Туристический рынок Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Санкт-Петербург — крупнейший и наиболее привлекательнейший туристический центр России. Две трети потока зарубежных туристов в Россию проходит через город на Неве.
Санкт-Петербург имеет широкую сеть курортов городского и федерального значения, составляющих современный полифункциональный комплекс для круглогодичного лечения и отдыха. Он расположен на обширных близлежащих к Санкт-Петербургу территориях, обладающих уникальными природно-ландшафтными особенностями.
Санкт-Петербург — не только привлекательнейший туристический центр России. Он также один из крупнейших центров выездного туризма России, что во многом обусловлено его геополитическим положением и численностью его жителей. Здесь опять же не обойтись без организаторов путешествий — туроператоров.

Содержание

Введение или общая характеристика рынка услуг туроператоров
Оценка конъюнктуры рынка услуг
Масштаб рынка
Тип рынка
Сбалансированность рынка
Уровень цен
Степень государственного регулирования рынка
Конкурентная среда
Сегментация рынка услуг
Мотивационные критерии
Транспорт
Демографические критерии
Социально-экономические критерии
Тенденции развития рынка услуг
Выездной туризм
Въездной туризм
Внутренний туризм
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Marketingovye_issledovania_Kursovaya.docx

— 138.20 Кб (Скачать файл)

Пример небольшой, но успешной и динамично развивающейся  компании.

ООО «Калинка Интернэшнл» - туроператор, работающий на прием  туристов в Санкт-Петербурге и других регионах России. Компания основана в 2000 году. В основу деятельности была принята стратегия обслуживания клиентов высокого уровня по высокому классу.

Сегодня «Калинка Интернэшнл» предлагает клиентам более  двадцати стандартных туров по России для разных категорий туристов, т.к. «Классический Санкт-Петербург» или  туры по городам Транссибирской железнодорожной  магистрали, а также составление  индивидуальных туров по интересам, составление деловых туров, экстремальных  туров для молодежи, индивидуальные и групповые VIP-туры.

Компания имеет  договоры с гостиницами разного  уровня. Тот факт, что фирма изначально специализировалась только на приеме туристов, является конкурентным преимуществом, т.к. за время работы тщательно отшлифована  технология обслуживания туристов в  Петербурге, налажено сотрудничество  с транспортными предприятиями, музеями, ресторанами, гостиницами.

Фирма не имеет  собственного автобусного парка.

 

3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА

Рынок туризма  не является однородным. Он формируется  на основе потребительского спроса, который, в свою очередь, характеризуется  различными желаниями, интересами, привычками потребителей. Рыночный сегмент –  совокупность действительных или потенциальных  потребителей, одинаково реагирующих  на особый набор побудительных стимулов туристского путешествия.

На сегментацию  влияют различные демографические, социальные, мотивационные факторы, а также поведенческие стереотипы индивидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Мотивационные критерии. 

На рисунке 3 представлена мотивация туристических  путешествий в соответствии с  методикой ЮНВТО.

Рисунок 410

мотивация туристических  путешествий

Основная масса  туристов совершает путешествия  со следующими целями: развлечение, ознакомление с туристскими достопримечательностями  другой страны, отдых. Общая доля таких  туристов в международном туризме  составляет около 50 %. За этим сегментом  следуют деловые поездки, поездки  с целью посещения родственников.

Мотивационные факторы эластичны и изменчивы. Следует также учитывать поведенческие  стереотипы индивидуумов внутри каждого  из сегментов. Поведенческие стереотипы как индивида, так и тургруппы  складываются в результате влияния  различных социально-экономических, культурных, психологических, нравственных и национальных и других факторов. Но в рамках общего туристского спроса они представляются в виде устойчивых рыночных сегментов. На практике эти стереотипы учитываются туроператорами путем дифференциации набора и качества услуг, вида транспорта, содержания программ. 

 

3.2 Транспорт

В изучении спроса на туристские поездки очень важна  сегментация спроса на различные  виды транспорта.

