Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:56, контрольная работа
Но на самом деле эти причины можно смело отнести к субъективным. В основном, серьезно и профессионально занимаются маркетингом только крупные торговые предприятия, что является большой ошибкой. Специфика проблемы на российском рынке заключается в том, что ситуация усложняется общей экономической нестабильностью, инфляцией, низким уровнем платежеспособного спроса, низким уровнем роста населения, несовершенством рыночных отношений.
В принципе, каких-либо универсальных и стандартных рекомендаций не существует, какое количество видов продукции и ее модификаций фирма должна одновременно производить и продавать на рынке, точно так же, как нет единых оптимальных наборов одновременно обращаемых на рынке товаров фирмы в зависимости от их стадий жизненного цикла. Ноздрева Р.Б. выделяет следующие товарные группы, которые рекомендуется предлагать на рынок одновременно:
– основную – товары, приносящие фирме основную прибыль и находящиеся на стадии роста;
– поддерживающую – товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости;
– стратегическую – товары, призванные обеспечить будущую прибыль предприятия;
– тактическую – товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся, как правило, в стадии роста и зрелости Хотя на рынке и не присутствует группа разрабатываемых товаров, она также должна учитываться в ассортиментной политике фирмы, поскольку постепенно готовится к выходу на рынок.
Таким образом, формирование ассортимента является одним из средств или методов управления ассортиментом: формируя ассортимент, включая или исключая из него те или иные позиции товаров, тем самым управляют его расширением или сокращением, обновлением.
Основные показатели, задачи и принципы формирования ассортиментной политики торгового предприятия
Обеспечение конкурентоспособности предприятия определяется в большей степени способностью ассортиментного ряда предприятия адекватно отвечать текущему потребительскому спросу на качественном и количественном уровнях, не менее сильному, чем для аналогичной продукции конкурентов.
Рынок отдает предпочтение богатому ассортименту. Большинство фирм на развитых рынках давно отказались от так называемой однопродуктовой стратегии и перешли на производство и торговлю товарами либо взаимосвязанных (технологией, сырьем, сбытом, продажей), либо совсем разных и тем самым реализуют стратегию диверсификации, что способствует конкурентной устойчивости и жизнеспособности хозяйствующих субъектов.
Одним из основополагающих вопросов
ассортиментной политики является определение
набора товарных групп, наиболее предпочтительного
для успешной работы фирмы на рынке
и обеспечивающего
Задачами ассортиментной политики могут быть:
– удовлетворение запросов потребителей;
– оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы (хотя технологическое преимущество фирмы бывает довольно хрупко);
– оптимизация финансовых результатов фирмы, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объеме прибыли;
– завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей реализационной программы (такой подход отличается определенной консервативностью, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревших товаров за счет нахождения новых рынков сбыта);
– соблюдение принципа гибкости за счет диверсификации сфер деятельности фирмы и включения нетрадиционных для нее отраслей в портфель стратегических зон хозяйствования;
– соблюдения принципа синергизма, предполагающего расширение областей реализации и услуг фирмы, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью, дающей значительную экономию затрат.
Маркетинговая концепция предусматривает продажу широкой гаммы изделий одновременно, то есть проведение ассортиментной политики, когда вся реализуемая продукция (product mix) подразделяется на:
– виды, представляющие собой конечный продукт производственного цикла, например грузовые, легковые автомобили, мотоциклы;
– подвиды по функциональным особенностям, уровню качества и цены, предназначенные для определенных категорий покупателей или продажи через определенные каналы сбытовой сети, образующие достаточно широкий параметрический ряд (product line), например грузовые автомобили, но разной грузоподъемности или мощности двигателя;
– модификации, или марки, на которые делятся подвиды продукции и которые представляют собой наиболее детализированную товарную классификацию, соответствующую запросам отдельных сегментов рынка.
Широкая ассортиментная гамма
продаваемой продукции
При определении оптимальной ассортиментной политики и товарной номенклатуры, а также при определении стратегических зон хозяйствования и перспективных сфер деятельности фирмы прежде всего исходят из двух взаимодополняющих и взаимоисключающих принципов: принципа синергизма (или внутренней взаимосвязи) и принципа стратегической гибкости (конгломерата).
