ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ.5
1.1 Функции и сущность средств
массовой информации………………….5
1.2 Модели взаимодействия средств
массовой информации и государственной
власти……………………………………………………………12
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ………………………………………………...…15
2.1 Проблемы взаимоотношений
органов государственной власти и средств
массовой информации……………………………………………………15
2.2 Мотивы и формы сотрудничества
государственной власти и средств массовой
информации………………..…………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
исследования. Сегодня, когда качество жизни
общества определяется степенью его информированности
и демократического сознания, вопрос о
взаимоотношении политической власти
и средств массовой информации приобретает
особо актуальное значение. Общепризнано,
что от взаимодействия государственной
власти и СМИ во многом зависят темпы развития
гражданского общества и политической
системы в целом.
Для государства его информационная
политика выступает одним из центральных
рычагов управления, наиболее весомым
инструментом власти. Для средств массовой
информации государственная власть выступает
в самых разных ипостасях, начиная с удобного
партнёра и заканчивая наиболее опасным
конкурентом на информационном поле.
Технико-технологические реалии
современного общества превращают средства
массовой информации из инструмента, контролируемого
властью, в самостоятельную политическую
силу, что требует пересмотра их места
и роли в политическом процессе.
Степень изученности
темы. Основу теоретического исследования
составляют труды как отечественных, так
и зарубежных исследователей. Среди отечественных
авторов: А.Н.Чумиков, М.А.Кормильцина,
С.Л.Давдян, Я.Н.Засурский, М.П.Бочаров
и другие.
Среди зарубежных авторов, внесших
заметный вклад в разработку данной проблемы,
следует назвать такие имена, как: Э.Берней,
Айви Ли, Х.Кентрил.
Предмет исследования - процесс взаимодействия органов
государственной власти и СМИ.
Объектом исследования данной работы являются связи
с общественностью в системе государственного
управления.
Цель курсовой работы- изучить основы взаимодействия
органов государственной власти и СМИ;
выявить основные механизмы и условия
формирования эффективного взаимодействия
органов государственной власти и СМИ
как фактора реализации информационной
политики в Российской Федерации.
Для достижения поставленной
цели в работе решаются следующие задачи:
- Изучить сущность и содержание
процесса взаимодействия органов государственной
власти и СМИ.
- Рассмотреть модели и формы взаимоотношений органов государственной власти со СМИ.
- Раскрыть содержание взаимодействия
государственной власти и СМИ на федеральном
уровне.
Теоретико-методологическую
основу составляют системный подход
в исследовании проблем государственного
управления, социологические принципы
изучения системы власти, СМИ и общественного
сознания. Особое место в исследовании
занимают положения общей теории информации
и социальной информациологии, теории
современного гражданского и информационного
общества, теории управления, а также теории
и практики их взаимодействия.
Структура курсовой
работы состоит из введения, двух разделов,
заключения, списка использованных источников.
1 ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ.
1.1 Функции и сущность
средств массовой информации
В настоящее время в условиях
глобальных политических преобразований
взаимоотношения между государственной
властью и СМИ перешли на качественно
новый уровень и носят довольно разносторонний
и противоречивый характер.
Чтобы подробнее разобраться
в информационно-политическом взаимодействии,
разберем сначала собственно сущность
средств массовой информации.
Особую роль в организации взаимодействия
между органами государственной власти
и общественными институтами и группами
должны играть средства массовой информации.
Они могут выявлять интересы граждан,
доводить до сведения властей их озабоченности
какими-то проблемами, аккумулировать
и формировать общественное мнение относительно
действий и намерений властей, обеспечивая
им поддержку или, наоборот, способствуя
консолидации протестных настроений и
усилий в обществе.
В Федеральном законе Российской
Федерации «О средствах массовой информации»
под средствами массовой информации понимается
периодическое печатное издание, радио-,
теле-, видеопрограмма, кинохроникальная
программа, иная форма периодического
распространения массовой информации».
Пугачев В.П. трактует средства
массовой информации как «учреждения,
созданные для открытой публичной передачи
с помощью специального технического
инструментария различных сведений любым
лицам».
Средства массовой информации
на практике реализуют фундаментальные
права человека – на информацию, на свободу
политического выбора, на гласное выражение
своей позиции.
Конституция Российской Федерации
«гарантирует свободу массовой информации,
запрещает цензуру». Аналогичные принципы
закреплены и в конституциях других государств.
Федеральный закон Российской
Федерации «О средствах массовой информации»
закрепляет право граждан на оперативное
получение через средства массовой информации
достоверных сведений о деятельности
государственных органов, их должностных
лиц».
Следует отметить, что сегодня
происходит возрастание потока информации.
Происходит ее глобализация, продолжают
модернизироваться традиционные средства
коммуникации. Фактически на рубеже 80-ых
годов мир средств массовой информации
был разделен на 2 части: старые (традиционные)
и новые.
Старые: книги, журналы, периодические
издания и т. д.
Современные – достижение новых
информационных технологий (кабельное
телевидение, спутниковая связь, компьютерная
пресса и т. д.).
Оценки экспертов показывают,
что наиболее зависимы от органов государственного
управления крупные СМИ — телевидение,
газеты, радио. Наименее зависимыми от
органов государственного управления,
по мнению экспертов, являются интернет-СМИ.
Следует отметить следующие
отличительные черты средств массовой
информации:
- публичность, то есть неограниченный
и надперсональный круг потребителей;
- наличие специальных, технических приборов, аппаратуры;
- непрямое, разделенное в пространстве
и во времени взаимодействие коммуникационных
партнеров;
- однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, возможность перемены их ролей;
- непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.
Средства массовой информации
отличаются оперативностью распространения
информации, способностью проникать во
все социальные общности, профессиональные,
возрастные и другие группы.
