Что нужно сделать российской компании, чтобы стать социально ответственной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:30, доклад

Краткое описание

Социальная ответственность необходима российским компаниям. Поэтому невольно встают вопросы: Что может использовать компания в условиях кризиса, чтобы продолжать позиционировать себя как социально ответственного работодателя? Какие условия формирования социальной ответственности в условиях кризиса?

Вложенные файлы: 1 файл

Что нужно сделать российской компании чтобы стать социально ответственной.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Что нужно сделать  российской компании, чтобы стать  социально ответственной?

 

 

 

Введение

В условиях всемирного экономического кризиса у предприятий  и организаций различных форм собственности смещаются акценты  от сбалансированных целей к исключительно  краткосрочным - достижению заданного уровня прибыли, безубыточности и т.д. Однако с точки зрения государства тщательной проработке подлежат также вопросы социальной ответственности, влияющие на различные сферы жизни общества, что влечет за собой не только поиск новых форм и методов совершенствования социальной политики корпораций, но и достижение общего понимания и выработки общих нормативных подходов в реализации различных форм диалога корпораций с внешним миром (наемным персоналом, с государственными и муниципальными органами власти, а также с населением и общественными организациями).

В последнее  время тема социальной ответственности  бизнеса становится все более  актуальной.

Мировой опыт показывает, что от успешности формирования системы  партнерских отношений частного предпринимательства, власти и гражданского общества в социальной сфере, от эффективности такого партнерства во многом зависит качество жизни населения и социальная стабильность. В период экономического кризиса участие бизнес-сообщества в социальном развитии страны положительно скажется на сохранении равновесия в российской государственности и экономике. Понимание общественной значимости деятельности корпораций в социальной сфере находит выражение в распространении корпоративной социальной ответственности (КСО). Финансовая и социальная ценность программ в области КСО впервые начала широко изучаться и применяться за рубежом. В западных странах концепция КСО уже несколько десятилетий является основой деятельности множества компаний. Реакцию российских корпораций на глобальную тенденцию распространения концепции КСО (особенно тех, акции которых не имеют хождения на фондовых рынках) можно назвать равнодушной.

Социальная  ответственность необходима российским компаниям. Поэтому невольно встают вопросы: Что может использовать компания в условиях кризиса, чтобы продолжать позиционировать себя как социально ответственного работодателя? Какие условия формирования социальной ответственности в условиях кризиса?

 

1. Понятие социальной ответственности бизнеса

Социальная ответственность бизнеса (СОБ) - это особый тип стратегии компании, при котором она принимает на себя определенные обязательства в отношении как внешней среды (внешняя СОБ), так и внутренней (внутрикорпоративная СОБ)1. Внутрикорпоративная социальная ответственность бизнеса определяет кадровую политику компании, своего рода "идеологию" действий в отношении персонала для достижения целей СОБ (привлечение и удержание, мотивирование и обеспечение лояльности персонала). В рамках кадровой политики реализуются меры социальной политики, позволяющие решить задачи удержания персонала и обеспечения его лояльности на основе удовлетворения социальных потребностей работников.

Средства внутрикорпоративной  социальной ответственности разнообразны, на наш взгляд, к ним можно отнести:

- сознательный  отказ от теневых форм социально-трудовых  отношений, соблюдение норм трудового  законодательства;

- создание справедливых  и прозрачных систем оценки  и вознаграждения персонала;

- формирование  корпоративной культуры, ценности  которой разделяются сотрудниками организации (т.е. недекларативной культуры);

- обеспечение  конкурентного уровня заработной  платы работников, наличие постоянной  части заработной платы;

- оказание сотрудникам  социальных услуг добровольного  характера и предоставление социальных льгот;

- обеспечение  участия персонала в управлении, в прибылях и в собственности;

- обогащение  содержания труда сотрудников,  предоставление персоналу возможностей  для развития, обучения и карьерного  роста2.

