Факторы и структура внутренней среды. Характеристика и влияние на маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 02:48, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее значительная взаимосвязь у логистики с маркетингом.
Можно выделить некоторые задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:
1) анализ потребителей;
2) анализ окружающей среды и рыночных исследований;
3) определение ассортиментной направленности производства;
4)планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по выгодному сбыту услуг.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Взаимосвязь логистики и маркетинга………………………..………………...6
1.1. Ключевые понятия маркетинговой среды……………………………………6
1.2. Внешняя маркетинговая среда. Макросреда маркетинга…………………...7
1.3. Микросреда маркетинга……………………………………………………...10
2. Факторы и структура внутренней среды. Характеристика и влияние на маркетинг…………………………………………………………………………………12
2.1. Внутренняя маркетинговая среда…………………………………………...12
2.2. Матрица Бостонской консалтинговой группы……………………………..13
2.3. Выбор целевого рынка……………………………………………………….15
Заключение ……………………………………………………………………18
Глоссарий ……………………………………………………………………….. 20
Список использованных источников …………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение       ………………………………………………………………………. 3

1. Взаимосвязь логистики и маркетинга………………………..………………...6

1.1. Ключевые понятия маркетинговой среды……………………………………6

1.2. Внешняя маркетинговая среда. Макросреда маркетинга…………………...7

1.3. Микросреда маркетинга……………………………………………………...10

2. Факторы и структура внутренней  среды. Характеристика и влияние  на маркетинг…………………………………………………………………………………12

2.1. Внутренняя маркетинговая среда…………………………………………...12

2.2. Матрица Бостонской консалтинговой группы……………………………..13

2.3. Выбор целевого рынка……………………………………………………….15

Заключение      ……………………………………………………………………18

Глоссарий ………………………………………………………………………..  20                                                                                                                                                                                                                     

Список  использованных источников  …………………………………………   22    

Приложения ………………………………………………………........................23                                                                 

Введение

В середине ХХ века считалось, что крепкое положение фирмы  определяется не только низкими производственными  издержками, но и способностью фирмы  обеспечить сбыт произведенного товара путем усовершенствования его методов. Наиболее типичным из этих методов стала реклама.

Но к началу 60-х годов  эта система уже не могла гарантировать  процветание фирмы, так как способы  конкурентной борьбы становились все  более изощренными. Сбыт с помощью  рекламы грозил стать одноразовым, так как фирмы-производители в малой степени учитывали интересы и потребности конкретного потребителя.

     Очередная  концепция, направленная на расширенное  потребление товаров, стала базироваться  на комплексе маркетинговых исследований. Именно в это время маркетинг выступает с лозунгом так хорошо нам известным сегодня: производить то, что продается, а не продавать то, что производится.

Вскоре исследования по маркетингу в силу их отвлеченной  направленности на рынок и очень  малого интереса конкретных потребителей перестали давать ожидаемых преимуществ в конкурентной борьбе.

В это время назрел и в 70-е годы проявился кризис энергетический, который выставил в  качестве главного условия существования  фирмы ресурсный фактор. Возникла необходимость в разработке и внедрении новой системы ресурсосберегающих технологий. К потерям в сфере материальных, финансовых и трудовых затрат стали подходить с особой тщательностью. В этот момент логистика начала проявлять свои возможности. Смысл этой работы заключается в том, чтобы все уровни производства рассматривать как единый процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации.

Наиболее значительная взаимосвязь у логистики с  маркетингом.

Можно выделить некоторые  задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:

1) анализ потребителей;

2) анализ окружающей  среды и рыночных исследований;

3) определение ассортиментной  направленности производства;

4)планирование услуг,  оптимизация рыночного поведения  по выгодному сбыту услуг.

Первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, но следующие две задачи должны решаться совместно. Например, служба маркетинга привела аргументы для выпуска нового вида продукции. Тогда службой логистики будет являться обеспечение производства сырьем, транспортировка, управление запасами

Основная часть

1. Маркетинговая среда. Факторы и структура внешней среды

 

1.1. Ключевые понятия маркетинговой среды

Маркетинговая среда  фирмы – это совокупность активных субъектов и сил, действующих на организацию и влияющих на возможности службы маркетинга успешно сотрудничать с клиентами.

Так как маркетинговая среда  является изменчивой, налагающая ограничения  и полная неопределенности, она сильно затрагивает жизнь организации.

