В экономической теории предполагается,
что дополнительные средства, полученные
к обычному, нормальному уровню дохода,
должны быть отложены в сбережения, а не
потрачены. Однако из года в год в предыдущих
волнах исследования респонденты отдавали
предпочтение потребительским тратам,
а не сбережениям, что объяснялось недостаточно
высоким уровнем обычного дохода, которого
не хватало для покрытия необходимых текущих
затрат, а также низким уровнем доверия
населения к сберегательным и инвестиционным
формам вложения средств. С ростом денежных
доходов населения и стабилизацией экономической
ситуации предпочтения потребительских
трат начали ослабевать, частично уступая
свое место сберегательным и инвестиционным
предпочтениям.
К началу 2011 года в «кризисной»
динамике некоторых показателей
потребительского и финансового
поведения произошли изменения, связанные с постепенным
выходом российской экономики из кризиса.
Для многих отпала острая необходимость
возврата долгов (показатель вернулся
на предкризисные 10%), чуть ослабла и установка
на страхование (40% при 42% в 2009 году).
В то же время, отмечаются явления противоположной
направленности, связанные с новым снижением
инвестиционной активности и ростом потребления.
Доля граждан, готовых направить средства
на инвестиции, увеличившаяся в 2010 году
до 23%, в 2011 году снова снизилась до 19%. Возможно,
это стало следствием стабилизации и некоторого
снижения уровня доходов в начале 2011 года,
о которых говорилось выше в предыдущих
разделах отчета. С 2009 года продолжают
расти предпочтения потребительских трат.
Возможность потратить свободные средства
на потребление привлекала бы сегодня
55% россиян, – здесь, вероятнее всего, сказываются
отложенные во время кризиса потребительские
планы.
Характерно, что
установка на сбережения ни в острый
кризисный период, ни во время ослабления
кризисных явлений не претерпела изменений
– на протяжении последних четырех лет
она отвечает финансовым планам 13-14% россиян.
Рис. 2.4. Предпочтения
различных стратегий расходования
крупных денежных средств
В инвестиционном блоке предпочтений
россиян в последние два года происходили колебания – снижение
доли респондентов, готовых потратить
средства на инвестиции, до 19% в 2009 году,
рост до 23% в 2010 году, и снова снижение до
19% в 2011 году. В этот блок входят такие опции,
как «вложу в собственное дело, предприятие»,
«потрачу на переквалификацию, приобретение
новой специальности», «положу деньги
в банк под процент, куплю акции или другие
ценные бумаги российских компаний, куплю
государственные ценные бумаги облигации
и т.п.».
Наиболее заметной
оказалась динамика инвестиций в срочные вклады,
акции и ценные бумаги, характер которой
соответствовал характеру изменений в
инвестиционной блоке в целом.
После довольно
заметного роста данного показателя
в 2010 году по сравнению с 2009 годом (с
11% до 15%), в 2011 году его значение вновь снизилось до
11%. Положительная динамика в 2010 году, по-видимому,
была связана с двумя факторами.
Во-первых, кризис
2009 года не привел к кардинальному
ухудшению материального положения
населения, и у людей сохранился
запас свободных денег, которые и решено было инвестировать
в 2010 году, когда в экономике наметилась
тенденция к выходу из кризиса.
Во-вторых, тот
впечатляющий рост, который продемонстрировал
фондовый рынок в 2000-ые гг., дал людям
основание надеяться на возможность
повторения данного тренда в посткризисный
период, когда
многие акции стоят дешево.
Совершенствование механизма инвестиционной стратегии сбережений населения
Основным инструментом
реализации стратегии и практического применение механизмов управления
сберегательным процессом должен стать
сберегательная политика, а ее сущностью
- обоснованный выбор приоритетных способов
и направлений для привлечения сбережений
населения в хозяйственный оборот.
В современных реалиях эффективной
реализации сберегательной политики в
России мешает ряд ограничений и требований:
- ограничения, связанные с приоритетами населения в размещении средств;
- финансовые ограничения населения;
- требования местных бюджетов;
- требования социально-экономического развития региона;
- требования, связанные с несовершенством инфраструктуры финансового рынка.
На сегодняшний день одним из основных
ограничивающих факторов вложения средств
в организованные формы сохранения является
отсутствие доверия населения, как к проводимой
государственной политики, так и к деятельности
финансовых институтов, а преодолеть этот
негативный барьер, возможно лишь в долгосрочном
периоде.
Сберегательная
политика, направленная на привлечение
имеющихся сбережений населения в оборот, должна
соответствовать следующим требованиям:
- целеустремленность, выраженная в выборе и обосновании направлений, регулирующих и стимулирующих привлечение имеющихся сбережений в экономический оборот соответственно к конечной цели социально-экономической политики;
- обеспечение экономической безопасности вложенных средств в финансово-кредитные учреждения путем создания эффективной системы гарантий;
- ориентация на особенности дифференциации населения по уровню жизни, учет их интересов и сложившихся преимуществ при разработке механизмов регулирования и регламентации процесса привлечения сбережений;
- четкое определение и законодательное закрепление ответственности между государством, финансовыми посредниками и населением в процессе выбора способов и условий привлечения сбережений и их использования в качестве инвестиционных ресурсов;
- активное участие всех субъектов сберегательных отношений в определении наиболее эффективного варианта привлечения сбережений;
- учет региональных характеристик при разработке и внедрении
конкретных направлений инвестиционной составляющей сбережений населения;
- приоритетность, которая выражается в определении направлений для достижения цели привлечения сбережений в организованный процесс увеличения и использования.
