Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 13:42, курсовая работа
Цель исследования – описать применение средств внутренней и внешней рекламы в деятельности публичных библиотек.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
дать краткую историческую справку библиотечной рекламы;
дать определение понятию «реклама в деятельности библиотек»;
рассмотреть законодательное обеспечение рекламной деятельности библиотек;
Введение ……………………………………………………………………...4
Глава 1 . Реклама в библиотеке…………………………………………….8
Библиотечная реклама: определение, сущность, функции…………...8
Законодательное обеспечение рекламной деятельности библиотек…12
PR -деятельность библиотек……………………………………………14
Классификация библиотечной рекламы……………………………….17
Средства внешней рекламы……………………………………………..21
1.6 Внутренняя реклама, особенности библиотечного дизайна………….23
1.7 Виды и особенности библиотечной рекламы………………………....28
1.8 Новые технологии в рекламной деятельности…………………….....31
1.8.1 Интернет-реклама……………………………………………………..32
1.8.2 Презентация……………………………………………………………35
Глава 2. Описание применения средств рекламы в деятельности публичных библиотек……………………………………………………………….36
2.1Применение средств внешней рекламы ………………………………...36
Применение средств внутренней рекламы ……………………………..40
Заключение………………………………………………………………………45
Список литературы…………………………
Сайт проекта, pro-chitay.ru, позиционируется, как специализированный информационный ресурс, который, для удобства посетителей, разделили на несколько блоков. Портал предлагает своим посетителям афишу всех московских мероприятий, связанных с книгами и чтением. Читающая публика сможет ознакомиться с рейтингами книг, которые составила редакция «Читающего города» или различные литературно-медийные персоны. В раздел «Новости» будут помещаться свежие события проекта, новинки книжного сообщества, фоторепортажи с библиотечных мероприятий, видеозарисовки, вебинары и многое другое. В разделе «Рекомендации» царят удобные и компактные советы-списки «10 книг …», подобранные по разным принципам: читатели могут узнать, какие 10 книг советуют им самые богатые люди мира, или какие 10 Нобелевских лауреатов по литературе еще живы, поэтому стоит поспешить прочитать их произведения, пока авторы еще остаются в разряде «здравствующих современников».
Особо выделяется на портале раздел рецензий — они пишутся посетителями на прочитанные ими книги, и отличаются от работ профессиональных литературных критиков искренностью и эмоциональностью подхода к подаче информации. На странице «Читающего города» в социальной сети «В контакте» можно также найти аудиокниги и радиоспектакли по различным литературным жанрам — от русской и зарубежной классики до детских сказок.
Организаторы рассчитывают, что со временем смогут вернуть Москве статус самого читающего города. К участию в проекте уже присоединились московские издательства, несколько сетей кафе и культурные центры [20].
Создание собственных сайтов и организация аналогичных порталов вполне по силам не только крупным библиотекам, но и районным, у которых имеется постоянный доступ к сети Интернет.
Как показывает опыт, простое информирование на сайте или внутри библиотеки о лекции или ином мероприятии оказывается малоэффективным. И если в малых городах известие о них может довольно быстро долететь до жителей, то в крупных это нереально. Последствия - очевидны. Поэтому необходимо построить систему социальной библиотечной рекламы, поддерживаемую местными органами власти [16, С. 11].
Создание веб-сайтов неизмеримо повышает престиж библиотек – ведь информация о них попадает во всемирную сеть. Бесконечно расширяется число её реальных и потенциальных пользователей. К тому же с помощью «странички» библиотека получает действенный канал обратной связи: для этого существуют рубрики типа «Гостевой книги», «Форума» или даже «Голосования», где можно высказать свои предложения и замечания о работе библиотеки, её массовых программах, мнения о прочитанных книгах, просмотренных или прослушанных электронных документах [19, С.46].
Страничка обычно представляет собой иллюстративный ряд, который обеспечивает виртуальное отображение жизни библиотеки. Создание странички требует специфических знаний и умений. В крупных городах эту работу выполняют специализированные фирмы. Подобная услуга стоит весьма недёшево.
1.8.2 Презентация
В последнее время в библиотечной среде достаточно популярными стали презентации.
В современном библиотековедении стендовые презентации описаны как одна из форм библиотечной рекламы
Стендовые презентации – это ещё одна из форм рекламы, которая представляет собой демонстрацию фактов и идей с использованием рисунков, эскизов, диаграмм, таблиц и других элементов, а также отчётной документации библиотек за определённый период, размещаемых на плоской вертикальной поверхности.
Стенды пользуются в библиотеках большой популярностью, и нужно обращать большое внимание на их содержание. Например, в оформлении стенда «Экологический десант» можно использовать фотографии проводимых субботников, озеленения территорий, а для стенда «Сердцу милый уголок» использовать иллюстрации или репродукции картин о богатствах родной природы [9, С. 41].
