Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 12:47, курсовая работа
Цель данной работы, проанализировать различные взгляды на понимание массовой коммуникации с использованием философской методологии.
Задачи:
• Понимание массовой коммуникации с точки зрения критической теории. На примере работы одного из главных представителя франкфуртской школы Герберта Маркузе. А так же продолжение критической линии в работах Нейла Постмана.
Раздел 1. Понимание массовой коммуникации с точки зрения критической теории
1.1 Представители франкфуртской школы
1.2 Критика Нейла Постмана
Раздел 2. Трансформация понимания роли массовой коммуникации в рамках постмодерна
2.1 Роль «массы» в коммуникации.
2.2 Увлечение» техническим развитием коммуникации Маршала Маклюэна.
Раздел 3. Философский анализ проблем массовой коммуникации.
Так же свой вклад в развитие коммуникативистики внес английский социолог Энтони Гидденс (Anthony Giddens). Он, анализируя работы Маклюэна и Бодрийяра, синтезирует их теории и добавляет свои комментарии, и исправления данных теорий. Он разделяет исторический подход Маклюэна, выделяя периоды в развитии средств массовой коммуникации. Появление новых носителей коммуникации неизбежно влечет за собой, изменение в сознании человечества. Будь то использование для письма папируса, которое повлекло за собой серьезные изменения в административном управлении обществом, или изобретение книгопечатания, которое повлекло за собой изменение в системе образования и вообще, изменение уровня грамотности общества. Но эти мысли мы можем встретить и у Маклюэна. Маклюэн четко разграничивает определенные эпохи: печатную и электрическую, в последнем, печатный текст отходит. Но это не совсем так, меняется характер этого печатного текста, и он синтезируется с электронными средствами коммуникации. Как пишет Гидденс «Однако если взглянуть на то, что называют высокой современностью важным оказывается нарастающее переплетение и взаимосвязь печатных и электронных средств коммуникации. Будет ошибочным рассматривать одно как фазу, предшествующую возникновению другого ».7 Это можно проследить на примере изменения характера печати газет. Газеты, журналы , периодика, на начальном этапе передавали новости происходили на небольшой отдаленности в пространстве и во времени. А новости же в отдаленном пространстве представляли собой «географическое указывание». Иными словами новости были такими, какими они были получены, к примеру «прибыл корабль из Франции, и это новости, которые он доставил…». Однако же, после появления электронных средств коммуникации (телеграфа, телефона и других) характер передачи информации в газетах существенно изменился, теперь не место имеет значения, а собственно само событие, его важность. С этого момента можно говорить о сходствах печатных а электронных средствах коммуникации. Гидденс выделяет 2 характеристики:
2.2 «Увлечение» техническим развитием коммуникации Маршала Макклюэна.
Важной фигурой в
В работе «Галактика Гутенберга.
Сотворение человека печатной культуры»
Маклюэн предлагает нам свое видение
истории человеческого
Так же интересная идея «глобальной деревни» Маклюэна, особенно в современном аспекте. В племенном обществе доминирующим средством была речь. Появление печати, трансформирует замкнутый "племенной мир". Последнее оказывается сопряженным с распространением рациональности. Неотъемлемой чертой периода является усложнение социальных отношений, появление национального государства. Распространение электронных средств вновь приводит к доминированию устной коммуникации (на новом витке развития технологий), подобно тому, как это было в "племенных" деревнях прошлого. Но при этом характер коммуникации становится принципиально иным, появляется своеобразная коммуникационная сеть. Эта сеть позволяет индивиду ощущать, влиять, изменять, видеть последствия не только свои действий, но и других. Произошла "имплозия коммуникации", т.е. своеобразный "взрыв вовнутрь", когда за счет стремительного сжатия пространства, времени и информации находящийся в одном месте индивид может одновременно "переживать" состояние отдаленных объектов. Это является явным предсказанием эффекта, который создает сейчас интернет пространство. Именно эта идея была подхвачена и развивалась в последующих теориях.
Так же Маклюэн анализировал различные каналы передачи сообщений в медиа пространстве. Так же Маклюэн разбирает рекламу, как особый способ передачи сообщений. Поскольку подобный анализ проводил и Никлас Луман, можно сравнить эти две позиции и выявить общую тенденцию.
Раздел 3. Философский анализ проблем массовой коммуникации.
