Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:38, дипломная работа
Целью курсовой работы является анализ внешней и внутренней среды предприятия, оценка формирования его товарной политики и разработка рекомендаций по ее усовершенствованию.
Задачи исследования:
овладение навыками поиска информационных источников;
освоение приемов работы с научной и справочной литературой, периодическими изданиями, коммерческой информацией;
развитие навыков применения данных официальной статистики, законодательных и нормативных актов по исследуемой проблеме;
привлечение и анализ материалов хозяйственной деятельности предприятия;
Изделия предприятия находят широкое применение практически во всех отраслях промышленности и энергетики, в центрах сертификации и стандартизации Госстандарта РФ, Российском космическом агентстве, на предприятиях РАО "Газпром".
Производители делают ставку на высокое качество изделий, определяющееся многолетним опытом персонала предприятия по разработке и производству Государственных эталонов, образцовых установок и средств измерений, в том числе в области вооружений и военной техники.
Надежность продукции гарантируется существующей на предприятии системой контроля качества и 100% ресурсными испытаниями приборов. В 2002 году система качества предприятия сертифицирована на соответствие требованиям ISO 9001.
Высокие технические параметры продукции компании "Элемер" и ее надежность высоко оценены персоналом 18 энергетических объектов АО МОСЭНЕРГО и сотрудниками региональных энергетических систем. Все строящиеся и реконструируемые объекты МОСЭНЕРГО оснащаются продукцией предприятия.
Все серийные изделия, представленные данной компанией, проходят сертификационные испытания с целью утверждения типа (Государственные испытания) и внесены в Государственный реестр средств измерений. Изделия, не являющиеся средствами измерений, сертифицированы по ГОСТР.
Производство лицензировано Госстандартом РФ, Госгортехнадзором РФ, Госатомнадзором РФ и Российским космическим агентством.
НПП «Элемер» постоянно расширяет номенклатуру выпускаемой продукции собственной разработки. Ежегодно на заводе осваивается производство нескольких новых типов изделий.
Помимо выпуска серийной продукции, завод занимается разработкой и поставкой опытных партий приборной продукции "под заказ" по техническим требованиям заказчика.
Продукция НПП "Элемер" нашла спрос более чем на 8000 предприятиях России, Украины, Казахстана, Беларуси, Литвы и др.
Среди их постоянных заказчиков числятся:
- OAO "МосЭнерго"
- АЭС
- ТЭЦ
- ГРЭС
- Химические и нефтехимические предприятия
- Металлургические комбинаты
- Предприятия космического комплекса
- Предприятия пищевой промышленности
Всего же на территории России существует уже более 10 официальных региональных представительства НПП «Элемер».
Компания занимает очень активную позицию в сфере производства и сбыта КиП, в том числе отмечена ежегодным участием в различных всероссийских выставках, что несомненно позволяет ей быть в числе лидеров и повышает уровень спроса на производимые КиП.
В Челябинской области интересы НПП «Элемер» на региональном рынке промышленной автоматики представляет ООО «Элемер- Регион Урала Сибири» («Элемер-РУС», дочернее предприятие ООО «Элемер».Занимается продажей и продвижением продукции, выпускаемой НПП), головной офис которого открыт в г. Челябинске. Так же действуют офисы в г. Екатеринбурге, г. Омске, г. Тюмени. Области эксклюзивных продаж - Челябинская, Курганская, Омская области. Области активных продаж - Свердловская, Тюменская.
Финансирование предприятия осуществляется из внешних источников, в виде средств, полученных от покупателей и кредитных средств.
Среди главных конкурентов компании «Элемер-РУС» в сфере сбыта КиП следует отметить Челябинский завод «Метран», специализирующийся на производстве и реализации датчиков давления и ЗАО «ТехноГарант».
