Франчайзинг и перспективы его развития в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения темы курсовой объясняется следующими двумя причинами. Несмотря на быстрое распространение по всему миру, история становления франчайзинга была извилистой и трудной. И поныне нерешенными остаются несколько проблем, из которых две представляются наиболее существенными. Первая связана с нечеткостью, расплывчатостью самих правовых основ, с недостаточной изученностью юридической природы франчайзинга. Причина этого кроется, прежде всего, в его многоликости. Кроме того, есть заметные различия в трактовке франчайзинга национальным правом различных стран.

Содержание

Введение
1. Концепции франчайзинга
1.1 Экономическая сущность организации франчайзинга
1.2 Нормативно-правовая база франчайзинга
1.3 Сущность франчайзинга в торговле
2. Франчайзинг как инновационная форма бизнеса в России и за рубежом
2.1 Содержание и формы франчайзинга в России
2.2 Содержание договора франчайзинга
2.3 Развитие франчайзинга в России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по маркетингу 2013 год Word (3).docx

— 46.83 Кб (Скачать файл)

Франчайзинг представляет собой  соглашение (договор) крупных корпораций с малыми фирмами или отдельными предпринимателями, производственными  или функционально-операционными  компаниями.

Сущность франчайзинга состоит  в таком способе предпринимательского бизнеса, при котором фирма-франчайзер предоставляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки.

Договор налагает на франчази ряд обязательств - плата за использование лицензий, строгое соблюдение стандартов, инструкций по организации бизнеса. Кроме того, в договоре, как правило, предусматривается и финансовый контроль за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера. С другой стороны, франчайзинг дает возможность предпринимателю начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой франчайзера.

Первый опыт развития франчайзинга в России уходит своими корнями в 1990 г. Проявила интерес к этому  бизнесу научно-производственная фирма "Дока", производитель мини-пекарен  и оборудования для приготовления  картофельных чипсов. В 1993 г. две ее дочерние фирмы "Дока Пицца" и "Дока Хлеб" стали членами Международной  ассоциации франчайзинга.

Первоначально франчайзинг  в рамках этих фирм развивался успешно. Так, в 1996 г. "Дока Пицца" имела  более 800 пиццерий на территории СНГ.

Фирма "Дока", организатор  первых российских франчайзинговых систем "Дока Пицца" и "Дока Хлеб", была научно-производственной. Хотя франчайзинговые фирмы относились к предприятиям общественного питания, товаром - объектом франчайзинга - была технология. Причем эта технология основывалась на современном оборудовании, производимом материнской, для франчайзинговых фирм, научно-производственной фирмой "Дока".

Хотя первый опыт российского франчайзинга оказался неудачным, им нельзя пренебрегать.

Другой опыт развития франчайзинга в России - проникновение на российский рынок владельца генеральной  франшизы немецкой фирмы "Untemehmensgruppe Handelsgestllschaft GmbH", создавшей за двадцать лет сеть из более чем двухсот ресторанов быстрого питания. Эта фирма через свою дочернюю фирму "Grillmaster Feinkost Bueschmg GmbH" передала исключительное право на работу в России по технологии, в соответствии со стандартами и с использованием торговой марки "Grillmaster" петербургской фирме "Григорьев и Grillmaster".

В 1994 г. эта фирма открыла  первый ресторан быстрого обслуживания европейского гастрономического стандарта  немецкой системы "Grillmaster".

В 1995 г. эта сеть увеличивается  на два ресторана, а в 1997 г. выходит  за пределы Санкт-Петербурга. Открываются  рестораны в Самаре, Челябинске и  Тольятти. Также открывается уже  четвертый ресторан в Санкт-Петербурге.

Развитию этой сети способствует наличие собственного центрального склада в Санкт-Петербурге, с которого производится снабжение франчайзи.

Данная сеть франчайзи развивается достаточно успешно, подтвердив экономическую целесообразность, как ресторанов системы быстрого питания, так и франчайзинга как системы предпринимательства.

В 1993 же году продает первую лицензию на открытие первого кафе-мороженого "Baskin Robins". По данным рекламы, в настоящее время в России открыто 1200 кафе.

Из всего сказанного выше следует: 1993 г. стал переломным для развития франчайзинга в России.

Дальнейшее развитие франчайзинга в России связано с проникновением на российский рынок иностранных  фирм, в первую очередь в сферу  общественного питания и бытового обслуживания.

Работа с иностранными франчайзерами имеет как достоинства, так и недостатки.