Большую популярность на рынке  Санкт-Петербурга заслужили автобусные туры. Объясняется это просто:

  • Санкт-Петербург расположен близко к границе
  • Стоимость таких путешествий примерно в 2 раза меньше, чем авиатура.
  • Автобусный туризм рассчитан на людей, жаждущих новых впечатлений и знаний, - это возможность посетить большое количество городов, а часто и стран.

Большинство туристов, прибывающих  в Санкт-Петербург из дальнего зарубежья  используют авиационный транспорт. Субрынок авиационных перевозок  состоит из двух сегментов – регулярных и чартерных рейсов. Чартерные  авиаперевозки играют решающую роль в развитии массового туризма. Они  имеют преимущества в силу более  низких тарифов и возможности  обеспечения доставки непосредственно  из ближайшего к месту жительства аэропорта к месту, максимально  приближенному к пункту назначения, что ведет к экономии времени.

В связи с появлением в России большого количества частных  авиакомпаний, использование чартерных  рейсов становится перспективным направлением деятельности российских рецептивных  туроператоров.

Морской и речной транспорт  также весьма перспективны в качестве направлений деятельности фирм, работающих на отправку и прием туристов. По своему социальному составу в круиз туристы направляются 50-55% с семьей, со знакомыми 27%, остальные в одиночку. Возрастной состав до 25 лет 30%, 25-40 лет 22%, старше 40 лет 48%. Следует отметить большой процентный состав замужних женщин – до 35%. При выборе вида отдыха туристы пользуются следующими мотивациями:

  • желание отдохнуть именно на воде – до 32%;
  • желание провести отдых в спокойной размеренной и комфортной обстановке – до 52%;
  • не иметь забот об организации развлечения – до 45%;
  • желание увидеть новые местности, старинные города, посетить музеи, монастыри и др. – до 26%;
  • рекомендации друзей и знакомых – до 17%.

 

 

 

 

3.3 Демографические критерии

По демографическим критериям  рынок делится на несколько сегментов. Наиболее важными для маркетинговых  исследований являются половые и  возрастные характеристики потенциальных  туристов.

Порядка 60% туристов, прибывающих  в Петербург из западных стран  – женщины, что должно находить отражение  в маркетинговых стратегиях рецептивных  фирм.

По возрасту путешествующих выделяют следующие сегменты:

Молодежный туризм (до 30 лет) – предпочитает дешевые поездки, менее комфортабельные средства размещения, активное общение с местным  населением, посещение баров, дискотек, клубов.

Туризм среднего возраста (30-50 лет) – претендует на комфорт  и удобства, содержательные экскурсионные  программы, широкая география путешествий.

Туризм «третьего возраста» (старше 50) – требует не только комфорта, но и личного внимания со стороны  обслуживающего персонала, наличия  блюд диетического питания в ресторанах, размещение в гостиницах, расположенных  в тихих местах.

Туризм «четвертого возраста» - программы для физически немощных людей, которые не могут совершать  поездки без сопровождающих. Потенциал  данного сегмента огромен, однако существуют ограничения, в первую очередь, по здоровью. На развитие данного направления  положительно влияет наличие у людей  «четвертого» возраста практически  не ограниченного свободного времени.

 

3.4 Социально-экономические критерии.

Эти критерии определяют рыночный спрос по уровню доходов, покупательной  способности населения, наличию  свободного времени и другим подобным признакам.

Зависимость между доходами населения и интенсивностью путешествия  за границу является определяющим фактором международного туризма в любом  регионе, в т.ч. Санкт-Петербурге. Поставщиками туристов в Санкт-Петербург долгое время являются страны с высоким  уровнем доходов населения, но и  в них спрос на поездки имеет  дифференциацию. С одной стороны, это сегмент дорогостоящих путешествий (VIP-туризм), с другой – массовый туризм по средним и низким ценам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРОПЕРАТОРОВ

 

Туристический рынок России и Санкт-Петербурга в целом развивается  достаточно динамично. Однако существует ряд проблем, сдерживающих развитие международного и внутреннего туризма.

