Функции лидера в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

Вложенные файлы: 1 файл

функции лидерства.docx

— 57.46 Кб (Скачать файл)

 

      Особой, достаточно  современной  группой  концепций  лидерства,  примыкающей к теории черт, являются  концепции  харизматического  лидерства.  Они восходят  к  работам  М.  Вебера  и  представлены,   в   частности,   такими современными авторами, как В.М. Басс, Б. Шамир, Р.Й. Хозе, М.  Артур  и  др.

Концепции  харизматического  лидерства  исходят  из  того,   что   идеальный работник соответствует  личности  руководителя,  служит  отражением  лидера, способного оказывать влияние на трансформацию  его  ценностей.  Проявлениями такого идеального работника выступают вера в лидера,  почитание  руководящей личности, а также побуждение к действиям и вдохновение, испытываемое  от  ее влияния.  Мотивирующее   воздействие   руководителя   осуществляется   через механизм подражания, принятия членами группы его ценностей  и  поведения  за образец, наделения его харизмой. Обладать способностью влияния  на  ценности других людей и их изменение могут немногие, «избранные».

      Некоторые  авторы концепций харизматического лидерства (Б. Шамир,  Р.Й. Хозе, М.Б. Артур) трактуют лидерство не  столько  как  дуалистический,  т.е. как влияние одного человека на другого, сколько как коллективный процесс.  В его основе лежит склонность сотрудников идентифицировать себя  с  группой  и высоко ценить принадлежность к ней.  Харизматический  лидер  повышает  такую социальную идентификацию тем, что связывает соответствующие представления  и ценности  каждого  ведомого   с   групповыми   ценностями   и   коллективной идентичностью. Четко выраженная групповая идентификация означает,  что  член группы ставит групповые потребности выше индивидуальных интересов и  даже  в случае необходимости готов пожертвовать последними.  Это,  в  свою  очередь, усиливает коллективные ценности и нормы поведения.

      Решающим в харизме лидера является его способность влиять на  видение, восприятие ведомыми действительности и на их ценности.  Такие  лидеры  могут даже внушать членам группы новые ценности, однако  обычно  они  подчеркивают особую значимость индивидуальных ценностей каждого  сотрудника  и  стремятся связать их с групповыми задачами. Для эффективности  влияния  лидеры  должны хорошо знать и уважать потребности, ценности и идентификации  ведомых.  Лишь в этом случае они могут рассчитывать на доверие членов группы,  формирование харизмы и высокую групповую  идентификацию.  Харизму  лидера  усиливает  его персональная увлеченность коллективными целями, готовность  идти  на  личный риск ради их достижения, идентификация себя с ними и с группой.

      Харизматические  лидеры всячески  подчеркивают  символический  характер трудовой  деятельности,  ее  нравственные  аспекты.  Благодаря этому  вклад сотрудников  в  реализацию   организационных   целей   получает   внутреннюю нравственную мотивацию: ведомые связывают свою работу  и  групповую  роль  с самоуважением и личным достоинством.

      Центральную  роль в концепции коллективного  харизматического  лидерства играет вера  в  собственные  компетентность  и  способность  решать  трудные задачи.  Эта  вера  прямо   влияет   на   самодеятельность,   индивидуальную производительность  членов  группы,  их  упорство  в  труде  и   преодолении трудностей. Причем индивидуальная вера  в  собственные  силы  базируется  на коллективном ожидании  высоких  результатов  от  каждого  работника  и  всех членов трудового коллектива. Высокая коллективная уверенность в своих  силах влияет не только на ведомых, но и на лидера, который проявляет готовность  к кооперации с членами группы  для  достижения общих  целей.  Харизматический лидер способен  повышать  уверенность  ведомых  в  успехе  индивидуальных  и коллективных усилий.

      В группе  с харизматическим лидерством  первостепенную значимость играют не   внешние   стимулы,   а    внутренняя    мотивация,    привлекательность самовыражения,  осознание  собственной  значимости,  признание  со   стороны лидера и товарищей. Лидер порождает  у  своих  ведомых  надежду  на  «лучшее будущее»  и  его  реальность.  При  этом  внешнее  вознаграждение,  например высокая зарплата, хотя и  поддерживает  веру в  такое  «лучшее  будущее»  и ощущение  его  реальности,  однако  не  играет   приоритетной   повседневной мотивирующей роли и выступает лишь одной из конечных целей.

      Концепции  харизматического  лидерства  опираются  на  ряд  интересных эмпирических  исследований,  однако  многие  авторы   считают   их   слишком описательными   и   недостаточно   точными,  а   также   не   раскрывающими психологические механизмы формирования харизмы и всего  комплекса  отношений лидера  —  ведомых.  В  реальной  жизни  одной  из  слабостей   этого   типа руководства является чрезмерно высокая зависимость  деятельности  группы  от личности лидера и сбои в ее работе в случае утраты (перевода,  увольнения  и т.п.) лидера.

      Харизматическое  лидерство  чаще  и  более  эффективно  проявляется  в группах  со  слабо  структурированными  задачами,  невысокой   спецификацией трудовых функций и  отсутствием  четко  установленных  стратегий  реализации организационных задач.

    1. Функции лидера

 

 При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общих функции: 

1) политический диагноз, предполагающий  анализ и оценку ситуации;

2) определение направления и  программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;

3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.

