Формирование и структура национальной налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:25, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.

Содержание

Введение 4
1. Возникновение, сущность и принципы налогообложения 6
1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения. Классификация налогов 6
1.2 Роль (функции) налогов в формировании рынков государства. Налоги как инструмент бюджетного регулирования 11
2. Налоговая система Республики Беларусь, ее источники и задачи. 14
2.1 Правовая основа и задачи налоговой системы в Республике Беларусь 14
2.2 Главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь 16
2.3 Проблемы налогообложения в Республике Беларусь 21
2.4 Налоговый потенциал в Республике Беларусь 23
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложения 36

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система РБ.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

       Таблица 2.2 - Структура доходов бюджета Республики Беларусь в 2010 году, %

Единый  налог с индивидуальных предпринимателей 1,9 %
Платежи от фонда заработной платы 3,0 %
Доходы  от внешнеэкономической деятельности 7,7 %
Прочие  налоги 16,9 %
Налоги  на добавленную стоимость 24,0 %
Оборотные налоги 16,1 %
Подоходный  налог 8,4 %
Налог на прибыль 7,6 %
Налог на доходы 1,4 %
Акцизы 7,0 %
Налог на недвижимость 3,9 %
Земельный налог 2,1 %

       Примечание - Источник [25, с.25]. 

       А теперь отразим динамику  поступления  основных налогов в бюджет Республики Беларусь в ценах 2010 года, млрд. руб.

       Таблица 2.3 - Виды налогов на 2009-2010 гг.

Виды  налогов 2009 год

млрд. руб.

2010 год

млрд. руб.

НДС 2828,367403 2919,192289
Оборотные налоги 1732,81966 1954,221815
Акцизы 762,537543 846,3170245
Налог на прибыль 830,5686615 930,2221835
Налог на недвижимость 405,7098184 472,6877824
Подоходный  налог 995,023386 1024,33207

       Примечание - Источник [25]. 

       Современная финансовая наука и практика для  оценки величины налогового давления оперирует такими показателями как  уровень централизации финансовых ресурсов государства и налоговая нагрузка на экономику.

       Уровень централизации показывает, какая  часть созданного страной ВВП  аккумулируется в рамках ее бюджета  для дальнейшего перераспределения  в соответствии с общегосударственными потребностями.

       Показатель  налоговой нагрузки на экономику  характеризует долю налогов и  платежей в целевые бюджетные  фонды в валовом внутреннем продукте (ВВП) государства.

       Уровень налоговой нагрузки на экономику  всегда несколько ниже показателя централизации финансовых ресурсов. Это связано с наличием в доходах консолидированного бюджета республики наряду с налогами и неналоговых источников поступлений, таких как средства от реализации государственного имущества, прибыль Нацбанка, доходы от внешней торговли, поступления в иностранной валюте и от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества и др. [9, с.36]. 

       Так, благодаря неналоговым поступлениям за 2010 год сформировано около 12 процентов доходов государственного бюджета. Соответственно, при централизации финансовых ресурсов в рамках консолидированного бюджета на уровне 44,6 процента налоговая нагрузка на экономику с учетом отчислений в фонд социальной защиты населения составила 40,3 процента (см. таб. 2.4).

       Таблица 2.4 - Информация об уровне централизации и налоговой нагрузке по Республике Беларусь и зарубежным странам % к ВВП

  Уровень централизации  финансовых ресурсов государства Налоговая нагрузка на экономику
Дания 65,3% 49,9%
Бельгия 57,4% 44,0%
Италия 57,4% 39,1%
Великобритания 56,5% 37,3%
Франция 52,1% 44,4%
США 42,2% 28,0%
Российская  Федерация 31,3% 26,1%
Республика  Беларусь 44,6% 40,3%

       Примечание - Источник [15, с.33]. 

       Величина  налоговой нагрузки на экономику, сложившаяся  в 2010 году в Республике Беларусь, вполне сопоставима с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями, хотя несколько выше, чем в некоторых странах СНГ. Это связано с высокой социальной ориентированностью белорусского бюджета и проведением мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На финансирование столь значимых расходных статей нашим государством ежегодно направляется более половины финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках республиканского бюджета.

       В 2010 году налоговая система республики не претерпела существенных изменений как по количеству налогов, так и в части методологии их исчисления. В результате за 2010 год величина налогового бремени на экономику республики без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения составила 29,4% и по сравнению с 2009 годом практически не изменилась   [5, ст.38].

       В структуре налогов, принимаемых  для расчета налоговой нагрузки, можно выделить три основные группы: прямые, косвенные и смешанные  налоги.

       К прямым налогам относятся обязательные платежи, источником уплаты которых является прибыль (доход). В перечень таких налогов попадают налог на прибыль и доходы, подоходный налог, местные налоги из прибыли, налог на недвижимость, налог на доходы в отдельных сферах деятельности.

       Отличительной особенностью косвенных налогов  выступает то, что по своей экономической природе они являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ, услуг. К таким налогам относятся отчисления в целевые бюджетные фонды, НДС, акцизы, налог с продаж, налоги за услуги.

       Смешанные налоги по аналогии с косвенными налогами участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости, но имеют разнообразные объекты налогообложения. В число таких налогов включают экологический и земельный налоги, единый платеж от фонда оплаты труда, отчисления в Фонд социальной защиты населения [15, с.41].