Преимущество стендов – в особенности восприятия визуальной информации, с помощью которой в оптимальной, легко усваиваемой форме происходит знакомство человека с внешней средой.
Для того, чтобы составить тот или иной стенд, определить взаимозависимость элементов нужны большая подготовительная работа, глубокий уровень профессионализма. Результатом работы становится создание не просто сложной таблицы или диаграммы, но и информации-метафоры, подразумевающей использование дополнительных сведений о библиотечной деятельности. Такого рода информация может быть полезна и как своеобразный отчёт перед населением. Для этого создаётся компьютерный вариант стенда, который выводится на печать при помощи цветного принтера.
Таким образом, мир стендовой презентации заметно повышает эффективность библиотечной работы [13, С. 40].
Электронная презентация – одна из форм рекламы, которая представляет собой демонстрацию фактов и идей с использованием рисунков, эскизов, диаграмм, таблиц и других элементов, а также отчётной документации библиотек за определённый период, изготовленная в электронном варианте на машиночитаемых носителях.
Создание электронных презентаций и использование новых технологий в работе современных библиотек работает на создание положительного имиджа библиотек, способствует улучшению качества предоставляемых услуг, повышению квалификации библиотекарей.
Глава II
Описание применения средств внешней и внутренней рекламы в деятельности публичных библиотек
2.1 Применение средств внешней рекламы
Изучая материал, я просмотрела периодическую литературу, т.е. профессиональные журналы, в которых описывается опыт разных библиотек по применению средств рекламы в библиотечной деятельности.
Интересен опыт в создании социальной наружной рекламы в г. Челябинск, где в Год чтения с целью формирования моды на чтение был составлен план рекламной деятельности и на профессиональном уровне проведена рекламная компания.
В комплекс мероприятий рекламной кампании вошли:
К наружной рекламе относится реклама на транспорте. Стенки автобусов, трамваев, троллейбусов украшают логотипы или приглашающие надписи. Транспорт ездит по всему городу, и ваша реклама заглянет в самые отдаленные уголки и донесет вашу информацию до всех.
Так, Областная библиотека для детей и юношества г. Курска обратилась с просьбой о предоставлении на благотворительной основе троллейбуса, для проведения акции «Читающий троллейбус». Троллейбус украсили воздушными шарами и флажками, разместили рекламные материалы в специальных ящичках и … поехали! Кстати, буклеты, проспекты, закладки, листовки были сделаны в двух вариантах: один для детей и их родителей, второй – для молодёжи. Троллейбус привлёк внимание всех горожан, в чьё поле зрения он попал. После акции и в библиотеке, и в троллейбусном депо стали раздаваться телефонные звонки горожан со словами благодарности и просьбой повторить акцию [27, С.45].
Если появилась реклама на транспорте, то не обошли стороной и остановки. На стенах остановок, под табличками с указанием видов транспорта размещают плакаты или небольшие указатели с рекламной продукцией.
В 2011году в Нижнем Новгороде прошёл областной конкурс на лучшую социальную рекламу «Создай своё будущее – читай!», участниками которого стали юношество и молодёжь от 14 до 35 лет. На конкурс было представлено множество работ: плакаты, листовки, календари, поздравительные открытки и т.д. Но особо Л. Буничева автор статьи «Реклама счастливой жизни» выделила видеоролик «Социальная реклама чтения». Рекламный ролик получился удачным, потому что создавался для конкретной социальной группы: подростки, юношество. Стиль изложения, лексика, видео, музыкальное сопровождение подобраны правильно, с учётом ценностей молодёжной субкультуры, психологических особенностей возраста.
Ролик начинается с обращения: «Если ты ждал момента, искал возможность, чтобы изменить свою жизнь, время пришло, время перемен! Твоё время! Посмотри на себя, очнись!» Приводятся убедительные факты, что нечитающие граждане – угроза для будущего страны: «Мы получим страну, которой легче манипулировать». Эффектно смотрелась портретная галерея людей составивших славу России. Видеокадры сопровождаются вселяющей надежду фразу: «Те, от кого ты в двух шагах».
Ролик смело можно предложить для демонстрации на ТВ, просмотра в учебных заведениях, в местах общения молодёжи. Он легко впишется в любое городское мероприятие [8, С.8].
Сотрудничество с местными печатными органами – давняя традиция библиотек. У многих из них есть постоянные рубрики и даже полосы, где регулярно помещают разнообразные материалы. Например, МКУК ЦБС Нагорская один раз в два месяца занимает целую страницу в районной газете «Нагорская жизнь» под общим и постоянным названием «Библиотека. Книга. Семья». Кроме этого все библиотеки-филиалы района регулярно публикуют в газете статьи о проведённых мероприятиях, анонсы мероприятий. [Приложение №1, С.47].