Можно сказать, что средства внутрикорпоративной социальной ответственности определяют основные принципы работы с персоналом по различным направлениям. Действительно, забота о персонале может быть только комплексной, и создание позитивного внутреннего имиджа - это цель, которой нельзя достичь с помощью осуществления только отдельного мероприятия или отдельного направления работы с персоналом.

Идеология внутрикорпоративной  социальной ответственности определяется многими факторами: как объективными, так и субъективными. К объективным  факторам формирования относят:

- потребность  в конкурентоспособном и лояльном  персонале, которая возникает  при решении стратегических задач  компании в агрессивной конкурентной  среде;

- форму собственности;

- экономическое  положение организации;

- стадию жизненного цикла;

- тип реструктуризации;

- строгость  государственного контроля;

- зрелость системы  социального партнерства3.

Субъективные  факторы формирования внутрикорпоративной  социальной ответственности включают в себя характеристики руководителей  организации (компетентность и стиль управления) и характеристики персонала (сплоченность, лояльность и конкурентоспособность).

Объективные факторы  связаны с развитием организации  и государственных институтов, в  то время как субъективные зависят  от характеристик работающего в организации персонала. Степень влияния каждой из этих групп факторов на формирование системы внутрикорпоративной социальной ответственности определяется ситуационно. В организациях с традиционной системой управления и лояльным персоналом стратегия социальной ответственности может быть принята за счет объективных движущих сил4.

Для многих бизнесменов  становится все очевиднее тот  факт, что успех компании на рынке  во многом зависит от объема ее инвестиций в социальную сферу страны. Как  показывает практика, высокая корпоративная социальная ответственность позволяет сформировать положительный имидж фирмы или предприятия. Это, в свою очередь, дает компании определенные выгоды:

  • помогает в расширении клиентской базы, укреплении партнерских связей,
  • облегчает получение кредитов, упрощает страхование,
  • делает более конструктивным взаимодействие с государственными структурами,
  • предоставляет возможность привлекать/удерживать в штате фирмы высококвалифицированных специалистов,
  • усиливает рейтинговые позиции на внутреннем и международном рынках5.

Существует немало причин, по которым социальной ответственности должно быть уделено особое внимание. Прежде всего, не стоит забывать, что усиление глобализации, укрупнение и рост влияния бизнес структур обостряет конкуренцию на рынке, а значит, увеличивает роль бренда и имиджа компаний. При этом активизируется гражданское самосознание, обостряется борьба между компаниями за высококвалифицированные кадры6

В настоящее время социальная ответственность предприятий предусматривает достаточно широкий спектр мероприятий – от регулирования внутренних вопросов до активной общественной деятельности. Она включает в себя обязательное медицинское страхование, соблюдение промышленной безопасности, охрану труда, пенсионное обеспечение, поддержку различных социальных фондов.

Для многих компаний сегодня  в их деятельности большое место  занимает социальная ответственность. Разработанные специалистами программы по повышению социальной ответственности бизнеса предоставляет определенные выгоды предприятию:

  • инвестиции в технологии и процессы, позволяющие, например, снизить выбросы в окружающую атмосферу, уменьшить энергопотребление или оптимизировать вторичную обработку, ведут к сокращению общих производственных издержек;
  • поддержка социальных программ, касающихся благотворительных фондов, детских/медицинских учреждений, объектов культуры, помогает наладить контакт с общественностью, укрепить репутацию предприятия или компании в обществе;
  • становится реальным привлечение в коллектив предприятия или компании новых высококвалифицированных, инициативных специалистов, усиливается стимуляция деятельности уже работающих сотрудников предприятия или компании;
  • активная деятельность в социальной сфере позволяет компании или предприятию укрепить доверие к себе со стороны органов власти, государственных служб, что облегчает получение различных лицензий, финансовых и экономических квот7.

 

 Тем компаниям  и предприятиям, которым важен  имидж в деловом мире и репутация  на рынке, следует избегать поводов, которые могут стать темой для негативных публикаций в средствах массовой информации или Интернете. Ведь из-за этого снижается социальная ответственность предприятий, следовательно, падает их рейтинг. Подобными поводами считаются:

  • коррупционные скандалы,
  • техногенные аварии,
  • неспособность справиться с нештатными ситуациями,
  • негативное влияние производственного процесса на экологию местности,
  • грубое или периодическое пренебрежение правами человека,
  • нарушение правил организации производства,
  • несоблюдение безопасности труда сотрудников8.