Изменения, происходящие в маркетинговой среде нельзя назвать ни предсказуемыми, ни медленными. Она может преподнести большие неожиданности и нелегкие удары. Именно поэтому фирма должна внимательно следить за всеми изменениями окружающей среды, применяя для этого маркетинговые исследования и существующие в её распоряжении возможности сбора внешней маркетинговой информации.

С позиции маркетинга факторы окружающей среды, которые создают совокупность условий существований предприятия, могут зависеть в той или иной мере (контролируемые) или быть полностью независимыми от самого предприятия (неконтролируемые).

Маркетинговую среду можно разделить  на составные части:

- внешняя среда маркетинга;

- внутренняя среда маркетинга.

Факторы внешней среды делятся  на микросреду и макросреду.

В отличие от факторов микросреды, которые, воздействуя на предприятие, одновременно испытывают встречное  влияние с его стороны, воздействие  на предприятие сил макросреды носит  односторонний характер и предприятие  должно приспособиться к ним.

Благополучное существование предприятия возможно лишь при условии достаточного знания окружающей среды, если не принимать во внимание маловероятное счастливое стечение обстоятельств, когда система уподобляется человеку, лишенному зрения и вынужденному спускаться с крутой горы по извилистой тропинке, но умудрившемуся чудом остаться невредимым.

 

1.2 Внешняя маркетинговая среда.  Макросреда маркетинга

Внешнюю среду организации разделяют на макросреду и микросреду. Макросреда затрагивает всю ситуацию в бизнес – среде города (страны, региона), ее специфические особенности влияют на деятельность всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и специфики продукции, предлагаемой на рынке (и для частной парикмахерской, и для крупного производителя продуктов питания, и для пятизвездочного отеля) и микросреды.

Рассмотрение внешней макросреды маркетинга представляется важным не только в процессе поиска наиболее выгодных и оптимальных для бизнеса  сегментов рынка, но и при разработке оперативных и стратегических планов деятельности фирмы на уже освоенных рынках.

К макросреде относятся более широкие социальные факторы, которые влияют на микросреду:

социальные;

демографические

экономические;

экологические и природно-географические;

научно-технические;

политико-правовые;

культурные.

Рассмотрим эти факторы более подробно.

Так, демографические факторы определяются демографической средой, которая является одной из важнейших для маркетолога, поскольку эта среда во многом определяет будущий спрос. Демография – это наука, изучающая народонаселение: численность, плотность, деление на группы по возрасту, полу, расе и другим статистическим признакам. Демографические факторы – это численность населения, его плотность; территориальное размещение; возрастная структура, рождаемость, смертность; количество браков и разводов; этническая и религиозная структура населения.

Экономическая среда состоит из факторов, которые влияют на покупательские способности населения и характер покупок.

Экономические факторы – это экономическое положение страны (региона); покупательская способность граждан; динамика и структура потребления; финансовое, валютное, кредитное положение страны. Специалисты по маркетингу должны быть в курсе главнейших тенденций в изменении доходов населения, т. к. общая покупательная способность населения определяется текущими доходами, наличием сбережений и уровнем цен.

Природно-географические и экологические факторы представлены главным образом климатическими и ресурсными условиями конкретного региона. В этой части внешней макросреды маркетинга имеет большое значение задача обеспечения экологической защиты при организации и ведении бизнеса, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Технологическая среда – это самая мощная сила, которая воздействует на все технические возможности организации. Научно-технические факторы – это темпы и масштабы научно-технических и технологических изменений; интенсивность инноваций; инновационный потенциал организации и ее основных конкурентов; требования к безопасности нововведений;  квалификация персонала.

Политико-правовая среда включает в себя законодательные факторы, влияющие на деятельность организации. Политико-правовые факторы – это политические институты в стране и их развитость; состояние законодательства, регулирующего экономическую и хозяйственную деятельность; последствия влияния внешнеэкономической политики на конкуренцию и спрос на внутреннем рынке; влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органами.

Социальные факторы характеризуются положением отдельных социальных слоев общества, распределением его по принадлежности к различным классам, степенью полюсности или сглаженности различий в социально-экономическом положении отдельных групп населения, уровнем социальной стабильности или взрывоопасное, характером социальных конфликтов и социальной борьбой и т.д.

Культурные факторы во многом определяют индивидуализацию запросов потребителей по отношению к товарам и услугам. Они связаны с такими характеристиками, как уровень образования и профессия, степень приверженности основным традиционным культурным ценностям, религиозные представления, отношение к мирозданию, природе, обществу, отношение к самим себе, подверженность влиянию субкультурных факторов и референтных групп, жизненная позиция, стиль и образ жизни и т.д.