Несомненными достоинствами  являются:

- освоение российскими  предпринимателями способов ведения  бизнеса, принятых на западе;

- освоение принципиально  новых технологий производства  изделий и оказания услуг, особенно  в тех областях, где российский  бизнес явно отстает;

- установление широких  контактов с иностранными бизнесменами.

Основные недостатки этого  направления:

- необходимость очень  высоких инвестиций, включая выплату  франшизы. Они колеблются от 50 до 350 тыс. долларов США. Подобные  инвестиции не всегда по силам  отечественным предпринимателям;

- далеко не всегда западные  технологии ведения бизнеса соответствуют  отечественным национальным традициям  и, тем более, российскому законодательству.

В настоящее время имеется  информация о развитии франчайзинга в России следующими фирмами.

В сфере ресторанного бизнеса (как правило, это рестораны быстрого питания): уже упомянутые "GrillmasteT", "Baskin Robins", "Росинтер Ресторанс" ("Rostiks" ("Ростикс")); а так же "Русское бистро", "Пицца Хат", "McDonalds". В сфере продажи спортивных и туристических товаров: "Reebok" и "Nike"; Парфюмерия:"Ives Rocher"; Продажа обуви: "Эконика-Обувь";

Подводя итоги развития франчайзинга в России, можно сделать ряд  очень важных выводов:

1. Франчайзинг в России  применяется, несмотря на целый  ряд трудностей и неудач.

2. Основными направлениями  использования франчайзинга в  России являются:

- система общественного  питания, в первую очередь - рестораны быстрого питания;

- торговля продовольственными  и промышленными товарами.

3. Большая часть успешного  развития франчайзинга связана  с попытками зарубежных фирм  проникновения на российский  рынок.

4. Возможности развития  франчайзинга в России достаточно  широки и не могут быть исчерпаны  перечисленными направлениями.

5. Франчайзинг один из  самых эффективных в числе  известных экономических инструментов, способ повышения устойчивости  и надежности предприятий малого  бизнеса, особенно для начинающих  предпринимателей.

6. Франчайзинг является  очень эффективным инструментом  внешнеэкономической деятельности, в том числе проникновения  на иностранные рынки с использованием  возможности иностранных предпринимателей.

Возможности развития франчайзинга в России достаточно широки, а преимущества развития таковы, что, с одной стороны  можно использовать зарубежный опыт и тем самым избежать ошибок, а  с другой стороны - продвинуться вперед и даже обогнать западные франчайзинговые фирмы.

 

2. Франчайзинг, как инновационная  форма бизнеса в России и  за рубежом

2.1 Содержание и формы  франчайзинга в России

Для сегодняшней экономики  России франчайзинг имеет двойное  преимущество. Во-первых, он помогает быстро внедрить новые, в том числе передовые  западные, технологии и навыки управления и обеспечить эффективное обучение менеджеров и персонала; а во-вторых, привлекает иностранные инвестиции.

Негативным фактором для  зарубежных франшизодателей является и оторванность России от международного рынка франчайзинга.

Несмотря на трудности  франчайзинговая система постепенно развивается и в России.

Объектами франчайзинга могут  быть различные товары и услуги. Применительно к российскому  рынку можно выделить следующие  виды деятельности, в которых успешно  применяется франчайзинг:

- Розничная торговля ;

- Предприятия питания;

- Бытовое обслуживание;

- Развлечения, путешествия,  спорт;

- Обслуживание бизнеса;

- Учебные центры;

- Охрана здоровья;

- Автотранспорт;

- Строительные услуги;

Самые популярные франшизы в России сконцентрированы в области  фаст-фуда и торговли. Сегодня в России практически не развиты франшизы производственные и в сфере услуг, несмотря на то, что производственный бизнес -- наиболее стабильный, долговечный и доходный. А для того чтобы открыть предприятие по оказанию услуг, как правило, требуется на порядок меньше вложений. В США франчайзинг наиболее развит именно в сегменте услуг.

Рисунок. Распределение  франшизных систем по видам деятельности, 2009-2010 гг., %

Наибольшей  популярностью сегодня пользуется товарный франчайзинг, то есть передача прав на реализацию продукции, выпускаемой  франчайзером. Обычно эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиций тратится на закупку товара, а франчайзеры даже не выставляют паушальный взнос своим франчайзи и обеспечивают немалые скидки при покупке товаров.

Невероятный успех франчайзинга в США нередко пытаются объяснить  обширностью территории страны: контролировать собственные филиалы, расположенные  на большом расстоянии друг от друга  и от центра, довольно накладно и  очень непросто. Но то же самое верно  и для России. С тем отличием, что в регионах России предприниматели  еще не успели ощутить все преимущества франчайзинга, а порой просто не рискуют вступать в договорные отношения  с франчайзером, боясь потерять часть предпринимательской свободы.

