Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:55, реферат
Все экономические задачи, решаемые с применением линейного программирования, отличаются альтернативностью решения и определенными ограничивающими условиями. Решить такую задачу- значит выбрать из всех допустимо возможных (альтернативных) вариантов лучший, оптимальный. Важность и ценность использования в экономике метода линейного программирования состоят в том, что оптимальный вариант выбирается из весьма значительного количества альтернативных вариантов. При помощи других способов решать такие задачи практически невозможно.
Весьма типичной задачей, решаемой с помощью линейного программирования, является транспортная задача.
Введение ………………………………………………………………..…..3
Формулировка транспортной задачи …………………………………..4-5
Математическая модель транспортной задачи………………..……..5-6
Необходимое и достаточное условия разрешимости транспортной задачи ……………………………………………………………..……..7-8
Свойство системы ограничений транспортной задачи ……………….8
Опорное решение транспортной задачи …………………………….8-9
Методы построения начального опорного решения …………………9
6.1 Построение первоначального плана по способу северо- западного угла …………………………………………………………………………….…9
6.2 Построение первоначального плана по способу минимального элемента ………………………………………………………………………….9
Переход от одного опорного решения к другому ……………………10
Распределительный метод …………………………………………..10-11
Метод потенциалов ………………………………………………….11-17
Особенности решения транспортных задач с неправильным балансом……………………………………………………………….17-18
Алгоритм решения транспортной задачи методом потенциалов…..18
11.1 Предварительный шаг …………………………………………18-19
11.2 Общий повторяющийся шаг ………………………………….19-22
Транспортная задача с ограничениями на пропускную способность.22
Транспортная задача по критерию времени ………………………22-23
Применение транспортной задачи для решения экономических задач…………………………………………………………………..23-24
Заключение…………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Методы оптимальных решение
по теме: Методы линейного программирования для решения транспортной задачи
Исполнитель: студентка
Направление Экономика
Профиль Экономическая
безопасность
группа ЭПБп- 12 КГ
Ф.И.О Смоленцева Н.В.
Екатеринбург
2014
Содержание
Введение ………………………………………………………………..…..3
6.1 Построение первоначального
плана по способу северо- западного
угла …………………………………………………………………………….
6.2 Построение первоначального плана по способу минимального элемента ………………………………………………………………………….9
11.1 Предварительный шаг …………………………………………18-19
11.2 Общий повторяющийся шаг ………………………………….19-22
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..26
Введение
Методы линейного
Линейное программирование основано на решении системы линейных уравнений (с преобразованием в уравнения и неравенства), когда зависимость между изучаемыми явлениями строго функциональна. Для него характерны математическое выражение переменных величин, определенный порядок, последовательность расчетов. Применять его можно только в тех случаях, когда изучаемые переменные величины и факторы имеют математическую определенность и количественную ограниченность, когда в результате известной последовательности расчетов происходит взаимозаменяемость факторов, когда логика в расчетах, математическая логика совмещаются с логически обоснованным пониманием сущности изучаемого явления.
Все экономические задачи,
решаемые с применением линейного
программирования, отличаются альтернативностью
решения и определенными
Весьма типичной задачей, решаемой с помощью линейного программирования, является транспортная задача.
Транспортная задача (transportation problem)- одна из наиболее распространенных задач математического программирования. В общем виде ее можно представить так: требуется найти такой план доставки грузов от поставщиков к потребителям, чтобы стоимость перевозки (или суммарная дальность, или объем транспортной работы в тонно- километрах) была наименьшей. Следовательно, дело сводится к наиболее рациональному прикреплению производителей к потребителям и наоборот.
В простейшем виде, когда
распределяется один вид продукта и
потребителям все равно, от кого из
поставщиков его получать, задача
формулируется следующим
Исходная информация:
Mi - количество единиц груза в i-м пункте отправления (i= 1, 2, …, k);
Nj - потребность в j-м пункте назначения (j = 1, 2, …, l) (в единицах груза);
aij - стоимость перевозки единицы груза из i-гo пункта в j-й.
Обозначим через xij планируемое количество единиц груза для перевозки из i-ro пункта в j-й.
В принятых обозначениях:
- общая (суммарная) стоимость перевозок;
- количество груза, вывозимого из i-ro пункта;
- количество груза, доставляемого в j-и пункт.
В простейшем случае должны
выполняться следующие
Таким образом, математической формулировкой транспортной задачи будет найти:
min
при условиях
;
;
xij0 (i=1,2,…, k; j=1,2,…, l)
Эта задача носит название замкнутой (закрытой, сбалансированной) транспортной модели.
Заметим, что условие является естественным условием разрешимости замкнутой транспортной задачи.
Более общей транспортной задачей является так называемая открытая (несбалансированная) транспортная модель: найти
min
при условиях:
Xij0
Ясно, что в этой задаче не предполагается, что весь груз, накопленный в i-м пункте, должен быть вывезен.
Простейшими транспортными задачами являются задачи о перевозках некоторого однородного груза из пунктов отправления (от поставщиков) в пункты назначения (к потребителям) при обеспечении минимальных затрат на перевозки.
