14 Принципов
Дао Toyota
С момента основания Toyota наш основной
принцип — приносить пользу обществу,
производя продукты и услуги высокого
качества. Практика ведения бизнеса
на основе этого принципа сформировала
ценности, убеждения и методы работы,
которые позволили
нам добиться конкурентного преимущества.
Совокупность этих методов работы и ценностных
ориентаций менеджмента и представляет
собой подход Toyota.
Фудзио Тё, президент
Toyota (The Toyota Way, 2001)
ПОДХОД TOYOTA — НЕ ТОЛЬКО ИНСТРУМЕНТЫ
И ТЕХНОЛОГИИ
Итак, вы ввели у
себя систему канбан. (Канбан по-японски
— «бирка», «карточка», «квитанция»
или «сигнал». Так называется инструмент
управления потоком и производством
изделий в системе «вытягивания»,
принятой в Toyota.) Вы подключили андон, устройство
для визуального контроля производственной
зоны, которое предупреждает рабочих о
дефектах, нарушениях в работе оборудования
или иных проблемах с помощью световых,
звуковых и тому подобных сигналов. Теперь
ваши рабочие места выглядят как на заводе
Toyota. Но постепенно все возвращается на
круги своя, и работа снова идет, как прежде.
Вы вызываете консультанта по производственной
системе Toyota, который неодобрительно качает
головой. В чем же дело?
На самом деле
основная работа по внедрению бережливого
производства только начинается. Ваши
рабочие понятия не имеют о производственной
культуре, которая стоит за TPS. Они не готовы
неустанно работать над совершенствованием
системы и заниматься самосовершенствованием.
Дао Toyota существует в первую очередь благодаря
людям, которые работают, общаются между
собой, принимают решения и развиваются,
совершенствуя друг друга и самих себя.
Если посмотреть на преуспевающие японские
компании, которые работают по системе
бережливого производства, сразу заметно,
как активно рабочие вносят предложения
по усовершенствованию. Но подход Toyota
не ограничивается и этим: при этом подходе
поощряется, поддерживается и требуется
участие всех. Чем больше я изучал TPS и
проникался дао Toyota, тем лучше я понимал,
что это система, которая обеспечивает
людей инструментами для непрерывного
совершенствования своей работы. Дао Toyota
— это доверие к людям. Это своего рода
культура, а не совокупность приемов и
методов совершенствования и повышения
эффективности. Сокращать объем запасов,
выявлять и решать скрытые проблемы можно
лишь с помощью рабочих. Если они недостаточно
ответственны, не понимают стоящей перед
ними задачи и не умеют работать в команде,
начнутся простои и накопление запасов.
Изо дня в день инженеры, квалифицированные
рабочие, специалисты по качеству, поставщики,
руководители групп и, главное, операторы
постоянно занимаются решением проблем,
и это позволяет каждому научиться решать
их. Один из инструментов бережливого
производства, который учит работать в
команде, называется 5S (сортируй, соблюдай
порядок, содержи в чистоте, стандартизируй,
совершенствуй; подробнее о нем рассказывается
в главе 13). Речь идет о комплексе мероприятий
по устранению потерь, которые ведут к
ошибкам, дефектам и травмам. Самой трудной
составляющей 5S является, пожалуй, пятая
— «совершенствуй» (стимулируй, поддерживай
самодисциплину. — Прим. науч. ред.). Именно
этот пункт является решающим условием
успеха остальных четырех. Поддержание
немыслимо без соответствующего образования
и уровня подготовки, а чтобы рабочие соблюдали
правила эксплуатации и совершенствовали
методы работы и свое рабочее место, их
нужно поощрять. Условиями успеха в достижении
поставленных целей являются приверженность
руководства данным подходам, соответствующая
подготовка кадров и производственная
культура. Лишь тогда поддержание и совершенствование
станут привычным делом для всех, начиная
с цеховых рабочих и заканчивая руководством.
В этой главе дается краткий обзор 14 принципов,
составляющих подход Toyota. Принципы сгруппированы
в четыре категории:
- философия долгосрочной перспективы;
- правильный процесс дает правильные результаты (речь идет об использовании ряда инструментов TPS);
- добавляй ценность организации, развивая своих сотрудников и партнеров;
- постоянное решение фундаментальных проблем стимулирует непрерывное обучение.