Второе немаловажное отличие  российского франчайзинга от зарубежных реалий состоит в фиксированной  ставке роялти, тогда как в большинстве  стран роялти всегда зависят от оборота  и прибыли. Это связано с тем, что в России малый бизнес вынужден вести "серую" бухгалтерию, а значит, франчайзер не в состоянии проверить прибыльность партнера, чтобы добиться от него назначенных по договору роялти.

Другая особенность нынешнего  российского франчайзинга: этот метод  используется все большим числом компаний с тем, чтобы отвоевать  как можно большую долю рынка. Сами же франчайзи воспринимают его как возможность легкого старта и способ получить первоначальный капитал, чтобы в перспективе заняться своим, независимым бизнесом. Вот почему договоры коммерческой концессии заключаются в России максимум на три года, тогда как в иных странах менее чем на 5 лет договоры не подписываются в принципе.

И, наконец, все эксперты единодушны: говорить о развитии франчайзинга в России "в целом" просто нереально. Слишком серьезны различия в экономической  ситуации регионов страны и столицы  РФ, да и в уровне доходов населения. Но, так или иначе, список регионов, бизнес в которых признается занятием рискованным, постоянно сокращается. Тем временем Москва и Санкт-Петербург  подходят к уровню насыщения, так  что интересы самых активных представителей бизнеса постепенно смещаются в  сторону регионов. Там начинают возникать  местные, и порой весьма успешные франшизы.

Важным негативным фактором франчайзинга в России является его  импортная ориентированность. Однако, примеров выхода отечественных франчайзоров на международный рынок становится все больше. Особенно это было приятно в кризисный период. В апреле 2009 года состоялось открытие петербургской сети "Чайная ложка" за пределами России - в Литве. В том же году Мастерфайбр в Мехико участвовал в крупнейшей выставке по франчайзингу и по ее итогам провел обучение первых франчайзи в Москве, что даст старт первому проекту российского франчайзинга в западном полушарии.

В мае 2010 года "Г. М. Р. Планета  гостеприимства" открыла франчайзинговый ресторан Sbarro в столице Молдавии Кишиневе, вслед за которым в республике начнут работать еще несколько других. Cеть кофеен "Шоколадница" ведет переговоры о развитии своего бизнеса в Китае, Индии и Греции.

2.2 Содержание договора  франчайзинга

Как мы уже говорили ранее, договора франчайзинга в России, как  такового, нет. И прямой, близкий  по смыслу, аналог ему - это договор  коммерческой концессии. Поэтому в  качестве примера мы приведем его. Вот  основные части договора франчайзинга (коммерческой концессии):

Правообладатель обязан

1. Выдать пользователю  предусмотренные договором лицензии  и обеспечить их оформление  в установленном порядке.

2. Передать пользователю  техническую и коммерческую документацию, предоставить иную информацию, проинструктировать  пользователя и его персонал  по вопросам реализации исключительных  прав.

3. Обеспечить регистрацию  договора, если договором не предусмотрено  иное.

4. Оказывать пользователю  техническое и консультативное  содействие, если договором не  предусмотрено иное.

5. Контролировать качество  товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем  комплекса исключительных прав.

Правообладатель вправе

1. Требовать использования  комплекса исключительных прав  в соответствии с условиями  договора.

2. Требовать обеспечения  режима переданных пользователю  производственных секретов и  неразглашения конфиденциальной  информации.

3. Отказать в заключении договора на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения его срока он не будет заключать с другими лицами аналогичных договоров.

4. Требовать уплаты обусловленного  договором вознаграждения.

Пользователь обязан

1. Использовать комплекс  переданных по договору прав  в соответствии с условиями  договора.

2. Обеспечить соответствие  качества производимых товаров  (работ или услуг) качеству  товаров (работ или услуг), производимых  правообладателем.

3. Обеспечить режим производственных  секретов, переданных правообладателем, равно как и неразглашение сопровождающей эти секреты конфиденциальной коммерческой информации.

4. Соблюдать инструкции  и указания правообладателя, направленные  на обеспечение соответствия  характера, способов и условий  использования исключительных прав тому, как они используются правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав.

5. Оказывать заказчикам  все дополнительные услуги, на  которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар (работу, услугу) у правообладателя.

6. Информировать заказчиков  об использовании в силу договора  комплекса исключительных прав  наиболее очевидным для них  образом.

Информация о работе Франчайзинг и перспективы его развития в россии