Ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Все стоимостные показатели, используемые в экономике, построены на основе цен. В условиях товарно-денежных отношений цены применяются с одной стороны, как соизмеритель общественно необходимых и индивидуальных затрат на производство и реализацию товаров, работ и услуг, а с другой – используются как норматив, формирующий спрос населения на товары и услуги в зависимости от платежеспособности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. « Содержательные основания, позволяющие определить
особенности ценообразования в социально-культурной сфере »
1.1. Виды и функции цен, и ценообразующие факторы……………………..…5
1.2.Цели и методы ценообразования ..................................................................11
1.3. Ценовые стратегии в коммерческом секторе социально-культурной
сферы ...........................……................…………………........................... ……..17
Глава 2. «Специфика ценообразования в учреждениях социально-культурной деятельности »
2.1. Ценообразование на услуги культуры ……………………………….……22
2.2. Структура себестоимости и методика калькулирования затрат на оказание платных услуг …………………………………………………..…….24
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

ценообразование готово!.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

8.Стратегия не стабильных цен. Такая стратегия используется при работе организаций на различных сегментах рынка. Стоимость билетов на стационаре, на выезде и на гастролях не может быть одинаковой. Изменяется цена на «культурные товары» и в связи с «протуберанцами» на финансовом рынке, галопирующей инфляцией и т.п.

9.Стратегия престижных цен. Она предусматривает продажу продуктов по высоким ценам и рассчитана на сегменты рынка, обращающие особое внимание на качество продукта, чутко реагируя на фактор престижности. Престижно например побывать на премьере Большого театра, даже если стоимость билета приходится оценивать в «у.е.».

10.Стратегия инициативного повышения цен. Она имеет право быть в случаях, когда УК резко изменило условия прежнего договора в лучшую сторону: оснастило сданное в аренду помещение кондиционерами, офисной мебелью, средствами мобильной связи, оргтехникой. За удобства арендатору необходимо платить больше, чем было условлено.

Как бы то ни было, но цена играет не последнюю роль в жизни  общества. Мы выяснили, что в зависимости  от объема реализуемого товара могут  устанавливаться различные виды цен, существуют различные функции. Цели ЦО, основанные на существующем положении, для отечественных очагов культуры более реальны и потому более приемлемы. Для завоевание лидерства по показателям доли рынка, в принципе, вполне возможно и в СКС. Необходим целый комплекс маркетинга: ассортимент товаров, средства их доставления на рынок, интенсивная реклама и др. рассмотрели методы, стратегии ЦО. Вопрос ЦО в отраслях культуры является чрезвычайно сложным в силу влияния социально-экономических факторов. Цены на услуги отраслей культуры  призваны способствовать повышению духовного уровня населения посредством регулирования отношений между потребителями услуг и обществом. Не случайно поэтому, существует необходимость  осуществить комплексную систему мер по совершенствованию ЦО и усилить дифференциацию цен на услуги в зависимости от их качества и социальной значимости, ориентируясь  при этом на доступность  массовых видов платных услуг для всех слоев населения.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. « Специфика ценообразования в учреждениях социально-культурной деятельности»

 

2.1. Ценообразование на услуги культуры

Проблема ценообразования на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря которому УК получили некоторое послабление в хозяйственной деятельности в связи с тем, что приобрели право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики рыночного типа. Вместе с тем, обращает внимание на себя недостаточная освещенность в специальной печати нормативно-правовых аспектов ЦО, правовой общественности процессов формирования цен на платные услуги в сфере культуры, соотношение методов рыночного ЦО и государственного регулирования, роли и места различных субъектов управления в этих процессах. Обретение прав на установление договорных цен вызвало необходимость перехода УК к свободному и самостоятельному ЦО на платные услуги и продукцию своей деятельности. Публикация Указа Президента от 03.12.1991 №241 и Постановления Правительства РФ от 19.12.1991 №55 «О мерах по либерализации цен» явилась отправной точкой при разработке 52-й статьи Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992).Согласно последнему «цены (тарифы) на платные услуги и продукцию организации культуры устанавливают самостоятельно. При организации платных мероприятий организации культуры обязаны устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы…».