Таким образом, компания НПП «Элемер», а так же ее дочернее предприятие ООО «Элемер-РУС» являются на сегодняшний день одними из лидеров в области производства и продаж контрольно-измерительных приборов и позиционируются как предприятие, делающее прежде всего ставку на качество своей продукции.
2.2 STEP – анализ макросреды предприятия
Таблица 1 «Представление результатов STEP-анализа»
Факторы среды |
Важность для отрасли |
Влияние на организацию |
Направленность влияния |
Интегральная оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Демографические факторы | ||||
Численность населения |
3 |
3 |
+1 |
9 |
Структура населения |
2 |
3 |
+1 |
6 |
Миграция |
2 |
2 |
-1 |
-4 |
Естественный прирост/убыль |
2 |
2 |
+1 |
4 |
Экономические факторы | ||||
Уровень занятости |
3 |
2 |
+1 |
6 |
Доходы населения |
3 |
3 |
+1 |
9 |
Потребительские расходы |
3 |
3 |
+1 |
9 |
Уровень инфляции |
3 |
2 |
-1 |
-6 |
Валютные курсы |
3 |
2 |
-1 |
-6 |
Природные факторы | ||||
Наличие природных ресурсов |
1 |
0 |
+1 |
0 |
Климатические условия |
1 |
0 |
-1 |
0 |
Наличие природоохранных организаций |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
Политические факторы | ||||
Законы и правила, относящиеся к данной отрасли |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
Налоговая политика |
2 |
2 |
-1 |
-4 |
Контроль за качеством товаров |
3 |
3 |
+1 |
9 |
Юридическая защищенность бизнеса |
3 |
3 |
+1 |
9 |
Технологические факторы | ||||
Информационные технологии |
3 |
3 |
+1 |
9 |
Совершенствование технологий |
3 |
3 |
+1 |
9 |
Потенциальные возможности создания новых товаров |
3 |
2 |
+1 |
6 |
Культурные факторы | ||||
Культурные различия |
0 |
0 |
+1 |
0 |
Традиции |
0 |
0 |
-1 |
0 |
Образовательные ценности |
1 |
1 |
+1 |
1 |
Шкала оценки факторов:
1) Оценка важности для отрасли
Сильная важность |
Умеренная важность |
Слабая важность |
3 |
2 |
1 |
2) Оценка влияния на организацию
Сильное |
Умеренное |
Слабое |
Не влияет |
3 |
2 |
1 |
0 |
3) Оценка направленности влияния
Позитивное |
Негативное |
+1 |
-1 |
Анализ факторов макросреды показал, что наибольшее влияние на компанию в связи со спецификой ее деятельности оказывают экономические и технологические факторы, следовательно, именно им необходимо уделить повышенное внимание.
2.3 Отраслевой анализ
1) Угроза появления новых товаров или товаров – заменителей.
Для данного предприятия, учитывая специфику его деятельности, такая угроза минимальна. Рынок промышленной автоматики сложен и в Челябинске насчитывает всего 3-4 предприятия, реализующих различные КиП (контрольно – измерительные приборы), так как почти все обладают правом эксклюзивных продаж на определенной территории. Учитывая эту ситуацию, а так же многолетний опыт работы ООО «Элемер-Рус», у его клиентов не возникает сомнений в соотношении цена/качество. Тем более, такие товары как контрольно – измерительные приборы должны быть высокого качества и соответствовать всем требованиям ГОСТ и ISO, что делает поиск более дешевых товаров-заменителей на данном рынке нелогичным.
2) Рычаги воздействия покупателей.
На сегодняшний день количество постоянных заказчиков продукции ООО «Элемер-Рус» равняется приблизительно 30 предприятиям – ТЭЦ, Химические и нефтехимические предприятии, предприятия энерго-комплекса, металлургические комбинаты и предприятия пищевой промышленности.
Специфика отрасли такова, что покупатели в малой степени влияют на товарный ассортимент – только в случае срочного заказа на изготовление каких-либо отсутствующих в ассортименте приборов. Наличие товаров-заменителей отрасль не предполагает.