 

 

 

1.3 Микросреда маркетинга

 

Микросреда характеризует параметры и ситуацию деятельности на отдельно взятом рынке, представляющем для организации особый интерес (например, характеристика рынка хлопчатобумажных тканей или рынка гостиничных услуг). К микросреде относятся силы, действующие в сфере, непосредственно примыкающей к ней, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов:

сама организация;

маркетинговые посредники;

конкуренты;

покупатели;

поставщики;

широкая общественность.

Непосредственные составляющие внешней микросреды маркетинга1 представлены в приложении А

Покупатели (потребители) – важнейшая составляющая микросреды маркетинга. Знание конкретных желаний своих потребителей, их стремлений и надежд позволяет организации разрабатывать четкие цели развития и программы их осуществления. Достоинством маркетинга является возможность реакции на изменения покупательских предпочтений, выяснения причин таких изменений и предложения организации мер по корректировке ее деятельности.

Поставщики – это организации и частные лица, которые поставляют ресурсы, необходимые для производства товара или для оказания услуг.

Тенденции в развитии рынка, влияющие на поставщиков, могут серьезно повлиять на выполнение организацией плана маркетинга.

Маркетинговыми посредниками называются организации, которые помогают ей рекламировать, продвигать на рынок, продавать и доставлять товар покупателю. Все они обычно связаны друг с другом.

Например, в индустрии гостеприимства – это фирмы, помогающие находить клиентов и осуществлять сбыт: туристические компании, авиакомпании, представительства отелей в других местах и др.

Чем бы ни занималась организация, на каком бы товаре (или услуге) ни специализировалась – наиболее важными посредниками являются транспортные, финансовые, исследовательские и рекламные.

Транспортные системы служат для того, чтобы доставлять покупателям произведенный товар.

Финансовые посредники – банки, кредитные и страховые компании, прочие организации, финансирующие сделки, совершаемые организациями и уменьшающие риски, с которыми сопряжена их работа.

Агентства по маркетинговым услугам – это фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, СМИ, консультанты. Они помогают организации определять целевой рынок и продвигать на него свои товары и услуги.

Конкуренты. Любой организации противостоит широкий спектр конкурентов. Рыночная теория гласит, что для того, чтобы преуспеть в бизнесе, организация должна удовлетворять не только изменяющиеся потребности клиентов, но и приспосабливаться к стратегиям ее конкурентов.

 

 

2. Факторы и структура внутренней  среды. Характеристика и влияние  на маркетинг фирмы

 

2.1 Внутренняя маркетинговая  среда

 

Степень успеха организации на рынке зависит от различных факторов, из которых складывается ее маркетинговая среда. Этот успех определяют во многом элементы внутренней среды организации.

Маркетологи работают в тесном контакте с руководством организации и ее различными отделами. Основные элементы внутренней среды организации:

кадровый потенциал организации;

организационно-управленческие возможности организации;

проектно-конструкторский потенциал организации;

производственные возможности организации;

сбытовой потенциал организации;

материальные и финансовые возможности организации.

При анализе факторы окружающей среды разделяются на:

контролируемые организацией (управляемые и направляемые ею). К ним относят все факторы внутренней среды; а также микросреды, с которой организация непосредственно взаимодействует, поскольку эти факторы, вступая во взаимодействие с организацией, имеют встречное воздействие.

неконтролируемые организацией (находящиеся за пределами ее властных полномочий). К ним относят макрофакторы внешней среды, которые носят  практически односторонний характер воздействия на организацию, ей лишь остается активно приспосабливаться к ним2.

При рассмотрении факторов внутренней (внутрифирменной) среды, контролируемых организацией, следует учитывать, что часть их управляется высшим руководством организации, а другая часть – службой маркетинга и взаимодействующими с ней другими службами организации. Так, финансовый отдел занимается изысканием и использованием денежных ресурсов, требующихся для выполнения плана маркетинга. Бухгалтерия дает расчет доходов и издержек фирмы, чтобы отдел маркетинга имел представление о том, насколько эффективно он работает. Отдел инноваций разрабатывает новые товары, чтобы вписаться в развивающийся рынок. Административно-хозяйственный отдел заботится о комфортности помещения, в котором осуществляет свои операции отдел сбыта. Очевидно, что отделы организации вносят свой вклад в успешное выполнение плана маркетинга. В приложении Б на рис. 1 наглядно представлены внутренние факторы, контролируемые маркетингом в организации.

Информация о работе Факторы и структура внутренней среды. Характеристика и влияние на маркетинг