Экономические кризисы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие экономического кризиса, его причин, форм проявления и его последствия.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. определить понятие и сущность экономического кризиса;
2. определить формы проявления экономических кризисов;
3. рассмотреть последствия экономический кризисов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……3
Экономические кризисы и их сущность……...………………………...……....4
Сущность экономического кризиса и причины его возникновения………..4
1.2 Формы проявления экономических кризисов…………………………….….9
1.3 Последствия экономических кризисов………………………………………11
2 Анализ, функции и виды экономических кризисов………………………….14
2.1 Анализ экономических кризисов……………………………………………14
2.2 Виды и функции экономических кризисов………….……..…………..……20
3 Проблема экономического кризиса в России (2008-2009гг)…………….....…24
3.1 Экономический кризис в России……………..………..…………………..…24
3.2 Пути выхода из экономического кризиса.………..……………...….…….…27
Заключение………………………………………………………………………...35
Библиографический список……………………………………………………....37
Приложения…………………………………………………………………......…39

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Предполагалось, что значительная часть этих средств перейдёт в  реальный сектор в качестве кредитов. Но банки, испуганные ростом не возвратов  и уже столкнувшиеся с оттоком вкладов, предпочли держать их на валютных депозитах. А с мерами непосредственной поддержки предприятий правительство не спешило, даже несмотря на начало массовых увольнений и мрачные прогнозы социальных взрывов в моногородах, живущих за счёт крупных предприятий. Деньги в экономику практически не поступали, акции компаний, в период роста заложенные в западных банках, обесценивались, и для многих крупных компаний альтернативой национализации стал либо переход в собственность западных кредиторов, либо банкротство. При этом в России не существует внятной процедуры банкротства, и оно почти всегда оборачивается выводом активов, а кредиторы ничего не получают. Характерный пример — история авиационного альянса AiRUnion, процесс банкротства которого идёт сейчас: активов компаний альянса еле-еле хватило, чтобы расплатиться с долгами по зарплате, а долги, которые составили более 50 миллиардов рублей, кредиторам пришлось списывать. При этом системную помощь получили только нефтяные компании, которым правительство понизило налоги и экспортные пошлины, а также выдало каждой из них по несколько миллиардов долларов льготных кредитов.

В этой ситуации правительство  действительно начало готовиться к национализации экономики: средств, накопленных за хорошие годы, было ещё много, а скорость истощения золотовалютных резервов ещё была неочевидной. Кроме того, в правящей элите всегда было немало сторонников усиления роли государства в экономике [9].

Первым шагом стала  программа помощи крупным заемщикам  через Внешэкономбанк, которому для этого Центральный банк Российской Федерации выделил 50 миллиардов долларов США. Предполагалось, что Внешэкономбанк рефинансирует крупным предприятиям, признанным стратегическими, западные кредиты и заберёт залоги из западных банков себе. Кроме залога, по условиям программы, Внешэкономбанк получал право ввести своих представителей в органы управления компании-заёмщика. Первым участником программы стал «Русал» Внешэкономбанк расплатился с его западными кредиторами по займам на 4,5 миллиарда долларов, а в обмен в качестве залога получил 25 % акций «Норильского никеля» и контрольные пакеты акций всех крупных алюминиевых заводов «Русала». За кредитами Внешэкономбанка обратились и другие металлурги.

Правительство активно обсуждает объединение всех крупнейших металлургических компаний в единый мегахолдинг с государственным участием. Государство внесло бы в холдинг пакеты «Русала» и «Норильского никеля», оказавшиеся в залоге у госбанков, и металлургические активы госкорпорации «Ростехнологии» — титановую «ВСПМО-Ависма» и «Русспецсталь». Кроме того, в акции холдинга предполагалось конвертировать долги металлургов перед госбанками.

Идея металлургического  гиганта обсуждалась в правительстве  месяц, но в феврале 2009 года переговоры внезапно прекратились, и источники в администрации президента РФ рассказали, что от идеи пришлось отказаться. Официально причины не пояснялись, но эксперты предполагали, что государство осознало свои реальные силы и не захотело решать долговые проблемы олигархов в обмен на сырьевые активы, особенно учитывая, что предсказать восстановление цен на металлы никто не брался. Кроме того, огромные затраты на поддержание курса рубля и плавную девальвацию показали правительству реальную скорость расходования золотовалютных резервов и привели его к осознанию ограниченности ресурсов. В результате, пока что на этом национализация экономики в России фактически остановилась. Исключениями помимо банковской системы остались только частные случаи, где государство было вынуждено пойти на национализацию — как, например, с авиакомпанией «КД авиа», крупный пакет которой в обмен на 4 миллиарда рублей финансирования получит Калининградская область. [3]

 

    1.  Пути выхода из экономического кризиса

 

Россия реагировала  на кризис, как подобает сильному государству, которое не ждёт, когда все изменится  само по себе, а действует решительно и активно. В 2009 году Правительство реализовало беспрецедентную Антикризисную программу.

