спор разрешается в судебном порядке.
В целях обеспечения контроля за реализацией Указа Министерством труда и социальной защиты организован и проводится мониторинг оказания государственной адресной социальной помощи. В каждом регионе республики формируется банк данных получателей государственной адресной социальной помощи.
Согласно оперативным данным, по состоянию на 1 января 2009 г. в органы по труду занятости и социальной защите обратилось около 69 тыс. заявителей. Решение о назначении помощи принято по 62,5 тыс. обращений (90,6 процента от числа всех обращений). Необходимую поддержку государства получили 177,1 тыс. человек на сумму 29,4 млрд. рублей. Основными получателями ГАСП являются многодетные и неполные семьи – 59,3 процента от всех получателей, в том числе представители многодетных семей составляют 29,2 процента (51,7 тыс. человек), неполных семей – 30,1 процента (53,3 тыс. человек). Семьи, воспитывающие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, в общем числе получателей составили 2 процента (3,6 тыс. человек). Государственная адресная социальная помощь назначена 7,2 тыс. одиноких пенсионеров и инвалидов I и II группы, что составляет 4,1 процента от общего числа получателей. Остальные категории получателей составляют 34,5 процента (61,2 тыс. человек). [11 с.42]
В целях исключения иждивенческих настроений среди получателей ГАСП (в ситуации, когда трудоспособные члены семьи не стремятся к увеличению своего дохода) комиссии принимают решения о назначении помощи в виде ежемесячного социального пособия на период менее трех месяцев. При этом семье (гражданину) предлагается содействие в трудоустройстве, даются конкретные рекомендации по повышению доходов. Так, по 2157 обращениям (3,4 процента от общего числа обращений, рассмотренных положительно) комиссией приняты решения о назначении ГАСП сроком на один месяц.
Во всех административных районах республики созданы постоянно действующие комиссии по оказанию государственной адресной социальной помощи (далее – комиссии), деятельность которых осуществляется на основании Положений, утвержденных решениями гор(рай)исполкомов (администраций районов в городах).
При вынесении решения о назначении ГАСП, ее формах и видах, о размере помощи и периоде выплаты (для ежемесячного социального пособия) комиссия принимает во внимание факторы и причины, по которым семья имеет низкий доход, а также проявляемые трудоспособными членами семьи инициативу и конкретные действия по улучшению материального благополучия, по выходу из трудной жизненной ситуации.
Деятельность государства в социально сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущения проявления социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.
В
2000-2008 годах денежные доходы населения,
скорректированные на рост потребительских
цен, возросли в 2,7 раза, в том числе реальная
заработная плата в 2,9 раз. [см. приложение.]
3. Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь
Для нашей страны государственная социальная
политика была и остается главным приоритетом,
ее основная цель - обеспечение всем гражданам
страны достойного уровня и качества жизни.
Реформирование общества создало новую социальную среду и потребовало выработки эффективной социальной политики, которая реализуется в рамках «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.». Она является необходимым условием для экономического подъема, а соответствующие социальные программы способствуют достижению согласия в обществе и являются основополагающими в осуществлении успешных реформ.
Необходимо, с одной стороны, аккумулировать средства для социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (многодетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а с другой - поддержать такие направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: образование, науку, культуру, здравоохранение (имея в первую очередь доступную, бесплатную медицинскую помощь). Поэтому государственное регулирование в Республике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в нее внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить адресную социальную защиту. В республике разработана и реализуется «Комплексная программа адресной социальной защиты населения».
Важнейшей составной частью системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. Оно охватывает более чем четвертую часть населения республики: на начало 2008 года пенсии получали свыше 2,6 млн. человек. Для Беларуси характерен опережающий рост величины пенсии по отношению к росту заработной платы. Если в 2006 г. соотношение средней пенсии и средней заработной платы по народному хозяйству составляло 35,8%, то в 2008 г. - 42,1%. Позитивная динамика наблюдалась и в реальном содержании пенсии. Величина средней пенсии по отношению к бюджету прожиточного минимума пенсионера возросла на 50 процентных пунктов и составила 126,0%.
Основные направления деятельности государства по поддержанию социально приемлемого уровня и качества жизни граждан старшего поколения, механизмы их реализации отражены в «Республиканской Комплексной программе по проблемам пожилых людей на 2006-2010 гг.». Программой предусматривается проведение научных исследований в части социально-правовой защиты, развития инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание пожилых людей, предусматриваются конкретные меры по созданию благоприятных условий для реализации их интеллектуальных и культурных потребностей, адресной социальной поддержки и пр.
Совершенствование
пенсионного обеспечения в
В республике сохраняется солидарный характер социальной защиты, основанной на распределительном принципе. Одновременно новый порядок учета усиливает зависимость размера назначаемой пенсии от вклада каждого работающего на протяжении его трудового стажа.
Появление накопительной компоненты в системе пенсионного обеспечения снимает ограничения с максимального размера пенсий. Он обусловлен количеством средств, откладываемых будущими пенсионерами. В новых условиях прекращается финансирование льгот, ранее предоставлявшихся определенным категориям граждан за счет других членов общества. Профессиональные льготы должны оплачиваться соответствующими профессиональными пенсионными фондами, формируемыми в основном из средств работодателей. Это должно послужить побуждающим мотивом к обновлению производства, внедрению новых технологий, оздоровить условия труда, поскольку вредное производство — одна из причин назначения досрочных пенсий.