 

 Безусловно, крупные компании являются лидерами в плане внедрения различных  социальных программ. Ведь они обладают большим весом в обществе, значительным влиянием на рынке, огромными капиталами, а значит, и массой возможностей. Но это не должно отталкивать мелких и средних «конкурентов» от участия в данном процессе. У таких небольших компаний, которых волнует социальная ответственность предприятий, есть определенные преимущества:

  • они более гибки, мобильны, чем «гиганты» рынка;
  • ввиду ограниченности средств их подход к инвестированию в различные социальные проекты более продуман, ответственен;
  • мировоззрение мелких предпринимателей более сильно проникнуто религиозными, духовными ценностями;
  • у мелких предпринимателей имеются более крепкие связи с местным населением и культурной средой региона9.

 

Заключение

Под корпоративной социальной ответственностью сегодня понимается модель стратегического поведения корпораций, при которой разрабатываются и проводятся в жизнь программы социально ответственных инициатив, непосредственно в сфере экономической деятельности, а также в природоохранной и социальных сферах.

Хотелось бы подчеркнуть, что распространенность в современных условиях корпоративной  социальной ответственности возникает  под влиянием стратегической конкурентоспособности крупного бизнеса, в котором кроме экономической и управленческой эффективности все более значимой становится способность корпорации выстроить с обществом и государством цивилизованные отношения.

Таким образом, мы видим, что российским предприятиям необходимо становится социально ответственными. За счет чего это может быть достигнуто?

Для начала нужно создать нормальные условия для развития в России бизнеса и честного предпринимательства. Все это - задачи государства, хотя участие негосударственных организаций, так называемого третьего сектора, чрезвычайно важно и продуктивно. Таким образом, для того чтобы отечественный бизнес стал реально социально ответственным, требуется наличие у него сильной мотивации (как внешней, так и внутренней). И хотя сегодня она практически отсутствует, поскольку государство не поощряет благотворительность, общество не вполне понимает, кто и какие задачи должен решать, а сами компании в большинстве своем еще не определились в этом вопросе, тем не менее уже имеются положительные сдвиги в этом направлении. Во многом они вызваны уже отмечавшимся уходом государства из социальной сферы, так сказать, его социальной безответственностью.

Разработка  и внедрение разумной и эффективной  политики корпоративной социальной ответственности - это шаг к признанию российских компаний на международной арене. Это начало длинного пути изменения стереотипов, имиджа предприятий РФ, возможность совмещения рыночной политики и социальной ориентации бизнес-структур.

Список литературы:

  1. Бизяева М.П. Проблемы становления корпоративной социальной ответственности в России // Управление персоналом. 2009. N 23. С. 46 – 48
  2. Гаврилова И.Н. К вопросу о социальной ответственности бизнеса и государства в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 10. С. 16-19.
  3. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и Ко, 2006. - 195с.
  4. Озерникова Т. Работодатель с "человеческим лицом". Как происходит трансформация социальной ответственности бизнеса в условиях кризиса // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2009. N 11. С. 20 - 26.
  5. Першиков А. Корпоративная социальная ответственность в России // Консультант. 2007. N 15. С. 35-39.
  6. Полунина Н.Л. Социально ответственный бизнес. Какие преимущества он дает владельцам // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2012. N 8. С. 37 - 45.
  7. Социальное развитие предприятий: Учеб. пособие // Под ред. Н.А. Волгина, А.Н. Аверина. М.: КНОРУС, 2006. – 543 с.
  8. Строганов Р. Корпоративная социальная ответственность и привлекательность компании как работодателя // Управление персоналом. 2007. N 18. С. 8-11.
  9. Тульчинский Г.Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2012. – Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ –236 с. 

Информация о работе Что нужно сделать российской компании, чтобы стать социально ответственной