Pest и swot анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

При анализе рынка и угроз необходимо провести детальный анализ ключевых конкуретнов. Это поможет лучше понять сильные стороны компании и продумать возможные действия конкурентов при выборе новой стратегии или создании нового бизнеса. Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная маркетинг.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Проведем PEST-анализ и SWOT-анализ на примере Индивидуального предпринимателя.

PEST-анализ

ИП Сидоров А.В. имеет собственное кафе быстрого питания « Кушать вкусно». Местонахождение кафе – спальный район г. Санкт-Петербург. В кафе продаются горячие гамбургеры, блинчики, пирожки, примерно по одной цене – 15 рублей за штуку. Ассортимент каждого включает 3 вида каждого продукта. На гамбургеры приходится 30% прибыли компании, на пирожки – 30%, на блинчики – 40%. В том же районе расположены четыре подобных кафе, где можно приобрести гамбургер или пирожок, но блинчики продаются только в рассматриваемом кафе.

Любой предприниматель должен быть в курсе тех последних тенденций в области политики, экономики, социальной сферы и технического прогресса, которые непосредственно влияют на его деятельность. Эту информацию можно получить, регулярно просматривая отраслевые периодические издания (газеты, журналы), специализированные сайты и телевизионные передачи.

Если предприниматель отслеживает такую информацию и ориентируется на нее в свое деятельности, то это значит, что он проводит PEST -анализ.

Владелец которого постоянно подмечает факторы, влияющие на его бизнес (см. Таблицу 1). Заметим, что чем сильнее положительное или отрицательное влияние каждого фактора на бизнес, тем больше баллов ему присваивается. Позитивное воздействие обозначается знаком "+", негативное – знаком "–".

Таблица 1. PEST-анализ для рассматриваемого Кафе

№ п/п

Фактор

Влияние (по пятибалльной системе)

1.

Политика

 
 

Вводится новая городская программа образовательной поддержки малого бизнеса 

+3

 

Ужесточаются санитарные нормы для пунктов питания

-4

2.

Экономика

 
 

Вводятся налоговые льготы для мелкого бизнеса

+4

3.

Общество

 
 

Возрастает темп жизни, что увеличивает роль пунктов быстрого питания

+3

 

Продолжается ми грация из регионов в Санкт-Петербург, что увеличивает количество потенциальных покупателей

+2

4.

Технология

 
 

Расширяется ассортимент оборудования для небольших кафе

+2

     

 

SWOT-анализ.

  
Если бизнесмен может постоянно проводить PEST -анализ, дополняя таблицу новыми факторами, то SWOT-анализ следует проводить периодически. Например, раз в полгода.

В Кафе « Кушать вкусно» быстрого питания используется новое оборудование, достаточно широкий ассортимент продуктов по приемлемым ценам, но дизайн кафе неяркий, поэтому оно теряется среди других точек общепита.

Используя имеющиеся данные по PEST-анализу составим таблицу SWOT-анализа (см. табл. 2), где отразим только самые важные факторы (получившие более 3 баллов), а также самые значительные достоинства и недостатки кафе.

 

 

Таблица 2. SWOT-анализ для Кафе «Кушать вкусно»

Возможности внешней среды

Сильные стороны бизнеса

Вводится новая городская программа образовательной поддержки малого бизнеса 

Новое оборудование

Возрастает темп жизни, что увеличивает роль пунктов быстрого питания

Широкий ассортимент продуктов

Вводятся налоговые льготы для мелкого бизнеса

Приемлемые цены

Угрозы внешней среды

Слабые стороны

Ужесточаются санитарные нормы для пунктов питания

Неяркий дизайн кафе

Усиление конкуренции в связи с благоприятными условиями для малого бизнеса

 

 

 
Итак, на основании SWOT-таблицы владелец кафе может сделать вывод, что в лучшем случае его бизнес будет процветать и дальше, а в худшем – безликий дизайн может привести к снижению потока покупателей. Поэтому следующим шагом предпринимателя станет изменение дизайна кафе на более яркий. Однако сильные стороны также следует поддерживать – слишком широкий ассортимент небольшому кафе быстрого питания не нужен.

Матрица BCG

Чтобы разобраться с ассортиментом, предприниматель должен воспользоваться специальными матрицами. Самыми известными являются матрица Бостонской консалтинговой группы ( BCG ).

Матрица BCG позволяет проанализировать ассортимент и выявить наиболее ходовые и перспективнее позиции своего меню, а также "лишние" или нерентабельные товары. Матрица учитывает темпы роста отрасли и относительную долю рынка. Продукты или услуги компании изображаются в виде кружков разного диаметра, в зависимости от их доли в прибыли компании.