Правительство не стало  проводить фронтальное урезание всех статей бюджета подряд. Правительство  сохранило запланированный объём  бюджета, перераспределив его в сторону мер, которые поддержали социально-экономическую стабильность в стране.

Расходы бюджета по сравнению  с 2008, докризисным годом, — существенно возросли, на 27,3 %. И это притом, что доходы — наоборот — упали на 20,9 %. Чтобы профинансировать образовавшийся дефицит, использовали накопленные резервы.

Правительство нацелило бюджет на решение самых неотложных, острых проблем.

50 % бюджета было направлено на оплату труда, пенсии, социальные пособия, образование, здравоохранение и жилье, то есть на те сферы, которые определяют качество жизни людей. Это порядка 5 триллионов рублей. На 1 триллион больше, чем в 2008 году.

В развитие национальной экономики вложен 1,65 триллион рублей. При этом сотни миллиардов пошли на поддержу высокотехнологичных отраслей. Хотя ещё годом раньше на эти цели мы тратили в три раза меньше.

На обеспечение боеготовности  Армии и Флота, на покупку вооружений и военной техники направлен 1,1 триллион рублей. И здесь был рост на 150 миллирдов рублей по сравнению с 2008 годом.

С учётом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов Центрального банка, государственных гарантий — финансирование Антикризисной программы превысило 3 триллиона рублей. По текущему курсу — это более 100 миллиардов долларов.

Большинство принятых мер  сработало. Правительство предотвратило  разрушение реального сектора и  финансовой системы. И главное — не допустило падения реальных доходов населения. По зарплатам есть очевидное снижение. Это средний показатель [Приложение - 3].

В некоторых отраслях зарплаты были заморожены или снижались. Но в среднем — доходы граждан в 2009 году даже немного выросли — на 2,3 %. За счёт бюджетников, за счёт пенсионеров, прежде всего.

Удалось сохранить все  основные социальные программы, а также осуществить «точечные» меры поддержки граждан. Помочь тем, кто столкнулся с потерей работы или значительным снижением доходов.

Правительство действовало  на опережение, стремилось предотвратить  критический рост безработицы, дать возможность людям сохранить рабочее место, получить новую профессию или открыть собственный бизнес. А предприятиям — сберечь наиболее ценные профессиональные кадры.

И если в феврале 2009 года безработица достигла максимального  за кризисный период уровня — 7,1 миллион человек, то год спустя, в марте 2010 года её уровень оказался существенно ниже — 6,4 миллион человек.

Это значит, что при  всех сезонных колебаниях, правительству  удалось запустить процессы постепенного восстановления рынка труда и  создания новых рабочих мест.

Правительство против конъюнктурных увольнений — когда люди теряют работу из-за временного снижения спроса. Именно для предотвращения таких ситуаций и были запущены программы поддержки занятости.

И собственники предприятий, и менеджмент — они тоже достаточно бережно относятся к кадрам, понимают, что если избавиться от квалифицированной рабочей силы, то потом уже будет людей не найти.

Но сокращения могут  быть связаны и с техническим  перевооружением производств, с  необходимостью повышать производительность труда. В этом случае бессмысленно бороться за неэффективные рабочие места. Гораздо лучше дать людям возможность заранее повысить квалификацию, получить другую профессию, найти новую достойную работу.

В 2010 году на программы  содействия занятости выделяется 40,5 миллиардов рублей. Причём, в них появятся новые направления — такие как стажировки для выпускников школ, вузов и техникумов, содействие в трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями, снижение напряженности на рынке труда в моногородах. Также специальные меры поддержки занятости будут реализованы в Северо-кавказском федеральном округе [8].

Правительство и дальше будет применять точечные антикризисные  меры. До тех пор, пока они сохраняют  свою актуальность. Например — поддерживать жилищный рынок и автопромышленность.

Не только специальные  антикризисные меры, но и все шаги правительства, все ресурсы бюджета  работают сейчас на скорейшее восстановление экономики, на оживление рынка труда.

Россия единственная страна в мире, которая в нынешней ситуации пошла на масштабную пенсионную реформу, на существенное повышение пенсий.