Для многих библиотек предпочтительны формы «скрытой» рекламы. При этом приглашение посетить библиотеку «встроено» в текст очерка, а также логически вытекает из библиографического обзора, когда удалось заинтересовать читателя чем-то необычным или уникальными художественными достоинствами книги [19, С.39].
Наиболее удачные приёмы рекламы,
по мнению специалистов, используются
в информационно-
Через публикации в региональной печати, с помощью радио и телевидения осуществляется в первую очередь рекламная деятельность библиотеки, оповещающей о самых различных мероприятиях. В Национальной библиотеке Республики Коми стало традицией 1-2 раза в год проводить в библиотеке встречи с журналистами и пресс-конференции для региональных СМИ. На страницах газет публиковались актуальные статьи и заметки о некоторых ветеранах библиотеки, о проблемах материально-технической базы национального книжного хранилища республики, о мегапроекте «Пушкинская библиотека», региональным центром которого в Коми является Национальная библиотека [15, С.18].
В г. Кирове библиотека для детей и юношества им. А. Лиханова издаёт красочные буклеты, информационные листовки, в которых рассказывается об истории создания библиотеки, обо всех её отделах и услугах, о книжных новинках и медиа-ресурсах, информация об услугах. эти буклеты преподносятся в дар организациям и частным лицам при проведении различных мероприятий. Библиотека сотрудничает с иллюстрированным общероссийским журналом»Хлынов. Вятка. Киров» о жизни Вятского края. В выпуске №42 опубликована статья о деятельности библиотеки. С целью повышения популярности и спроса на услуги и ресурсы библиотеки применяются внешние средства, такие как, стационарный рекламный щит, соответствующий основным требованиям: краткость, лаконичность, непёстрая яркость, расположен вблизи самой библиотеки. В учебных заведениях города оформляются плакаты о мероприятиях библиотеки и художественных выставках, выпускаются рекламные листы. рекламная деятельность библиотеки также осуществляется посредством местных периодических изданий, радио и телевидении. Библиотека имеет свой сайт в сети Интернет (www.Lihanow-lib.ru), где также проводится виртуальная рекламная деятельность в разделах «Наши новости», «Новые поступления библиотеки».
В библиотеке имени А.С. Пушкина внешняя реклама практически отсутствует. кроме привлекательной вывески на здании с использованием больших букв и силуэта великого поэта, у здания библиотеки имеется витрина, которую можно творчески оформить, чтобы привлекать читателей и прохожих. Библиотека также рекламирует свои услуги посредством сайта в сети Интернет и публикациями о себе в местных периодических изданиях, некоторые мероприятия снимают на местное телевидение.
К наружной рекламе библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина г. Кирова можно отнести вывеску «Библиотека» на здании учреждения. В витрине библиотеки по ул. Воровского также расположена наружная реклама: огромные буквы слова «Библиотека», которая привлекает внимание гостей и жителей города. Использует библиотека и печатную издательскую продукцию с рекламными сообщениями. Проводятся акции, о которых рассказывается на местном телевидении.
2.2 Применение средств внутренней рекламы
Чрезвычайно широка в библиотеках сфера применения дизайна: оформление рекламно-информационных плакатов, выставок и мероприятий, выпускаемой печатной продукции, компьютерная дизайн-графика.
Особое значение для проектирования информационного аспекта среды имеет дизайн зрительных способов передачи информации. Глобальная современная тенденция – визуализация культуры обусловила активное использование выразительных возможностей цвета и света, необходимость разработки “фирменного” визуального стиля, возросшие требования к оформлению выставок.
Так, например, в ходе рекламной кампании в ЦБС г. Тамбова появилась новая модель библиотечного пространства, автором которой стал творческий коллектив детской библиотеки им. А.П. Гайдара.
Статус экспериментальной специализированной экологической библиотеки позволил изменить всё пространство помещения, подчинив его законам экодизайна [22, С.10].
В вестибюле юных читателей встречают стенд «Школа экологических наук», мини-вернисаж «Тихая моя Родина»; в читальном зале начал работать «Библиотечный зоопарк», в котором поселилась белая крыса и волнистые попугайчики. На абонементе в «Берёзовом уголке» дети могут отдохнуть на скамеечке, сделанной из сухих стволов деревьев. Интересные персонажи появились в «Уголке природы»: Старичок Лесовичок, Доктор Дятел, Мудрая Сова.
Книжные выставки – своеобразная визитная карточка библиотеки, по ним судят не только о форме, но и о стиле работы . Оригинальными произведениями библиотечного искусства становятся нетрадиционные книжные выставки. Появились такие разновидности книжных выставок, как выставка-плакат «Не допустить беды!», выставка-кроссворд «Угадай-ка эту травку», где основными элементами являются плакат или кроссворд [9, С. 42].