Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:32, диссертация
Проектирование и планирование социально-педагогической
деятельности
Одна из важнейших функций социального управления — rrnsty/
\ нировацие^'В соответствии с установками технологического под
хода процедура планирования должна рассматриваться в един
стве с процедурами прогнозирования и проектирования деятель
ности.
Проектирование и планирование социально-педагогической
деятельности
Одна из важнейших функций социального управления — rrnsty/
\ нировацие^'В соответствии с установками технологического под
хода процедура планирования должна рассматриваться в един
стве с процедурами прогнозирования и проектирования деятель
ности.
Проектирование \— создание субъектом модели предстоящей
деятельности, включающей представление о стадиях, этапах це
ленаправленного изменения объекта от исходного состояния к
желаемому.
Проектировать — составлять проект или модель в уме, мыс
ленно представлять себе что-либо как целое, систему. Проектиро
вание — специфический вид плановой деятельности. В отличие от
планирования, задающего
научные ориентиры
исполнению, контролю развития уже существующих социальных
процессов, объектов, учреждений, проектирование разрабатыва
ет и обосновывает контуры будущего социального объекта/УгТйаХ
на может быть несколько проектов. Основа проектирования —
предвидение и прогнозирование. Результат — проект (модель), у
форма конкретного управления, программа. Проектирование как
этап деятельности включает:
} - определение качественных и временных параметров проек
тируемого результата, его возможных вариантов;
- построение модели, необходимой для получения результата
деятельности (моделей может быть несколько);
- определение средств,
необходимых для реализации
и средств промежуточного контроля;
- построение модели
сти (с учетом интеллектуальных, коммуникативных, управлен
ческих, эмоциональных и т.п. особенностей субъекта деятель
ности.),
Выделяют несколько типов социального проектирования.
ч
* Поисковое проектирование. Создание модели будущего состоя
ния объекта предполагает следующую логику: современное со-
стояние объекта —> построение «древа проблем» с учетом извест
ных закономерностей объекта развития —> построение модели
возможного состояния в исходный промежуток времени. В дея
тельности социального педагога подобный вид проектирования
часто встречается при преодолении какого-либо межличностного
конфликта, проблемы, задачи (например, решение задачи орга
низации горячего питания для детей из малоимущих семей; раз
решение конфликта «ребенок—учитель»; разработка конкретного
механизма проведения рейда «Подросток» и т.п.).
Дормопшвное проектирование. Предполагает следу!ощую_логи-
ку: желаемый в будущем вариант -* нахождение наилучшего пути
его достижения и построение «древа целей» -> определение тра
ектории развития существующего -сегодня объекта. Социальный
педагог прибегает к нормативному проектированию при разра
ботке программы коррекционно-реабилитацибнной работы с не
совершеннолетним, начиная свои рассуждения с желаемого об
раза его личности; при разработке какой-либо акции либо конк
ретной структуры (совета, фонда и т.п.), когда цели уже заданы,
необходимо их распределить во времени и обозначить шаги-ме
роприятия по их достижению.
Процесс проектирования включает три этапа:
1. Моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания си
стем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
2. Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведе
ние ее до уровня практического использования.
3. Конструирование. Детализация созданного проекта для при
менения в конкретных условиях реальными участниками отно
шений и деятельности.
Эффективность проекта во многом определяется соблюдением
проектировщиками, в данном случае социальными педагогами,
основных принципов
которых:
1) принцип человеческих
приоритетов как принцип
ции на человека — участника педсистем, процессов или ситуа
ций. Строится на выполнении следующих правил:
- подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуа
ции реальным потребностям, интересам и возможностям своих
воспитанников;
- не навязывайте воспитанникам выполнение своих проектов,
конструктов, умейте отступить, заменить их другими;
- жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность
для импровизации детям и себе;
2) принцип саморазвития проектируемых систем, процессов,
ситуаций означает, что они должны быть динамичными, гибки
ми, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке,
усложнению или упрощению. Предполагает следующие правила: - разрабатывайте модели, проекты, конструкты таким обра
зом, чтобы отдельные их компоненты легко заменялись, подвер
гались модернизации, корректировались;
- делайте свои планы, программы, сценарии такими, чтобы
их можно было многократно использовать, приспосабливая к
изменившимся условиям;
- не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще
один-два проекта, обеспечивающих достижение цели.
Алгоритм социально-
следующие этапы:
1. Подготовительная работа:
- анализ объекта проектирования (что именно мы проектиру
ем: систему, процесс или ситуацию; стратометрическое построе
ние: обозначение взаимодействий, соотношений, связи слоев,
структур, подсистем);
- выбор формы проектирования;
- теоретическое обеспечение проектирования (поиск информа
ции о работе подобных объектов в других местах; об опыте проекти
рования подобных объектов другими педагогами; о теоретических и
эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических
систем и процессов
и того или иного решения педситуаций)
- методическое обеспечение проектирования (создание инст
рументария: схем, образцов документов и т.д.);
- пространственно-временное обеспечение проектирования
(оптимальное место и время);
- материально-техническое обеспечение проектирования;
- правовое обеспечение проектирования.
2. Разработка проекта.
Выбор системообразующего
стемообразующий компонент — тот, который способен объеди
нять все другие компоненты в целостное единство, целенаправ-
лять их и стимулировать развитие. Он определяется так: следует
найти составные части проекта, которые наиболее не соответ
ствуют друг другу, но в то же время находятся в причинно-след
ственной зависимости, и уяснить суть этой зависимости.) Уста
новление связей и зависимостей компонентов.