Товар, реализуемый предприятием ООО «Элемер-Рус» поставляется непосредственно с завода НПП «Элемер», расположенного в Москве.
Схема распределения
готовой продукции –
3) Рычаги воздействия поставщиков.
В данном случае предприятие ООО «Элемер-Рус» является дочерней компанией НПП «Элемер», являющейся непосредственным производителем реализуемой продукции.
4) Угроза появления новых конкурентов.
Среди конкурентов следует отметить предприятие «Метран», занимающееся производством датчиков давления, и ЗАО «ТехноГарант».
Степень приверженности к бренду в данной отрасли велика, так как реализуемая продукция используется в промышленном производстве, она сложная и дорогостоящая, покупателю необходимо подтверждение ее качества и гарантийные обязательства со стороны продавца.
Входные барьеры на рынок очень высоки, так как продукция контрольно-измерительного назначения специфична, сложна в разработке и производстве, реализуется на рынке b2b (бизнес для бизнеса) и имеет высокую стоимость.
5) Уровень конкуренции в отрасли.
Как было сказано выше, рынок промышленной автоматики сложен и в Челябинске насчитывает всего 3-4 предприятия, реализующих различные КиП (контрольно – измерительные приборы), так как почти все обладают правом эксклюзивных продаж на определенной территории, что делает уровень конкуренции в отрасли минимальным.
2.4 SWOT-анализ
Таблица 2 «Представление результатов SWOT-анализа»
ВОЗМОЖНОСТИ |
ПРЕИМУЩЕСТВА |
- Привлечение новых клиентов - Установление долгосрочного
партнерства с постоянными клие - Развитие взаимодействия с клиентами - Усиление продвижения товаров за счет использования различных типов рекламы |
- Гибкость по ценообразованию - Качество приема и обработки заявок, быстрая доставка - Устойчивая многолетняя репутация компании - Средневзвешенная оценка - Эксклюзивные продажи
на территории Челябинской, |
ОПАСНОСТИ |
СЛАБОСТЬ |
- Деятельность лиц, осуществляющих закуп КиП, которые могут находиться на эксклюзивной территории ООО «Элемер-Рус» и перепродавать КиП на территорию другого представительства, что очень тяжело отслеживать и контролировать |
- Право эксклюзивных продаж некоторых типов КиП другими предприятиями -Возможность поставки КиП на «чужую» территорию. За подобные случаи с нарушившего представительства взимается прибыль с данной поставки + штраф |
Таблица 3 «Сопоставление результатов SWOT-анализа»
Возможности |
Угрозы | |
Сильные стороны |
1.Привлечение новых клиентов. 2.Высокий уровень 3.Наличие сформированного
образа фирмы может успешно
помочь при организации |
1. Деятельность так называемых «перекупов» КиП |
Слабые стороны |
1.Опасность поставки КиП на территории, не являющиеся областью эксклюзивных продаж представительства. 2.Реклама предприятия,
как средство продвижения |
1. Возможность поставки КиП на «чужую» территорию, штрафные санкции представительству за это. 2. Недостаточный рекламный бюджет |
2.5 Ситуационный анализ
Представляет собой комплексную оценку состояния рынка, по его основным параметрам на данный момент или отрезок времени с последующим выявлением причинно следственных связей обусловивших определённую рыночную ситуацию.
1) Потребители. Целевыми
потребителями продукции ООО
«Элемер-Рус» являются
2) Конкуренты. Рынок промышленной
автоматики сложен и в
3) Внутренняя среда. Руководство ООО «Элемер-Рус» подбирает в персонал квалифицированных специалистов, с высшим образованием и опытом работы в данной сфере деятельности. В обязанности сотрудников в обязательном порядке входит знание технической информации о КиП и умение проводить презентацию-семинар для клиентов компании.
Для более эффективной
и качественной работы сотрудников
организации регулярно