В 2009 году пенсии индексировались 4 раза — в марте, апреле, августе и декабре; в реальном выражении их среднегодовой рост — в реальном за минусом инфляции — составил 10,7 %. По итогам 2010 года среднегодовой размер пенсии увеличится ещё, как минимум, на 45 %. Начиная с апреля, средняя трудовая пенсия по старости превышает 8100 рублей в месяц, а общий размер выплат, которые получат ветераны Великой Отечественной войны, вырос до 23 тысяч рублей.

Кроме того, почти 5 миллионов пенсионеров, в основном проживающих в регионах с высокой стоимостью жизни, стали получать специальные социальные доплаты к пенсии. В итоге правительство реально добилось того, чтобы доходы пожилых людей стали выше прожиточного минимума. Это означает, что в России больше нет пенсионеров, живущих за официальной чертой бедности.

Рост уровня жизни  старшего поколения — это зримый результат плодотворного сотрудничества и Правительства, и всего Федерального Собрания, включая и депутатов Государственной Думы.

По ходу работы пришлось координировать неудобную, как оказалось, процедуру предоставления госгарантий, но в итоге всё-таки с помощью  этих гарантий предприятия смогли привлечь кредитов на приличную сумму — 374 миллиарда рублей. При этом компании взяли на себя обязательства обеспечить прозрачность финансовой деятельности, сохранить рабочие места для инвалидов и других социально незащищённых групп населения, ограничить выплаты высшему менеджменту.

Правительство стремилось помочь отечественной автопромышленности, которая оказалась в наиболее сложной ситуации в мире вообще и в России в частности.

В период кризиса правительство  оказало целенаправленную поддержку оборонно-промышленному комплексу и высокотехнологичным предприятиям. Прошлогодние мрачные ожидания некоторых политиков по поводу краха оборонно-промышленного комплекса не оправдались.

В декабре 2009 года Правительство  выпустило постановление о реструктуризации налоговой задолженности предприятий Объединенной промышленной корпорации, рассчитанное на 2010 год. Речь идёт о задолженности, которая образовалась до 1 января 2009 года.

В 2009 году объём помощи селу из бюджетов всех уровней составил порядка 300 миллиардов рублей. Ещё более 776 миллиардов рублей сельхозпредприятия привлекли в виде кредитов, из них 453 миллиарда — на льготных условиях, по ставкам, которые субсидируются государством.

Благодаря напряжённому труду работников отрасли и своевременной  поддержке государства в российском агропроме не было падения. Наоборот, рост производства составил 1,2 %. Экспорт зерна увеличился на 60 %.

Из-за кризиса правительство  было вынуждено скорректировать  часть перспективных планов. Уже  начатые проекты правительство постаралось продолжить и закончить. В 2009 году только в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы» в инфраструктуру было вложено 632 миллиарда рублей, в том числе 285,6 миллиарда рублей из федерального бюджета.

Правительство помогало не конкретным предпринимателям, а  важнейшим секторам и ключевым предприятиям национальной экономики, на которых  работают десятки тысяч наших  граждан. Кроме того, нужно было защитить вкладчиков, не допустить коллапса кредитования реального сектора.

Какие деньги, на каких  условиях и с каким результатом  использовало государство для решения  этих задач. Ничего не раздавалось бесплатно. Всё предоставлялось в виде кредитов, это возвратные, платные деньги. На депозитах в коммерческих банках было размещено более 687 миллиарда рублей, временно свободных средств федерального бюджета. Они уже возвращены государству. При этом казна на этом еще и прилично заработала: доход бюджета от размещения и возврата составил 19,2 миллиарда рублей.

Задолженность банков по беззалоговым кредитам на 15 апреля 2010 года — 61,3 миллиарда рублей, тогда как в разгар кризиса объём беззалоговых кредитов, которые Центральный банк размещал в кредитных учреждениях, доходил до 1 триллиона 924 миллиарда рублей.

В результате принятых мер, угроза масштабного кризиса банковской системы осталась в прошлом. Нестабильность на финансовых рынках не затронула рядовых граждан Российской Федерации.

Банки вновь наращивают кредитование экономики. Правительство ожидает, что в 2010 году оно может увеличиться на 5-10 %. Ликвидности для этого более чем достаточно сегодня практически у всех банков.

Постепенно снижаются  ставки. В январе 2009 года они зашкаливали за 20%, иногда за 25 %. В феврале 2010 года ставки опустились в среднем до 12,7 %. Средняя ставка для первоклассных крупных заемщиков может быть и ниже, а для других компаний, наоборот, повыше — 13-14 %. Но это всё-таки не 25.

Общее состояние экономики позволяет Центральному банку последовательно снижать ставку рефинансирования. Сегодня ставка рефинансирования Центрального банка России достигла исторического минимума — 8,25 %. Такого ещё не было в новейшей истории России.

Информация о работе Экономические кризисы