3. Написание проекта.
4. Проверка качества проекта. Мысленное применение проекта
(самопроверка). Экспертная оценка проекта.
5. Корректировка проекта.
6. Принятие решения об использовании проекта.
7. Оценка результатов. Подведение итогов.
К традиционным методам проектирования в социальном ме
неджменте относят:
матрицы идей — на основе нескольких переменных возможна
подготовка различных вариантов решений. С учетом сложности,
значимости, первоочередности решаемых задач, сроков, ресур-
242
сов выбирается наиболее эффективный путь реализации проекта
в конкретных условиях;
вживание в роль — используется, чтобы создать более четкое
представление о действиях в сложившейся ситуации; требует тща
тельного ознакомления с условиями, в которых будет реализовы-
ваться проект. Задача может изучаться как в непосредственных,
так и в сходных условиях;
аналогию — распространенный метод, но с ограниченными
возможностями применения (чаще всего задача заключается в том,
чтобы отойти от существующих образцов, а не модифицировать
их в новых условиях);
ассоциации (подобное, сходное в другой сфере жизни человека
порождает оригинальное решение). В отличие от аналогии близ
кой к копированию образцов ассоциации более абстрактны. Виды
ассоциаций: приспособление (опыт решения одной проблемы мо
жет использоваться при подготовке проекта решения другой про
блемы); модификация (внесение в имеющиеся образцы решения
проблемы не формальных, а сущностных изменений); реоргани
зация, реконструкция (полное устранение прежних принципов
функционирования процесса или объекта, замена их новыми, ве
дущими к коренному преобразованию проектируемых данных);
метод мозгового штурма (идет поиск нескольких идей, кото
рые в дальнейшем рассматриваются отдельно друг от друга, а
потом устанавливается между ними определенная взаимосвязь и
взаимозависимость, на основе чего отбираются наиболее опти
мальные характеристики).
Примерная структура социально-
чает:
- определение темы, цели, задач и актуальности проекта;
- научно-методическое
- ожидаемые результаты проекта;
- механизмы выполнения
проекта; исполнители,
ствия между ними;
• - программа выполнения работ по проекту (описание этапов,
используемых методов и способов решения, планируемые сроки
выполнения);
- финансирование проекта.
Планирование; — основа управления. Сущность планирования за
ключается в определений основных видов деятельности и мероп
риятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.
Планирование социально-
деляет ее структуру и содержание на конкретный период. Цель
планирования работы социального педагога — выработка един
ства действий с администрацией и педагогическим коллективом,
с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, обще
ственными структурами — с другой; установление сроков реали-
за*щи-_р£шший;^оз^^
этапов деятельности^---*
Эффективность планирования социально-педагогической дея
тельности зависит от четких представлений о том уровне, на ко
тором находится ее предмет к началу планирования, и о резуль
татах работы к концу планируемого периода; от выбора эффек
тивных путей и средств достижения целей.
К числу основных принципов планирования специалисты отно
сят:
- научность — конкретность основных позиций плана, его адек
ватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и не
обходимость проведения планируемых мероприятий. Научное пла
нирование предполагает учет социальных и экономических законо
мерностей развития общества, психолого-педагогических и соци
ально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний
анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;
- скоординированность (согласованность) — соотнесение и
координация плана работы социального педагога с планами ра
боты школы, отдельных подразделений образовательного учреж
дения и др.;
- оптимальность — выбор содержания и формы построения
плана, наиболее подходящих для конкретных условий;
- перспективность — построение плана с учетом близких и
дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;
- коллегиальность —
нирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка
экспертов;
- конкретность — четкость формулировок, сроков, указание
непосредственных исполнителей.
Разработка плана может строиться по следующей схейе:
- ознакомление с
ных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;
- изучение литературы по общим основам планирования;
- изучение научных рекомендаций по конкретному планируе
мому вопросу;
- анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год;
- изучение рекомендаций НОТ;
- подготовка проекта плана;
- коллективное обсуждение
отдельных аспектов плана.
рение проекта плана работы на методическом объединении и ут
верждение его на заседании педагогического совета.
В деятельности социального педагога используются различные
формы планов:
- план годовой или на полугодие, в образовательном учрежде
нии выступающий как часть плана работы школы (перспектив
ный план). Возможно планирование и на более длительный срок;
244
- план работы на более короткий срок, как правило, на чет
верть, месяц, неделю (календарный план). Формой представле
ния такого плана выступают циклограммы, планы-графики и
планы-сетки;
- план проведения конкретных акций, форм работы, плани
рование деятельности в отношении конкретных проблем, кон
кретных подопечных.
Перспективный план отражает цели и движение к ним на бли
жайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого
и с учетом настоящего состояния дел. Приведем два примера.
Годовой план работы социального педагога (специализация — охра
на прав ребенка), согласно рекомендациям комитета по образованию
Воронежской области, включает такие разделы, как:
- аналитическая записка,
анализ контингента
- выявление в микрорайоне
образовательного учреждения
шеннолетних «группы риска» (сирот и оставшихся без попечения роди
телей; необучающихся; инвалидов; проживающих в неблагополучных,
малообеспеченных, многодетных семьях, нуждающихся в помощи госу
дарства; подлежащих обучению в других специализированных учрежде