Принцип синергизма означает, что номенклатура реализуемых товаров и услуг должна быть внутренне увязана и отдельные товары и виды услуг должны дополнять друг друга. Этот принцип обеспечивает широкую экономию на масштабах деятельности фирмы за счет взаимной поддержки различных товарных групп или сфер хозяйственной деятельности. Например, источником синергизма может служить использование одних и тех же производственных мощностей, научно-технической базы, общей сбытовой сети и так далее. Тем самым достигается более высокая отдача капиталовложений, чем по отдельным, несвязанным видам деятельности.
Однако подобная система построения ассортиментной политики и определения стратегических зон хозяйственной деятельности фирмы отличается большой уязвимостью в случае резких конъюнктурных колебаний и рыночных осложнений.
Принцип стратегической гибкости преодолевает такой недостаток, поскольку основывается на построении стратегических зон хозяйствования и товарной номенклатуры, которые зависят от различных технологий, требуют разнородных экономических, культурных и политических условий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы и так далее, так что неожиданные события в одной сфере не могут тяжело сказаться на развитии другой сферы и на общих результатах совокупной деятельности фирмы. Однако соблюдение такого принципа требует значительных финансовых и прочих затрат и под силу только крупнейшим фирмам. К главным факторам, определяющим ассортимент продукции фирмы, необходимость изменения, расширения и диверсификации ее товарной номенклатуры, относят: – научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в данной отрасли, которые носят, прикладной характер и призваны использовать уже освоенные теоретические знания для внедрения их в реализацию и для создания новых, усовершенствованных товаров и технологических процессов с учетом требований конкретных сегментов рынка;
– изменения, происходящие в товарном ассортименте фирм конкурентов, продающих аналогичную продукцию, которые также работают над оптимизацией товарной номенклатуры, обновлением товарного ассортимента;
– изменения спроса на реализуемую фирмой продукцию, требующие четкого руководства деятельностью фирмы и разработки соответствующих мер и товарной политики, которые бы позволяли противостоять сужению рынка (например, за счет диверсификации и выхода на новые рынки) и умело пользоваться расширением рыночных возможностей;
– желание и предпочтение покупателей продукцию у одного предприятия, что обеспечивает им надежность, экономию времени, получение дополнительных услуг и другое.
Кроме вышеперечисленных факторов, которые, будучи внешними, служат стимулами для расширения товарной номенклатуры продаваемых предприятием изделий, сама фирма в рамках маркетинговой стратегии должна проводить активную товарную политику и планировать расширение и обновление товарного ассортимента. Товарная политика требует изменения в том случае, если в течение длительного периода наблюдаются излишние производственные мощности; основную прибыль дают только несколько товаров (два, три); нет достаточного количества товаров, соответствующих возможностям рынка и объему предъявляемого спроса; продажи и прибыль фирмы постоянно снижаются
Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли
Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.
Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической базы. Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.
Формирование ассортимента
представляет собой процесс подбора
для реализации в магазине различных
групп товаров, их видов и разновидностей,
дифференцированных по всем отличительным
признакам. Процесс формирования товарного
ассортимента в магазине должен исходить
из формы его товарной специализации
и размера торговой площади, и
быть направлен на удовлетворение спроса
обслуживаемых контингентов покупателей
и обеспечение высокой
В процессе подбора для
магазина необходимого ассортимента товаров
следует руководствоваться
Важнейшим принципом формирования
ассортимента товаров является обеспечение
его соответствия характеру спроса,
предъявляемого избранными для обслуживания
контингентами покупателей. Так
как успешное проникновение и
закрепление торгового
Рациональное построение
ассортимента товаров в магазине
предусматривает комплексное
Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.
Устойчивый ассортимент
товаров в магазине обусловливает
сокращение затрат времени покупателей
на поиск товаров, позволяет стандартизировать
все важнейшие торгово-
И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
1. Определяется перечень
основных групп и подгрупп
товаров, реализуемых в
2. Осуществляется распределение
отдельных групп и подгрупп
товаров в разрезе
3. Определяется количество
видов и разновидностей
4. Разрабатывается конкретный
ассортиментный перечень
Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.
В процессе распределения
отдельных групп и подгрупп товаров
в разрезе потребительских
Информация о работе Формирование ассортимента торговых предприятий