Продукты или услуги с высокими темпами роста отрасли и небольшой относительной долей рынка называются вопросительными знаками", или "трудными детьми", из-за высокой проблемности и неопределенности. Бизнес на стадии "вопросительных знаков" требует значительных вложений, а доходов он приносит мало. Стратегия в управлении "вопросительными знаками" следующая: сокращать не имеющие шансов догнать лидеров продукты, но инвестировать в "вопросительные знаки" с высоким потенциалом и стараться вывести их в звезды.

Продукты с высокой относительной долей рынка в быстрорастущих отраслях названы "звездами" и обещают наибольшие прибыли и перспективы роста. Обычно они также нуждаются в значительных инвестициях для расширения, но они также сами приносят значительную прибыль.

Продукция, имеющая высокую относительную долю рынка в медленно растущих отраслях, названа "дойными коровами". Эта продукция практически не требует инвестиций в развитие, но приносит значительный доход, обеспечивающий стабильное положение компании. Компания должна стремиться максимально продлить срок жизни "дойных коров", а поступающие от них средства пускать в развитие "звезд" и перспективных "трудных детей".

Продукты и услуги с низкой относительной долей рынка в медленно растущих отраслях называются "собаками". Они не способны зарабатывать значительные средства в долгосрочной перспективе, поэтому от них следует избавляться.

Владелец кафе может воспользоваться матрицей BCG, чтобы понять, какие позиции являются перспективными. Матрица оценивает относительную долю рынка по отношению к конкурентам, а также темп роста той или иной отрасли.

Так, для начала необходимо определить свою позицию по отношению к конкурентам – так называемую долю рынка по отношению к конкурентам. Индивидуальному предпринимателю не всегда удается ее определить, поэтому ему можно руководствоваться таким правилом: если в их районе много подобных точек, то относительная доля рынка будет низкой. Если же конкурентов мало, то – высокой.

В нашем случае точка быстрого питания находится, как было сказано, в окружении четырех подобных кафе, где также продаются гамбургеры и горячие пирожки. Поэтому владелец может считать, что он занимает среднюю долю рынка, ближе к высокой. Однако в его районе нет ни одного пункта продажи горячих блинов, поэтому у рассматриваемого кафе высокая относительная доля этого рынка.

Далее владельцу пункта быстрого питания нужно оценить темп роста отрасли. Опять-таки, он не будет заказывать специальное маркетинговое исследование или проводить его самостоятельно. Темп роста можно оценить, принимая во внимание количество конкурентов, которые открывают свои кафе. Причем желательно учитывать не только точки по соседству, но и вообще в городе. Так, по растущему количеству палаток с горячими пирожками владелец кафе определил высокий темп роста этой отрасли. Другие отрасли развивались менее динамично, их темп роста был признан предпринимателем средним.

Размер кружков по продуктам владелец определил, исходя из доли в прибыли. В итоге, он получил следующую картину (см. Смеху 1).

 

Схема 1. Матрица BCG для Кафе «Кушать вкусно».

Итак, пирожки попали в "звезды" - продукт, который требует развития, но и высоких инвестиций для расширения свей доля в ассортименте кафе. Блины попали в категории "звезды" и "дойные коровы", что означает, что данный продукт требует меньших инвестиций в свое развитие и приносит стабильную прибыль, его долю в ассортименте тоже следует расширять. Что касается гамбургеров, то они расположились практически в середине матрицы, что указывает на нестабильность положения этой категории. Предпринимателю можно порекомендовать снижать их долю в ассортименте, остановившись на 1-2 вариантах этого продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И.С. Березин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вершина, 2008.- 480 с.: ил., табл.
  2. Буров В.Н. и др. Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые игры. - М.: 2002.
  3. Глазов М.М. Функциональная диагностика промышленного предприятия: Учебное пособие. СПб.: РГГМУ, 2003. – 311 с.
  4. Журнал "Аналитика" № 2, 2004.
  5. Завгородняя А.В., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. — СПб: Питер. 2002. — 352с.
  6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб, Питер Ком, 2005. — 896с.
  7. Муравьев А.И. Общая теория инновационных технологий. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. – 84 с.
  8. Орлов А.И. Менеджмент. М.: 2004.
  9. Предпринимательство: [учебник для вузов] / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Полякова, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 735 с.
  10. Симкин Л., Дибб С. "Практическое руководство по сегментированию рынка", 2003.
  11. Токарев Владимир. «Русский менеджмент», статья «Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы», Издательский дом «РЦБ», 2004.
  12. Уилсон Р.Ф. Планирование стратегии Интернет-маркетинга / Ральф Ф. Уилсон – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003.- 264 с.
  13. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: 2006.
  14. Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 349 с.

 


Информация о работе Pest и swot анализ предприятия