Вторая
часть книги также построена
с учетом этих четырех категорий,
которые в совокупности представляют
собой четырехкомпонентную модель
дао Toyota, представленную в главе 1. В
последующих двух главах я покажу,
как работали эти 14 принципов
при создании автомобилей Lexus и Prius. Если
же вам захочется, забежав вперед, детально
ознакомиться с 14 принципами, вы можете
прямо сейчас перейти к главе 7. Однако
я настоятельно рекомендую вам сначала
прочесть то, что изложено ниже.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 14 ПРИНЦИПОВ
ДАО TOYOTA
Раздел I: Философия долгосрочной
перспективы
Принцип 1. Принимай управленческие решения
с учетом долгосрочной перспективы,
даже если это наносит ущерб краткосрочным
финансовым целям.
- Используй системный и стратегический подходы при постановке целей, причем все оперативные решения должны быть подчинены такому подходу. Осознай свое место в истории компании и старайся вывести ее на более высокий уровень. Работай над организацией, совершенствуй и перестраивай ее, двигаясь к главной цели, которая важнее, чем получение прибыли. Концептуальное понимание своего предназначения — фундамент всех остальных принципов.
- Твоя основная задача — создавать ценность для потребителя, общества и экономики. Оценивая любой вид деятельности в компании, учитывай, решает ли она эту задачу.
- Будь ответственным. Стремись управлять своей судьбой. Верь в свои силы и способности. Отвечай за то, что делаешь, поддерживай и совершенствуй навыки, которые позволяют тебе производить добавленную ценность.
Раздел II. Правильный процесс
дает правильные результаты
Принцип
2. Процесс в виде непрерывного потока
способствует выявлению проблем.
- Перестрой технологический процесс так, чтобы создать непрерывный поток, эффективно обеспечивающий добавление ценности. Сократи до минимума время, которое незавершенная работа находится без движения.
- Создавай поток движения изделий или информации и налаживай связи между процессами и людьми, чтобы любая проблема выявлялась немедленно.
- Этот поток должен стать частью организационной культуры, понятной для всех. Это ключ к непрерывному совершенствованию и развитию людей.
Принцип 3. Используй систему вытягивания,
чтобы избежать перепроизводства.
- Сделай так, чтобы внутренний потребитель, который принимает твою работу, получил то, что ему требуется, в нужное время и в нужном количестве. Основной принцип: при системе «точно вовремя» запас изделий должен пополняться только по мере их потребления.
- Сведи к минимуму незавершенное производство и складирование запасов. Держи в запасе небольшое число изделий и пополняй эти запасы по мере того, как их забирает потребитель.
- Будь восприимчив к ежедневным колебаниям потребительского спроса, которые дают больше информации, чем компьютерные системы и графики. Это поможет избежать потерь при скоплении лишних запасов.
Принцип 4. Распределяй объем работ
равномерно (хейдзунка): работай как
черепаха, а не как заяц.
- Устранение потерь — лишь одно из трех условий успеха бережливого производства. Устранение перегрузки людей и оборудования и сглаживание неравномерности графика производства не менее важны. Этого часто не понимают в компаниях, которые пытаются применять принципы бережливого производства.
- Работай над равномерным распределением нагрузки во всех процессах, связанных с производством и обслуживанием. Такова альтернатива чередованию авралов и простоев, характерных для массового производства.
Принцип 5. Сделай остановку производства
с целью решения проблем частью
производственной культуры, если того
требует качество.
- Качество для потребителя определяет твое ценностное предложение.
- Используй все доступные современные методы обеспечения качества.
- Создавай оборудование, которое способно самостоятельно распознавать проблемы и останавливаться при их выявлении. Разработай визуальную систему извещения лидера команды и ее членов о том, что машина или процесс требуют их внимания. Дзидока (машины с элементами человеческого интеллекта) — фундамент для «встраивания» качества.
- Позаботься о том, чтобы в организации существовала система поддержки, готовая к оперативному решению проблем и принятию корректирующих действий.
- Принцип остановки или замедления процесса должен обеспечивать получение необходимого качества «с первого раза» и стать неотъемлемой частью производственной культуры компании. Это повысит производительность процессов в перспективе.
Принцип 6. Стандартные задачи —
основа непрерывного совершенствования
и делегирования полномочий сотрудникам.
- Используй стабильные, воспроизводимые методы работы, это позволит сделать результат более предсказуемым, повысит слаженность работы, а выход продукции будет более равномерным. Это основа потока и вытягивания.
- Фиксируй накопленные знания о процессе, стандартизируя лучшие на данный момент методы. Не препятствуй творческому самовыражению, направленному на повышение стандарта; закрепляй достигнутое новым стандартом. Тогда опыт, накопленный одним сотрудником, можно передать тому, кто придет ему на смену.