К вышеназванным функциям добавляют и следующие функции.

Коммуникативная функция направлена на упрочение каналов политической связи с целью предотвращения отчуждения граждан от власти.

Инновационная функция характеризуется возможностью лидера генерировать новые идеи и добиваться их претворения в жизнь.

Интегративная заключается в согласовании и объединении различных групп интересов на основе общей системы ценностей.

Ориентационная функция связана с достижением целостности и гармонии социальных интересов, что осуществляется через выработку политического курса, учитывающего потребности различных групп населения.

Инструменталистская характеризует способность лидера обеспечить механизм осуществления своего курса посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

Мобилизационная функция заключается в возможности лидера обеспечить поддержку своего курса широкими слоями населения и их привлечении к его осуществлению.

Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка.

Функция легитимации  политического режима характерна для тоталитарных и авторитарных политических систем, в которых обоснование правомерности политического режима непосредственно связано с личностью лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров.

 

2. Анализ компании «Мерседес- Бенц»

 

2.1 Общая характеристика компании

 

В своей работе я рассматриваю отдел продаж компании «Мерседес- Бенц» в г. Москве, 50-й км МКАД, внешняя сторона, между Можайским шоссе и Мичуринским проспектом.

Группа компаний Панавто - один из лидеров российского рынка автомобилей, мотоциклов, моторных катеров и яхт. Являясь образцом для подражания на рынке премиальной техники, мы продвигаем в России самые технологичные, качественные и престижные мировые бренды. В 1996 г. наша компания одна из первых на российском рынке получила статус официального дилера автомобилей «Мерседес-Бенц» и за время своего существования выросла более чем в 10 раз.

В 1994 году компания «Панавто» также начала поставлять мототехнику Yamaha на российский рынок. 
На сегодняшний день ЗАО «Панавто Ко», входящая в группу компаний Панавто, является дилером №1 по продаже мототехники Yamaha на территории Российской Федерации, ведущим игроком и эксклюзивным дистрибьютором катеров и яхт крупнейших мировых верфей, а также лидером по продаже мотоэкипировки и аксессуаров. Структура сбыта компании – это более чем 20 салонов продаж в крупных городах РФ.

2.2 Проведение исследования

Для оценки уровня управления организацией лидером было проведено исследование с использованием анкетирования (Приложение 1.) Результаты анкетирования отразили с помощью диаграмм.

Большинство сотрудников считают своего руководителя лидером (рис.1)

                                                                 Рис.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Анкета для руководителя

          Здравствуйте, уважаемый руководитель отдела  продаж компании "ИнтерХимГруп"! Прошу Вас ответить на данные вопросы . Я прошу Вас выбрать те варианты ответов , которые соответствуют Вашему мнению. Если не один Вас не устраивает, напишите , пожалуйста, собственный вариант. Полученные данные будут использованы в исследовании.

            Заранее благодарю Вас за внимание!

 

1) У каждого человека  свое представление про лидерство. А является ли ваш руководитель- лидером?

1. Да;

2. нет 

3. Затрудняюсь ответить.

2) Умеет ли ваш руководитель+ эффективно организовывать трудовую деятельность коллектива?

1. Да;

2. Нет;

3. Затрудняюсь ответить.

3) Какими качествами обладает ваш руководитель?

1. Доброта;

2. Отзывчивость;

3. Воспитание;

4. Сочувствие;

5. Инициативность;

6. Энергичность;

7. Грубость;

8. Злость;

9. Жадность;

10. Другое ______________________

4) Допускает ли ваш руководитель управление при помощи силы давления, угрозы?

1. Да, постоянно;

2. Иногда;

3. Нет, никогда;

4. Затрудняюсь ответить.

5) Применял ли по отношению к вам руководитель такой фактор воздействия как влияние (убеждение, объяснение)?

1. Да;

2. Нет;

3. Затрудняюсь ответить.

6) Ваш руководитель властный человек ?

1. Очень властный;

2. Скорее властный;

3. В чем-то властный, в чем-то нет;

4. Скорее не властный;

5. Совершенно не властный.

7) Позволяет ли себе ваш руководитель нецензурную брань в отношении к подчиненным?

1. Да;

2. Нет;

3. Затрудняюсь ответить.

8) Как Вы считаете, что главным образом заставляет Вас подчиняться Вашему руководителю?

1. Угроза увольнения, понижения  в должности в случае неподчинения;

2. Он распределяет премии, материальную помощь, выделяет путевки  на отдых и лечение и др. Этого можно лишиться, если не  подчиняться;

3. Его должность Выше моей, а значит, надо подчиняться, таков порядок;

9) В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти. К какому из них относится Ваш руководитель….

1. Власть нашего руководителя  держится на том, что от него  зависит распределение должностей;

2. Власть нашего руководителя  держится на том, что он может  распределять финансовые, материальные  ресурсы, новое оборудование и  т.д.;

3. Власть нашего руководителя  держится на том, что он владеет  нужной информацию, умеет заводить  полезные знакомства и т.д.;

4. Власть нашего руководителя  держится на том, что он превосходит  над нами как эксперт, специалист;

5. Власть нашего руководителя  держится на том, что он заслужил уважение и ему хотят подчиняться;

 

 


Информация о работе Функции лидера в управлении организацией