Из приведенного анализа различных работ, можно сделать вывод о том, что взгляд на перспективы медиатизации у различных исследователей кардинально разные. Есть те, которые резко негативно оценивают процессы, происходящие в обществе, есть так же и те которые с оптимизмом смотрят на трансформацию в сфере медиа среды. Существует общий момент, который признают практически все исследователи, а именно то, что развитие в сфере медиа на прямую зависят от технического развития. Научно технический прогресс оказывается ведущим фактором начала процесса медиатизации. Исследователи, рассуждающие в рамках индустриального общества, видели начало процесса проникновения техники в жизнь отдельного человека, но все же это носило массовый характер, акцент не ставился на отдельную личность. А со временем, процесс проникновения техники становистя все более личностным, техника становится предметом личного, и служит прежде всего интересом личного пользования.
Но когда дискурс касается проблем, перспектив, процесса медиатизации, исследователи придерживаются разных, не редко противоположных точек зрения на этот счет. Как было сказано выше, обобщая их, можно выделить две точки зрения. Но, если придерживаться какой то одной из них, то можно упустить ряд важных моментов. Поэтому объединяя эти взгляды можно выделить ряд проблем, которые стали весьма актуальны в современном обществе.
В первую очередь хотелось бы отметить то, что в силу всеобъемлющего проникновения современного телевидения в нашу жизнь становится сложно отличить, где проходит граница между шоу бизнесом и реальностью. У этой проблемы есть две стороны. С одной стороны эта проблема касается того, что исчезает серьезность, даже серьезные новости о тех или иных трагедиях становятся развлекательными. С другой стороны стирается вообще граница реального и виртуального, иначе говоря, уже невозможно определить, какая картина реальности является «сфабрикованной», а какая действительно показывает реальную ситуацию. Реальным становится лишь то, что может быть симулировано. Причем узнают люди эту реальность прежде всего посредством контакта с телевидением.
Современная политическая реальность зачастую трансформируется массовыми коммуникациями и становится специфическим средством, оформления той или иной идеи, призванной оказать влияние на людей. «Народ уже больше не гордится своими вождями, а те больше не гордятся своими решениями. Достаточно малейшей иллюзорной компенсации, чтобы восстановить рекламное доверие. Такова была операция в Гренаде после трех сотен убитых в Ливане. Сценарий, лишенный всякого риска, просчитанная постановка, искусственное событие, гарантированный успех»8.
Более того, сам факт присутствия телевидения способствует изменениям в том, о чем сообщается, появлению новой "реальной реальности". Не случайно, например, что национальные избирательные кампании становятся сейчас принципиально телевизионными событиями. Планирование их осуществляется в значительной мере с точки зрения того, как они будут выглядеть на экранах телевидения.
Существует еще одна проблема, которая подтверждается современными исследователями, это проблема пассивности человеческого восприятия. В этом плане показательным является следующее замечание: "Гласность в современном обществе не дает делу дойти до сколько-нибудь внятных обвинений, когда же это происходит, по их тональности, обладающему тонким слухом без труда удается распознать те влиятельные круги, под эгидой которых совершается умиротворение бунтаря"9.
«Отчужденное» состояние индивида проявляется и в том, что «чем больше он созерцает, тем меньше он живет, чем больше он соглашается признавать себя в господствующих образах потребностей, тем меньше он понимает собственное существование и желание. Внешний характер спектакля по отношению к человеку действующему состоит в том, что его собственные поступки принадлежат уже не ему самому, но другому — тому, кто ему их представляет»10. Т.е. реальность оказывается отделенной от человека некоторым фиктивным пространством образов, сформированным средствами массовой коммуникации.
В связи с развитием интернет сообщества все глубже и актуальнее становится проблема одиночества. Прежде всего, это связано с тем, что «реальное» общение отходит на второй план, а на первый выходит существование в виртуальном сообществе. Казалось бы, в интернет среде гораздо больше возможностей, ускоряется процесс передачи сообщений, доступно общение с людьми практически из любой точки планеты. Но именно это обилие приводит к тому, что один человек способен потеряться в этом огромном океане людей и информации. И к тому же, навыки общения в интернет сообществе не учат людей общаться «с глазу на глаз». Как говорил доктор психологических наук Павел Ушманов:«Человеку важно быть частью толпы». Чтобы не считать себя изгоем, человеку достаточно простого визуального контакта даже с незнакомцем.
Заключение.
Не смотря на то, что «медиатизация», как термин, вошедший в активное использование научном обществе сравнительно недавно, проблемы, которые освещает данный термин, поднимались исследователями, начиная с середины двадцатого века. Многие «предсказанные» проблемы, оказались актуализированы в современном обществе. Но, конечно, нельзя сказать что все проблемы, которые поднимает медиатизация исчерпываются предшествующими предсказаниями. Речь идет о том, чтобы эффективно решить проблемы, стоящие перед современным, интенсивно развивающимся информационным обществом, следует обращаться к работам предшествующих исследователей.
Информация о работе Философский анализ проблем массовой коммуникации