Функции средств массовой информации
разнообразны. В любом современном обществе
они в той или иной форме выполняют ряд
общих политических функций. Опыт истории
показывает, что средства массовой информации
способны служить различным политическим
целям: как просвещать людей, развивать
в них чувство собственного достоинства,
стремление к свободе и социальной справедливости,
обогащать личность, так и духовно порабощать,
дезинформировать и запутывать, разжигать
массовую ненависть, сеять недоверие и
страх.
Средства массовой информации
обладают рядом функций, среди
них выделяют явные и латентные. К явным относятся:
- Информационная функция – основная
функция СМИ, которая заключается в предоставлении
актуальной информации о самых различных
сферах деятельности – деловой, научно-технической,
политической, юридической, медицинской
и т.п. Добываемая и передаваемая СМИ информация
включает не только беспристрастное освещение
тех или иных фактов, но и их комментирование
и оценку. На основе получаемой информации
у граждан формируется мнение о деятельности
правительства, парламента, партий и других
политических институтов, об экономической,
культурной и иной жизни общества.
- Культурологическая функция
выполняет не только свою основную познавательную
задачу – ознакомление с достижениями
культуры и искусства, она способствует
осознанию обществом необходимости преемственности
культуры, сохранения культурных традиций.
При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями
различных культур и субкультур. Это развивает
эстетический вкус, способствует взаимопониманию,
снятию социальной напряженности, в конечном
счете, способствует интеграции общества.
С данной функцией связано понятие
массовой культуры, отношение к которой
в плане ее социальной ценности неоднозначно.
С одной стороны, стремление познакомить
широкие массы с достижениями мирового
искусства, новыми направлениями и тенденциями
является несомненной заслугой СМИ. С
другой стороны, низкий художественный
уровень развлекательных программ, неограниченные
возможности их тиражирования воспитывают
дурной вкус у потребителей массовой культуры.
- Функция социализации означает
усвоение человеком норм, ценностей и
образцов поведения. Она позволяет личности
адаптироваться к социальной действительности.
Эта функция проявляется в сообщении гражданам
знаний, позволяющих адекватно оценивать
и упорядочивать сведения, получаемые
из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им информации. При этом у людей могут формироваться и неверные способы восприятия действительности, искажающие восприятие.
Среди других явных функций
можно выделить развлекательную функцию,
функцию релаксации, экономическую функцию
и др.
К латентным функциям:
- Регулирующая функция имеет
широкий диапазон воздействия на массовую
аудиторию, начиная с установления контактов
и заканчивая контролем над обществом.
В этой функции массовая коммуникация
влияет на формирование общественного
сознания группы и личности, на формирование общественного
мнения и создание социальных стереотипов.
Здесь же кроются возможности манипулирования
и управления общественным сознанием
и осуществление функции социального
контроля. Хотя СМИ, в отличие от государственных
и хозяйственных органов контроля, не
могут применять административные или
экономические санкции к нарушителям,
их контроль часто не менее эффективен,
поскольку они дают не только юридическую,
но и моральную оценку тем или иным событиям
и лицам. Люди, как правило, принимают те
социальные нормы поведения, этические
требования, эстетические принципы, которые
убедительно пропагандируются СМИ как
положительный стереотип образа жизни,
стиля одежды, формы общения и т.п.
С этой функцией связана функция
формирования общественного мнения о
тех или иных социальных институтах, об
экономической, политической, культурной
и других сферах жизни общества, а также
о событиях, происходящих в стране и в
мире. Так, например, у людей формируются
мнения по вопросам, не находящим непосредственного
отражения в их повседневном опыте – о
политических деятелях, других странах
и т.д.
- Функции артикуляции и интеграции
– СМИ также выполняют конструктивную
функцию артикуляции различных общественных
интересов. Они обеспечивают представителям
различных общественных групп возможность
публично выражать свое мнение, находить
и объединять единомышленников, сплачивать
их общностью целей и убеждений, четко
формулировать и представлять свои интересы.
- Мобилизационная функция –
все рассмотренные выше функции СМИ объединены
мобилизационной функцией или же прямо
или косвенно способствуют ее осуществлению.
Эта функция выражается в побуждении людей
к определенным действиям. Однако в наши
дни эта функция уже не воспринимается
как исключительно положительная. Существует
множество примеров того, как средства
информации воздействовали на детскую
психику, провоцируя самые кровавые преступления.
С другой же стороны они, наоборот, производят
«убаюкивающий» эффект, переводят зрителя
в состояние пассивного восприятия.
Средства массовой информации
обладают большими возможностями влияния
на разум и чувства людей, на их образ мыслей,
способы и критерии оценок, стиль и конкретную
мотивацию политического поведения. Без
радио, телевидения, газет и журналов даже
хорошо образованный человек не может
правильно ориентироваться в сложной
мозаике противоречивых социальных и
политических процессов. Средства массовой
информации позволяют ему выйти за узкие
рамки непосредственного индивидуального
опыта, делают обозримым весь мир политики,
правда, через призму своего собственного
видения социальной и политической реальности.
Средства массовой информации
могут быть организованной или дезорганизованной
системой. Упорядоченность их структуры,
оптимальное функционирование системы
зависят от процессов организации и дезорганизации
в этом системном объекте. Наряду с редакционными
структурами, структурами экономической
организации существуют государственные
функциональные органы, различные общественные
институты, участвующие в этом организационном
процессе. Его трансформация связана с
общими тенденциями перехода к демократическому
обществу, с сокращением сферы отношений
субординации, подчинения властным структурам
и с расширением отношений координации,
сотрудничества между СМИ и различными
субъектами организационной, управленческой
деятельности.