В настоящее время  базовым правовым документом, регулирующем ЦО, является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), ч1 и 2 (1998-2002гг.) с дополнениями и изменениями. Существенно важной является статья 40 части 1 НК, которая впервые в российском законодательстве посвящена «принципам определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения». Уже в первых пунктах определяется степень вмешательства налоговых органов в процесс ЦО, даны определения рыночной цены и рынка товаров, работ и услуг. Так, согласно п. 4 ст. 40, «рыночной ценой товара (работы, услуги)» признается цена, сложившееся при взаимодействии цены спроса и предложения на рынке идентичных (а при отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Более того, в случаях отсутствия на соответствующем рынке идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, недостаточности информационных источников по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или отсутствия предложения можно использовать два метода определения цены: «последующая реализация» и «затратный». Заметим, что именно затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ и услуг  определяется как сумма произведенных затрат и наценки (п/п 2 п. 11 ст. 40), наиболее активно используется в практике организаций культуры. В формировании цен не мало важную роль играет деятельность территориальных органов законодательной и исполнительной властей. С каждым годом территориальные компоненты в формировании  механизма ценообразования усиливаются, особенно в отношении регулирования платной деятельности бюджетных организаций, т.к. участвующие в ней юридические лица учреждаются на местах и выходят со своими услугами прежде всего на территориальные, региональные и местные рынки. Регламентация порядка ЦО на платные услуги осуществляется либо в специальном региональном законе по платным услугам, либо в законе ценовом регулировании и контроле за ценами, либо сразу в нескольких законодательных актах и нормативных документов субъектов Российской Федерации. Среди дефиниций, которым в законе дается  толкование, - «платная услуга», «ценообразование», «регулируемый тариф». По существу, через них раскрывается основная концепция Закона, которая включает механизм ЦО, порядок введения платных услуг в бюджетной организации, особенности информирования населения о них, специфику ведения отчетности, порядок поступления и использовании средств, полученных от их оказания. Однако в контексте поставленной проблемы наибольший интерес представляет ст. 4 данного Закона «Согласование тарифов на платные услуги». Под тарифом понимается регулируемый тариф, то есть такой, когда оплата услуги складывается на рынке при государственном воздействии на этот тариф, в том числе и путем установления его определенной или фиксированной величины. Таким образом, на смену маркетинговым подходам к ЦО на платные продукты платной деятельности учреждений культуры, которые были широко распространены среди отечественных культурно-просвятительных учреждений (КПУ) до середины 90-х годов, пришло государственное регулирование. Лучшим вариантом  в этой ситуации является установление предельных (верхняя планка), а не фиксированных цен, ибо полная несвобода приведет к свертыванию номенклатуры услуг культуры, от чего в конечном итоге пострадает пользователь, ради которого и вводились платные услуги.

 

2.2. Структура себестоимости и методика калькулирования затрат на оказание платных услуг

В производстве платных  продуктов и услуг УК использует  разнородные ресурсы и различные  технологии потребления, то есть несет  определенные издержки. Затраты (или издержки производства) представляют собой себестоимость всех используемых в процессе оказания услуги материалов и ресурсов. Понятие затрат тесно связано с экономической категорией для определения величины затрат. «Себестоимость – денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции, часть стоимости». Состав затрат, включаемых в себестоимость и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли (дохода), определяется ст. 25 Налогового кодекса РФ. В алгоритме расчета рыночной цены платной услуги, независимо от выбранного УК метода ЦО, главным этапом является оценка затрат (издержек производства). В практике платной деятельности УК используются разные способы группировки произведенных затрат, оценка наиболее часто при формировании прейскурантов услуг, калькулировании, ведении сметной и отчетной финансовой документации применяются группировки затрат по: экономическим элементам; отношению к технологическому процессу; способу отнесения на себестоимость. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды (с 2001г. – единый социальный налог), прочие затраты. Наряду с уже рассмотренной группировкой затрат по экономическим элементам существует их группировка по отношению к техническому процессу, согласно которой они делятся на основные и накладные затраты. Основные затраты непосредственно связаны с оказанием услуг. Накладные, как правило, включают расходы по обслуживанию процесса производства: общехозяйственные – затраты на содержание помещения и оборудования, почтовые, канцелярские и др.; административно-управленческие – на планирование, учет и контроль, организацию труда; общепроизводственные и коммерческие. Кроме того, по способу отнесения издержек на себестоимость услуги различаются затраты прямые и косвенные. Именно такая группировка использована в пп. 2 п. 11 ст.40 НК РФ при характеристики затратного метода определения цены. Прямые затраты возникают непосредственно в процессе оказания платных услуг и относятся сразу (прямо) на соответствующие услуги в полном объеме (сумме), в то время как косвенные (распределенные) затраты распределяются между объектами калькуляции пропорционально какому-либо признаку. Знание структуры себестоимости услуг, классифицируемых по различным основаниям, создает необходимые условия для правильного оформления разнообразных документов, грамотного составления финансово-экономического обоснования требуемых денежных ресурсов, калькуляций и смет. Калькуляция – это способ (метод) определения затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы изделий на отдельные виды производства. Калькуляция дает возможность определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. Калькуляция широко используется в процессах бухгалтерского учета и при формировании прейскуранта продукции или услуг. В калькуляционный лист включают назначение услуги, указание на единицу измерения, а так же наименования статей калькуляции и сумм в рублях. Для обоснования прямых (основных) затрат на единицу продукции, работы, услуги КПУ ведется технологическая карта, в которой указываются не только все операции по производству платных услуг, но и требуемый для них уровень квалификации (разряд и квалификационно-должностные характеристики), оснащение рабочего места – оборудование и материалы, используемые для их оказания. Несмотря на наличие общих подходов к формированию содержания квалификационного листа, имеются определенные различия в формировании его правового статуса. В определенной части КПУ, получивших юридическую и хозяйственную самостоятельность, калькуляции утверждают директор и главный бухгалтер. Однако, значительная часть УК все еще согласовывает и утверждает калькуляции в вышестоящих организациях, региональных и муниципальных органах управления, которые, как правило, являются активными участниками в процессе ЦО. В упрощенном варианте формулу расчета цены услуги или продукции осуществляемых УК, можно представить следующим образом:

С(ПЛ) = З(Д) : Н(В) + С(Т)

Ц(ЕД) = С(ПЛ)  + К или Ц(ЕД) = С(ПЛ)  х К : 100%

Ц(СУМ) = Ц(ЕД) х И(Н), где:

С(ПЛ) – плановая себестоимость единицы выработки, З(Д) – средняя дневная заработная плата исполнителя, Н(В) – средняя дневная норма выработки (на одного сотрудника),С(Т) – средние материальные затраты на техническое оформление (обслуживание) единицы выработки, Ц(ЕД) – устанавливаемая (планируемая) цена за единицу выработки), К–повышающий коэффициент (%) прибыли, коэффициент рентабельности, Ц(СУМ) – сметная (суммарная) цена планового продукта или услуги, И(Н) – итоговое исполнение услуги или продукта (объем работ).

Популярной остается методика расчета цен по формуле  «издержки + прибыль». Однако, эта простая  формула не может гарантировать  прибыль, потому что оценка прибыли  и убытков зависит от оценки объема реализации продукта или услуги; а это объем, в свою очередь, помимо всех прочих факторов, – от того, на сколько верно установлены цена. Осуществлять научно обоснованную ценовую политику помогает комплекс методов, объединенных термином «ценовой маркетинг». Процесс разработки стратегии ценообразования услуг, в том числе и в сфере культуры, включает в себя следующие этапы:1.Цель ценового предложения (выживание, максимизация текущей прибыли, текущих расходов);2.Оценка реализации услуги при каждом возможном уровне цен (чем больше спрос, тем выше цена);3.Уровень издержек при различных объемах оказания услуг (цена билет на зрелищное мероприятие зависит от величины зрительного зала; стоимость групповых занятий в кружке изучения иностранных языков ниже, чем индивидуальные занятия);4.Наличие конкуренции в оказание определенной услуги;5.Выбор метода ценообразования.

Анализ процесса ценообразования позволяет выявить три наиболее опасные ошибки, становящиеся причиной потери интереса потребителя к определенной услуге:

    1. Снижение качества услуги в погоне за увеличением прибыли и сокращением затрат на ее осуществление;
    2. Повышение цен без достаточных на то причин (когда причина повышения цены на услугу не имеет ничего общего с потребностью в ней);
    3. Частное и значительное изменение скидок на услугу (потребители перестают доверять ценовой политике производителя услуги).

Проблема ЦО на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря  которому УК получили некоторое послабление  в хозяйственной деятельности в связи с тем, что приобрели право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики рыночного типа.

Характеризуя общие  подходя к ценовой политике в  оказании платных услуг в сфере  культуры, можно констатировать, что УК необходимо устанавливать цены с учетом адекватности их восприятия со стороны как потребителя, так и конкурирующих структур. Это позволит обоснованно определять и систематически корректировать  величину коэффициента ценовой прибыли, координировать политику цен по номенклатуре оказываемых услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как бы то ни было, но цена играет не последнюю роль в жизни  общества. Мы выяснили, что в зависимости  от объема реализуемого товара могут  устанавливаться различные виды цен, существуют различные функции. Цели ценообразования, основанные на существующем положении, для отечественных очагов культуры более реальны и потому более приемлемы. Для завоевание лидерства по показателям доли рынка, в принципе, вполне возможно и в СКС. Необходим целый комплекс маркетинга: ассортимент товаров, средства их доставления на рынок, интенсивная реклама и др.

Вопрос ценообразования в отраслях культуры является чрезвычайно сложным в силу влияния социально-экономических факторов. Цены на услуги отраслей культуры  призваны способствовать повышению духовного уровня населения посредством регулирования отношений между потребителями услуг и обществом. Не случайно поэтому, существует необходимость осуществить комплексную систему мер по совершенствованию ценообразования и усилить дифференциацию цен на услуги в зависимости от их качества и социальной значимости, ориентируясь  при этом на доступность массовых видов платных услуг для всех слоев населения.

Проблема ценообразования на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря которому УК получили некоторое послабление в хозяйственной деятельности в связи с тем, что приобрели право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики рыночного типа.

Характеризуя общие подходы к ценовой политике в оказании платных услуг в сфере культуры, можно констатировать, что УК необходимо устанавливать цены с учетом адекватности их восприятия со стороны как потребителя, так и конкурирующих структур. Это позволит обоснованно определять и систематически корректировать  величину коэффициента ценовой прибыли, координировать политику цен по номенклатуре оказываемых услуг.

Согласно проведенному исследованию, можно отметить, что  ценообразование в СКС эффективно при следующих условиях:

- правильный выбор  метода, стратеги ЦО;

Информация о работе Ценообразование