Лекция "О системах счисления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 05:19, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекцию по дисциплине "Математика"

Вложенные файлы: 1 файл

о системах счисления.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

 

        Пример4. Вычислите 305,48-24,758

Решение:

        305,40

    -    24,75

260,43         Ответ: 260,438

Выполните действия:

  1. 560378+555728                   
  2. 536,2418+5673,668
  3. 50238- 44448
  4. 56,328-37,5678

6. Умножение   в восьмеричной системе счисления.

 

Используя правило умножения и  сложения восьмеричных чисел не трудно и перемножать данные числа

 

Правило

 

Пример. Вычислите 638∙27,58

Решение:

27,5

                      63

               1067

             2156  ,

             2264,7

 

                          Ответ: 2264,78


 

Выполните умножение чисел:

  1. 560378∙555728
  2. 536,2418∙5673,668

7. Сложение и вычитание в шестнадцатеричной системе счисления.

 

Сложение и вычитание осуществляется аналогично таким же действиям в  восьмеричной системе счисления

 

Правило

Пример. Вычислите

E5F616+A0716

 

E5F6

  A07

EFFD

            Ответ: EFFD 16


 

Выполните действия:

  1. 5BE116+70EF316                      4)  7E1F316 - 5BE16
  2. EB,5A16+7C,B7416                 5) ADDC,1E16 - 789,B516

8. Умножение   в шестнадцатеричной системе  счисления.

 

Правило

 

Пример

 

    FFA,3

  *   D,E

  DFAEA

 CFB47  /

DDAF,5A


 

Выполните действия:

  1. 3ED16∙A0516
  2. 5C2,5A16∙3D,9EF16

4. Нестандартные задачи

 

На Новый год на ёлке висело 32 игрушки и 11 конфет. Всего 103 предмета. В какой системе счисления  записаны числа?

 

Решение:

32р = 3*р+2

11р = 1*р+1

103р = 1*р2 +0*р+3

 

32р + 11р = 103р

3*р+2 + 1*р+1 = 1*р2 +0*р+3

4р+3 =р2 +3

р2 – 4р=0

р(р-4)=0

р1 = 0;       р2 = 4.

 

Так как основание системы счисления  не может быть меньше 2, то ответом  является число 4.

 

Ответ: В данном примере использована 4-ичная система счисления.

Вычислите 101112 -  5116 : 338, записав результат в двоичной системе счисления.

 

Решение:

Привычнее всего производить расчеты  в десятичной системе счисления, поэтому сначала  переведем все  числа в десятичную систему и  затем произведем соответствующие вычисления.

101112 = 2310

5116 = 8110

338 = 2710

8110 : 2710 = 310

2310 310 = 2010

2010 = 101002

 

Ответ: 101002

 

№1 Переведите число из двоичной системы счисления в десятичную:

110110112 = ____________10

 

№2 Переведите числа из двоичной системы счисления в соответствующие:

11011110112 = ________________________________8

11011110112 = ________________________________16

 

№3 Переведите числа из соответствующих систем счисления в двоичную:

355728 = _________________________2

А517ВЕ16 = _______________________2

 

№4 Выполните действия:

1101112 + 111102 = ______________________2

1101112 - 111102 = _______________________2

1101112 * 111102 = _______________________2

 

 

№5 Вычислить:

    A1CA16:1658 – (1000101002:1210 + 100000112)= _____________2

Индивидуальная работа учащегося

 

Выполнить следующие  задания:

 

  • Переведите двоичные числа в восьмеричную систему счисления:   101011011;     100010,011101;    0,000110101
  • Переведите двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:  111111;    100000111,001110;    0,011011011 
  • Переведите восьмеричные числа в двоичную систему счисления:   276;     0,635;     25,024
  • Переведите шестнадцатеричные числа в двоичную систему счисления    1А2С7; 0,3С1;  F4A,C1C
  • Переведите числа из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную:   А54;   21E,7F;    0,FD
  • Переведите числа из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную:  344;    0,7612;    333,222
  • Выполните сложение:

 

1001001+10101

101101 + 1101101

1110101 + 1001101+111101

11000,11+11010,11

 

  • Выполните вычитание:

 

10001000-1110011

11010110-10101110

1111001-1010111

1101100-10110110

  • Выполните умножение:

 

111010*10010

11100*10110

11010*10110

100001*111,11

  • Выполните деление:

 

1000000:1110

10111001101:110101

11101001001:111101

100111:1100

  • Выполните действия в восьмеричной системе счисления:

345+502;  46,2*64,4; 312*226; 502,23+612,15

  • Выполните действия в шестнадцатеричной системе счисления:

3ЕА5С+235ВА;  35DB*7A2

  • Вычислите:  41568*110112 – 2АС616: 1100102

 

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

 

  • Восстановите двоичные цифры, на месте которых в приведенных ниже примерах стоит знак «*»:

**0*01**1 + 10111*10**=100*1*00010

***0**00 - 11*11*11=1101*1

1*01 · 1**=101101

  • Подсчитайте сумму всех троичных чисел в диапазоне от 103 до 1123, включая границы диапазона. Ответ запишите в двоичной системе счисления.
  • Какое число необходимо прибавить к числу 1001111011112 чтобы получилось сокращенное английское название дисковода для мягких магнитных дисков. Ответ записать в восьмеричной системе счисления.
  • В нашем классе 110002 учеников. 110010% из них учатся на «хорошо» и «отлично». Сколько учеников учатся на «хорошо» и «отлично»?

Литература

 

  1. Андреева Е., Фалина И. Системы счисления и компьютерная арифметика. Изд. 2-е, - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.

22


Информация о работе Лекция "О системах счисления"