Принцип 7. Используй визуальный контроль,
чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной.
- Используй простые визуальные средства, чтобы помочь сотрудникам быстро определить, где они соблюдают стандарт, а где отклонились от него.
- Не стоит использовать компьютерный монитор, если он отвлекает рабочего от рабочей зоны.
- Создавай простые системы визуального контроля на рабочих местах, способствующие поддержанию потока и вытягивания.
- По возможности сократи объем отчетов до одного листа, даже если речь идет о важнейших финансовых решениях.
Принцип 8. Используй
только надежную, испытанную технологию.
- Технологии призваны помогать людям, а не заменять их. Часто стоит сначала выполнять процесс вручную, прежде чем вводить дополнительное оборудование.
- Новые технологии часто ненадежны и с трудом поддаются стандартизации, а это ставит под угрозу поток. Вместо непроверенной технологии лучше использовать известный, отработанный процесс.
- Прежде чем вводить новую технологию и обрудование, следует провести испытания в реальных условиях.
- Отклони или измени технологию, которая идет вразрез с твоей культурой, может нарушить стабильность, надежность или предсказуемость.
- И все же поощряй своих людей не забывать о новых технологиях, если речь идет о поисках новых путей. Оперативно внедряй зарекомендовавшие себя технологии, которые прошли испытания и делают поток более совершенным.
Раздел III. Добавляй ценность
организации, развивая своих сотрудников
и партнеров
Принцип 9. Воспитывай лидеров, которые
досконально знают свое дело, исповедуют
философию компании и могут научить этому
других.
- Лучше воспитывать своих лидеров, чем покупать их за пределами компании.
- Лидер должен не только выполнять поставленные перед ним задачи и иметь навыки общения с людьми. Он должен исповедовать философию компании и подавать личный пример отношения к делу.
- Хороший лидер должен знать повседневную работу как свои пять пальцев, лишь тогда он сможет стать настоящим учителем философии компании.
Принцип 10. Воспитывай незаурядных
людей и формируй команды, исповедующие
философию компании.
- Создавай сильную, стабильную производственную культуру с долговечными ценностными ориентациями и убеждениями, которые разделяют и принимают все.
- Обучай незаурядных людей и рабочие команды действовать в соответствии с корпоративной философией, которая позволяет достичь исключительных результатов. Трудись не покладая рук над укреплением производственной культуры.
- Формируй межфункциональные группы, чтобы повысить качество и производительность и усовершенствовать поток за счет решения сложных технических проблем. Вооружи людей инструментами, которые позволяют совершенствовать компанию.
- Неустанно обучай людей работать в команде на общую цель. Освоить работу в команде должен каждый.
Принцип 11. Уважай своих партнеров
и поставщиков, ставь перед ними
трудные задачи и помогай им совершенствоваться.
- Уважай своих партнеров и поставщиков, относись к ним, как к равноправным участникам общего дела.
- Создавай для партнеров условия, стимулирующие их рост и развитие. Тогда они поймут, что их ценят. Ставь перед ними сложные задачи и помогай решать их.
Раздел IV. Постоянное решение
фундаментальных проблем стимулирует
непрерывное обучение
Принцип 12. Чтобы разобраться в
ситуации, надо увидеть все своими
глазами (генти генбуцу).
- Решая проблемы и совершенствуя процессы, ты должен увидеть происходящее своими глазами и лично проверить данные, а не теоретизировать, слушая других людей или глядя на монитор компьютера.
- В основе твоих размышлений и рассуждений должны лежать данные, которые проверил ты сам.
- Даже представители высшего руководства компании и руководители подразделений должны увидеть проблему своими глазами, лишь тогда понимание ситуации будет подлинным, а не поверхностным.
Принцип 13. Принимай решение не торопясь,
на основе консенсуса, взвесив все
возможные варианты; внедряя его,
не медли (немаваси).
- Не принимай однозначного решения о способе действий, пока не взвесишь все альтернативы. Когда ты решил, куда идти, следуй избранным путем без промедления, но соблюдай осторожность.
- Немаваси — это процесс совместного обсуждения проблем и потенциальных решений, в котором участвуют все. Его задача — собрать все идеи и выработать единое мнение, куда двигаться дальше. Хотя такой процесс и занимает довольно много времени, он помогает осуществить более масштабный поиск решений и подготовить условия для оперативной реализации принятого решения.