Обычно начальные условия таких задач записывают в таблицу. Например, для k поставщиков и l потребителей такая задача имеет следующий вид:
Здесь показатели aij означают затраты на перевозку единицы груза от i-го поставщика (i= 1,2,…,k) к j- тому потребителю (j= 1,2,…,l), Mi- мощность i- того поставщика в планируемый период, Nj- спрос j- того потребителя на этот же период. Обозначим через xij поставку (количество груза), коnторая планируется к перевозке от i- того поставщика к j- тому потребителю. Математически задача сводится к нахождению минимума целевой функции, выражающей суммарные затраты на перевозку груза, т.е. функции
F=a11+x11+a12+x12….+aij+xij+….
при ограничениях 1*
Если к этим ограничениям добавить еще одно: 2*
т.е. суммарная мощность поставщиков равна суммарному спросу потребителей, то соответствующая модель задачи называется закрытой.
Задачам, в которых ограничение 2* отсутствует, т.е. , первоначально соответствует открытая модель.
Отметим некоторые особенности экономико -математической модели транспортной задачи.
Система ограничений 1* сразу имеет вид уравнений, поэтому отпадает необходимость вводить добавочные переменные.
Матрица коэффициентов при переменных в системе (1) состоит только из единиц и нулей.
Система ограничений 1* включает k уравнений, связывающих поставки i- того поставщика с мощностью Mi (i= 1,2,…,k) этого поставщика, и l уравнений, связывающих поставки j- тому потребителю со спросом Nj (j= 1,2,…,l) этого потребителя. Заметим, что число k равно числу строк исходной таблицы, а число - числу столбцов.
Число переменных xij, входящих в целевую функцию и в систему уравнений 1*, равно произведению kl, т.е. числу клеток таблицы.
Таким образом, система ограничений 1* есть система из k+l уравнений с kl переменными.
Любое решение транспортной задачи (x11, x12,…, xkl) называется распределением поставок. Так как поставки не могут быть отрицательными, то речь идет только о допустимых решениях.
Оптимальному решению
транспортной задачи соответствует
оптимальное распределение
В ходе решения задачи и нужно получить это оптимальное распределение поставок, которому соответствует какое- то допустимое базисное решение системы ограничений 1*.
Ограничение 1* и условия неотрицательности переменных, исключающие обратные перевозки xij>0; i= 1, 2, …, k; j= 1, 2,., l.
Эти условия образуют систему ограничений. Любой план, компоненты которого удовлетворяют этой системе, будет допустимым.
Как видим, система ограничений задана в основном (k+l) уравнениями. Установим условия, при которых эта система будет совместной, т.е. будет иметь решения.
Сложим элементы xij матрицы перевозок по строкам, каждая строка в сумме дает Mi, и в итоге получим . Сложим те же элементы по столбцам, каждый столбец дает Nj, и в сумме получим . Но от перестановки слагаемых сумма не меняется, поэтому для любого допустимого плана обязательно будет выполняться условие .
Равенство является необходимым условием совместности ограничений задачи.
Докажем и достаточность этого условия: если запасы равны потребностям, то всегда имеется допустимый план.
Действительно, пусть . Рассмотрим такие числа:
i=1,2,…k j=1,2,….l
Убедимся, что эти числа образуют допустимый план. Для этого достаточно проверить, что они удовлетворяют всем ограничениям задачи.
Просуммируем эти числа по индексу i: .
Но величины Nj, от индекса i не зависят и их можно вынести за знак суммы. В результате:
или
x1j+z2j+…..+xkj=Nj, j= 1,2,…,l.
Следовательно, взятые числа удовлетворяют группе уравнений 1*.
Просуммируем эти числа по индексу j:
Вынося постоянные Mi и за знак суммы и имея в виду, что , получаем:
или в развернутом виде
xi1+xi2+….+xil=Mi, i= 1,2,…,k.
Как видим, наши числа удовлетворяют группе уравнений 1*. Эти числа неотрицательны, т.е. система ограничений полностью удовлетворяется. Таким образом, допустимый план существует, что и требовалось доказать.
Равенство запасов потребностям есть необходимое и достаточное условие совместности и, следовательно, разрешимости транспортной задачи.
Согласно теореме о структуре координат опорного плана задачи линейного программирования, в невырожденном опорном плане должно содержаться r отличных от нуля координат, где r- ранг системы ограничений , (i=1,2,…,k) , (j=1,2,…,l).
В этой системе ограничений уравнений закрытой транспортной задачи имеется k+l-1 линейно- независимых уравнений, т.е. ранг системы ограничений равен k+l-1.
Опорное решение (опорный план, базисное решение, basic solution)- одно из допустимых решений, находящихся в вершинах области допустимых решений. Оно является решением системы линейных ограничений, которое нельзя представить в виде линейной комбинации никаких других решений.
При решении задачи линейного программирования можно поступить следующим образом: найти любое из таких «вершинных» решений, не обязательно оптимальное, и принять его за исходный пункт расчетов. Такое решение и будет базисным. Если окажется, что оно и оптимальное, расчет на этом закончен, если нет- последовательно проверяют, не будут ли оптимальными соседние вершинные точки. Ту из них, в которой план эффективнее, принимают снова за исходную точку и так, последовательно проверяя на оптимальность аналогичные вершины, приходят к искомому оптимуму. На этом принципе строятся так называемый симплексный метод решения задач линейного программирования, а также ряд других способов, объединенных общим названием «методы последовательного улучшения допустимого решения (МПУ)»: метод обратной матрицы, или модифицированный симплекс- метод, метод потенциалов для транспортной задачи и другие. Они отличаются друг от друга вычислительными особенностями перехода от одного базисного решения к другому, улучшенному.
Информация о работе Методы линейного программирования для решения транспортной задачи