 

4.1 Выездной туризм.

В целом, выездной туризм на данный момент - самое развитое направление  деятельности туроператоров. Компании города способны обеспечить туры в  любой регион мира, предлагаемый продукт  достаточно дифференцирован и диверсифицирован. Туроператоры Петербурга предлагают широкий  ассортимент, разные ценовые предложения. В результате, потребитель со средним  уровнем дохода может позволить  себе недорогие путешествия, что  ведет к увеличению объема рынка. В то же время, турфирмы удовлетворяют  даже  самые высокие запросы  потребителей. Наименее развитым сегментом  является молодежный познавательный туризм, так как на данный момент является менее ликвидным по сравнению  с другими направлением деятельности.  Неблагоприятным фактором развития выездного туризма является отсутствие поддержки со стороны государства, несовершенная правовая база. Так, например, согласно п.2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав потребителей», турфирмы обязаны указывать цены на услуги в рублях. Но, поскольку большинство  иностранных партнеров используют для расчетов и выставляют счета  в долларах США, евро и других валютах, предоставление цен в рублях представляется проблематичным, и фирмы вынуждены  нарушать закон. В противном случае компании вынуждены были бы заведомо завышать цены на услуги во избежание  убытков, связанных с изменением курса валют.

 

 

 

 

4.2 Въездной туризм.

Наиболее перспективное  направление, также является одним  из наиболее проблемных.

Одна из главных проблем  – неблагоприятный образ России как страны, где нет гарантий безопасности туристов, процветает терроризм, постоянно  холодно и пр. Во многом такой  образ на протяжении многих лет создается  российскими телеканалами, вещающими  за рубежом, а также местными СМИ. Намечается приятная тенденция –  высшее руководство страны, правительство  Санкт-Петербурга наконец-то обратили внимание на создание положительного имиджа России и Петербурга за рубежом. Ведется подготовка к открытию специального российского телеканала. Однако неизвестно, какой образ России высшее руководство  страны считает привлекательным, и  совпадает ли его мнение с мнением  потенциальных гостей нашей страны.

Не лучшим образом сказывается  на въездном потоке визовая политика страны. Необходимо упростить и ускорить выдачу российских виз, сделать ее более  дешевой для экономически развитых стран. Также негативно сказывается  процедура регистрации.

Количественно-качественный состав гостиничных  номеров до сих пор является сдерживающим фактором притока туристов (см. заполняемость гостиниц на рисунке 3; список гостиниц в Приложении 2). Следует заметить, что в 2011-2012 гг. в городе открылось 9 больших (св. 150 номеров) гостиниц на 1 624 номера (3 157 мест). Гостиничное строительство стало столь ликвидным инвестиционным направлением, что даже при наличии средств реализовать проект не так-то просто, прежде всего, с точки зрения хорошего землеотвода. Однако в условиях, когда формально взят курс на развитие частной собственности на землю, а с другой стороны, главным рычагом развития этого рынка является административный ресурс, последний во многом является фактором, препятствующим инвестиционным намерениям.

Огромным шагом вперед является программа развития Петербурга, как  туристического центра. Она разработана ведущей международной консалтинговой компанией TheBostonConsultingGroup (BCG) в тесном контакте с отраслевыми комитетами Правительства Санкт-Петербурга при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ, принятая в 2009 году. В основе Программы лежит стратегия «5x5x5», что означает войти в пятерку крупнейших европейских туристических городов – через 5 лет ежегодно принимать 5 млн. туристов. Эти изменения должны увеличить приток туристов в 1,5 раза, приносить ежегодно дополнительно 200-250 млн. долларов в городской бюджет и создать не менее 50 тысяч рабочих мест в туристской индустрии и в смежных отраслях. В рамках программы предусмотрено создание «Агентства Городского Маркетинга», разработка маркетинговой стратегии города, организация сбора и анализа туристской статистики, развитие аэропорта, увеличение номерного фонда гостиниц, модернизация музеев, повышение эффективности их использования, развитие транспортного сообщения, обеспечение информационной поддержки туристов, повышение безопасности пребывания туристов в городе, упрощение визового режима, создание Конвенционного Бюро, организация ежегодных событий, способных привлекать туристов в течение года, техническая модернизация пригородов, меры по благоустройству города и многое другое. Объем финансирования программы составит 120-240 млн.долл. ежегодно, за счет бюджетных и внебюджетных источников. Итоговый результат программы развития туризма, по прогнозам BCG, составит около 1 млрд. долл. Рекомендуемый имидж брэнда объединяет два варианта – «Гений чистой красоты» - как основной, «Дружеская теплота» - как дополнение к «Гению чистой красоты».