       Структура налоговой нагрузки, сложившаяся  в 2009 и 2010 годах, приведена на таблице 2.5.

       Таблица 2.5 - Структура налоговой нагрузки за 2009 - 2010 гг., % в ВВП

  2009 год 2010 год
Смешанные налоги 2,4 2,4
Прямые  налоги 8,4 9,1
Косвенные налоги 18,5 17,9

       Примечание - Источник [19]. 

       Таблица показывает, что за 2010 год в структуре налоговой нагрузки произошли определенные изменения. В частности, с 8,4 до 9,2 процента в ВВП увеличилась доля прямых налогов, что обусловлено существенным ростом поступлений по данной группе платежей (темп роста – 121,4 процента). Наиболее стремительная динамика сложилась по налогу на прибыль, поступления по которому в сопоставимых ценах возросли на 43,8 процента, а доля данного налога в ВВП увеличилась с 2,6 до 3,3 процента. Усиление роли прямых налогов в 2010 году обусловлено существенным увеличением массы прибыли в целом по экономике республики и ростом реальных доходов населения. В частности, по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 20100 год возросла в 4,5 раза, реальные доходы населения – более чем в 1,1 раза.

       На  фоне укрепления позиций прямых налогов  в структуре налоговой нагрузки несколько ослабла роль косвенных налогов, доля которых в ВВП в 2010 году составила 17,9 процента и относительно 2009 года сократилась на 0,6 процентных пункта. Основной причиной такого структурного сдвига стало увеличение ставок по НДС и оборотным налогам.

       Некоторое уменьшение доли оборотных налогов и НДС в ВВП вовсе не означает сокращения поступлений по данным доходным источникам. Так, по сравнению с 2009 годом оборотные налоги увеличились на 9,5 процента, НДС – на 8,3 процента в сопоставимых ценах. Снижение же доли указанных платежей в ВВП связано с его опережающей динамикой (111,0 процента).

       Традиционно наиболее стабильной группой налогов  с позиций роли в формировании доходов бюджета являются смешанные  налоги, которые включают ресурсные  платежи и отчисления от фонда  оплаты труда. В частности, в 2010 году доля данной группы налогов в ВВП составила 2,4% и по сравнению с прошлым годом практически не изменилась.

       Что касается текущего финансового года, то с учетом предусмотренного Законом  «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год» снижения совокупной ставки по оборотным налогам на 0,25 процента и ставки по единому налогу от фонда оплаты труда с 5 до 4 процентов можно прогнозировать некоторое сокращение уровня налоговой нагрузки на экономику республики по сравнению с ее величиной за 2010 год (до 28-29% к ВВП) [21, с.7].

 

Заключение

 

       Налоги  как один из важнейших экономических  инструментов государственного регулирования  экономики могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Они не только являются основной формой доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших регуляторов в экономике, политике, социальной сфере.

       Во  все времена налоговые инструменты  активно применялись для обеспечения  эффективного использования природных ресурсов, регулирования экономических и других процессов в жизни общества.

       Но  каким бы многоликим ни был налоговый  мир на протяжении столетий, суть его, несмотря на многовековую модификацию  видов и форм взимания налогов, сохранилась. И сегодня налоги - это обязательные платежи, уплачиваемые субъектами экономической деятельности и гражданами из своего дохода в бюджет государства для удовлетворения общественных потребностей по ставкам, установленным в законодательном порядке.

       В теории налогообложения выделяется, как правило, несколько функций налогов: распределительная, фискальная, стимулирующая и контрольная.

       Общеизвестно, что главной отличительной особенностью системного налогообложения развитых стран является его тесная взаимосвязь  со структурой экономики, реально складывающимися экономическими пропорциями, а также ориентация на цели экономического развития. Такой подход лежит в основе выработки экономической политики, в том числе и в области налогообложения.

       Поэтому при разработке налоговой политики необходимо ясно сознавать ее целевую направленность. Либо мы ставим во главу угла кратковременное увеличение притока денег в казну посредством усиления налогового давления, либо ориентируемся на налогообложение, стимулирующее экономический рост и инвестиции.

       Фискальная  направленность налогообложения, как  показывает опыт развитых государств, сопровождается противоречивыми последствиями. С одной стороны, рост налоговых  поступлений в доходах  бюджета  создает реальные возможности для  государственного воздействия на воспроизводственные процессы. Правительство получает денежные средства для ускорения процессов разгосударствления и приватизации, стимулирования роста объемов производства и его реструктурирования и т.д.

       С другой стороны, рост налогового бремени  имеет отрицательные последствия, которые проявляются непосредственно, воздействуя на экономические мотивы и стимулы, и опосредованно, изменяя общие, макроэкономические условия воспроизводства.

       Необходимо  отметить, что изменение микро- и  макроэкономической ситуации может быть предопределено использованием конкретного вида налогообложения. Так, повышение ставки налога на прибыль сопровождается снижением: нормы прироста капитала, что может отразиться на размерах капиталовложений, совокупного предложения; налога на потребление - сокращением потребления, включая импортные товары, что отразится на распределении ресурсов; налога на экспорт - уменьшением спроса на внешних рынках и притока иностранной валюты в страну, если эти изменения повлияли на цены экспортной продукции, снижением заинтересованности отечественных предпринимателей в производстве данной продукции, а возможно, и сокращением внутреннего предложения.

Информация о работе Формирование и структура национальной налоговой системы