Важнейшим условием
практического осуществления сберегательной
политики является разработка эффективных механизмов
ее реализации, которые будут способствовать
максимально возможному привлечению наличных
сбережений населения в экономический
оборот.
Среди определяющих требований осуществления
механизмов реализации региональной сберегательной
политики следует выделить:
- «баланс интересов», что предполагает учет интересов основных участников сберегательных отношений;
- взаимообусловленность, что означает взаимозависимость состояния рынка сбережений и общей социально-экономической и политической ситуации в стране и регионе;
- защищенность от злоупотреблений на финансовом рынке, представляют собой потенциальную угрозу инвестированным средствам населения;
- качество инвестиционной среды, что означает гарантию возврата
вкладов населения, их увеличения и обеспечения эффективной деятельности всех сторон, участвующих в инвестиционно-сберегательном процессе.
Система механизмов
региональной сберегательной политики,
что способствует эффективному достижению поставленных
задач, должно учитывать следующее:
- оценка надежности вложенных средств по направлениям инвестирования;
- гарантии сохранения вложенных средств;
- обеспечение доходности вкладов;
- снижение рискованности работы со средствами населения;
- налоговое стимулирование хозяйствующих субъектов в привлечении и эффективном использовании сбережений населения.
Основными методами
реализации региональной сберегательной
политики следует выделить правовые, административно-экономические,
институциональные, информационные, социально-психологические.
Таким образом,
целесообразно предложить определенные
мероприятия по усилению роли государства
в формировании эффективного механизма
трансформации сбережений населения в
России:
- обеспечение последовательности в проведении пенсионной реформы;
- создание благоприятных условий для развития институциональных инвесторов;
- совершенствование налогового механизма;
- разработка и принятие законов, способствующих функциональному и институциональному развитию банковской системы;
- развитие фондового рынка;
- ограничение деятельности компаний и банков по привлечению зарубежных кредитов;
- формирование информационной среды, способствующей повышению финансовой культуры населения;
- реализация на практике индексируемых процентных ставок по долгосрочным частным вкладам;
- ускоренное снижение темпов инфляции;
- обеспечение населения простым доступом к «голубым фишкам» (акциям крупнейших и надежных российских компаний);
- выпуск государственных ценных бумаг для населения с доходностью выше уровня инфляции;
- развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
- расширение возможности доступа населения на ведущие фондовые биржи через электронную связь;
- стимулирование создания специализированных инвестиционных банков;
- повышение привлекательности и доступности для населения институциональных инвесторов (паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы и др.).
Опыт показывает,
что многие из традиционных финансовых
структур практически недоступны мелким
инвесторам из-за высокой цены услуг
и сложностей работы с ними.
Заключение
Таким образом,
в ходе написания работы, и, учитывая, особенности механизма
трансформации сбережений населения в
инвестиционный капитал, можно выделить
основные функции, которые при этом ими
выполняются:
быстрое перераспределение
инвестиционных ресурсов;
трансформация финансовых ресурсов
населения (сбережений) в инвестиционный
капитал, путем их аккумуляции и размещения
через покупку финансовых активов;
стимулирование
экономического роста, путем рационального
направления инвестиционного капитала;
снижение
финансовых рисков за счет рациональной
инвестиционной диверсификации и хеджирования.
На основе
проведенного анализа в работе особенностей инвестирования
сбережений населения при использовании
механизмов инвестиционных фондов необходимо
отметить ряд первоочередных мер обеспечения
эффективности этого процесса, в частности:
отделение профессиональной
деятельности по управлению активами,
их хранения, учета и аудита;
обеспечение
установленных нормативов, в отношении
активов инвестиционного фонда,
направлений их инвестирования, правил расчета
с инвесторами;
регламентация
процедуры раскрытия информации
о результатах деятельности фонда,
показателей компании по управлению
активами и других профессиональных
участников, которые обеспечивают деятельность
инвестиционного фонда;
обеспечение
четкой системы отчетности перед
государственными контролирующими
органами в сфере коллективного
инвестирования [8].
Список использованной литературы
- Князев В. Г., Слепов В. А.. Финансы: учебник/ Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова; Ред. В. Г. Князев, В. А. Слепов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2011. – 654 с.: ил. ISBN 978-5-9776-0070-5.
- Ковалева В.В., Иванова В.В., Лялина В.А., Инвестиции. Учебник. - М.: Проспект, 2005.
- Коробов Г. Г. Банковское дело: учебник/ Ред. Г. Г. Коробова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2011. – 589 с. ISBN 978-5-9776-0109-2.
Корчагин Ю. А., Рынок ценных бумаг. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
- Криничанский К., Анализ сберегательного поведения населения и его лояльности к рынку ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 2006. № 14. С. 29-32.
- Лаврушин О. И., Мамонова И. Д. Оценка финансовой устойчивости кредитной организации: учебник/ Ред. О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова. – М.: КноРус, 2011. – 301 с. ISBN 978-5-406-00855-3.
- Соколов Ю. А., Дубовая С. Е. Банковская система и ее инфраструктура в России: монография /Под ред. Ю. А. Соколова, С. Е. Дубовой. – М.: Анкил, 2010. – 262 с.: ил. ISBN 978-5-86476-319-3.
Приложение
1
Организационно
– экономический механизм регулирования
российского финансового рынка
1
Источник: Росстат, расчеты ЦИРКОН