 

 

 

4.3 Внутренний туризм.

Самое проблемное и бесперспективное направление деятельности туроператоров.

В числе основных сдерживающих факторов внутреннего туризма – несоответствие цены и качества предлагаемых услуг, в т.ч. средств размещения. Так, стоимость  проживания в пансионате «Восток-6»  с трехразовым питанием при использовании  услуг туроператора – 1000 рублей с  человека за сутки (т.е. ~40$). Стоимость  проживания в гостинице Антальи, на берегу моря, 4*, отдельный номер, «все включено» - 80$.

Спрос на внутренний туризм существует, даже при таком несоответствии цены и качества. Однако, по прогнозам  ведущих туроператоров, он еще не скоро примет массовый характер. В  настоящее время потенциальный  потребитель либо путешествует самостоятельно, либо предпочитает заграничные поездки.

 

5.Заключение.

Туристический рынок является очень  привлекательной сферой бизнеса. Для  государства он является дополнительным доходом, для туристов это новые  впечатления, для профессионалов туристический  рынок предлагает интересную работу с возможностями карьерного роста. В то же время, туристический рынок  является сложной системой со своими нюансами  особенностями. Для успешного  ведения дел на туристическом  рынке необходимо обладать не только хорошо развитыми деловыми управленческими  качествами, но и интуицией.

Постепенно меняясь, расширяясь, и  увеличивая предложение за счет новых  идей сотрудников фирм, занимающихся разработкой новых туров, туристический  рынок поставляет новые рабочие  места для таких же активных и  жизнерадостных людей. Их трудолюбие, желание добиваться целей и любовь к путешествиям, заражает клиентов энергией и открывает все новые точки мира для знакомства с неизведанным.

Россия в целом долгое время  была закрытой частью общемирового туризма. Терзаемые слухами и догадками  о происходящем в нашей стране, иностранные туристы долгое время  могли только догадываться, что за страна Россия. До сих пор некоторые  представления  о России складываются из общепринятых медведей, бородатых  мужиков и холодной зимы… Между  тем, все больше  можно слышать  о России описания со словами: дорогие машины, экономически развитые города, международные сети отелей, завышенные цены, изумительная архитектура, и конечно, любовь большинства европейцев – Петербург…

Санкт-Петербург – европейская  столица России, притягивает путешественников со всего мира своей красотой, спокойствием, разнообразной архитектурой и сравнением с северной Венецией… Это развивающийся  и экономически стабилизирующийся  город со множеством культурных ценностей. В работе были приведены статистические данные о рынке туризма в Петербурге, и на их основе можно сделать выводы о том, что  этот рынок пока на стадии развития и становления. Но судя по данным, очень быстро набирающий вес в международном туризме. Культурная столица всегда привлекала иностранных туристов, даже не смотря на бывшее плохое обслуживание и неудовлетворительное качество гостиничного сервиса, которое  начало меняться лишь в последние  годы. За последние  пять лет ситуация сильно изменилась, что положительно сказывается на туристском потоке. Помимо того, что построены новые  гостиницы, приводятся в порядок  архитектурные  сооружения и улицы  города, сейчас разрабатываются новые  экскурсионные маршруты и на постоянной основе проводятся маркетинговые исследования  на предмет предпочтений и мест интереса туристов.

Информация о работе Туристический рынок Санкт-Петербурга