Формы работы на уроках математики в процессе решения текстовых задач
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 20:44, реферат
Краткое описание
Цель – исследовать методику работы над текстовой задачей, выявить новые подходы к решению текстовых арифметических задач. Задачи: 1. Анализ литературы по данной проблеме. 2. Выявить роль текстовых задач в процессе обучения. 3. Изучить методику работы над текстовой задачей. 4. Анализ нетрадиционных подходов в методике работы над текстовой арифметической задачей.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НЕЙ 6 1.1 Понятие тестовой задачи. 6 1.2 Роль задачи в начальном курсе математики. 8 1.3 Виды арифметических задач. 11 Выводы по главе 1. 13 2. ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЕМАМ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. 15 2.1 Решение задач на совместное движение. 15 2.2. Задачи, решаемые с помощью таблиц. 17 2.3 Решение задач на нахождение части числа и числа по части. 19 2.4 Задачи на проценты.. 25 2.5 Задачи на совместную работу. 28 Выводы по главе 2. 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 34
Пример
№4. Пионерский отряд
решил собрать 12 кг макулатуры, собрал
этого количества. Сколько килограммов
собрал отряд?
Рис. 5.
Графическое изображение задачи из примера
№4
В процессе решения
задач нужно отметить, что плановое задание
всегда принимается за 1 и поэтому 12 кг
принимаем как . Но так как учащиеся собрали
, то изображенный отрезок продолжим еще
на . Далее идет решение задачи обычным
способом.
На основе опорных
чертежей можно решать и более сложные
задачи.
Пример
№5. Покупатель израсходовал
в первом магазине всех денег, а во втором
- остатка. Сколько денег у него было, если
во втором он израсходовал 60 рублей?
Решая эту задачу,
нужно учитывать, что мы находим часть
числа не от одной суммы, и поэтому чертеж
следует дополнить.
Решая подобные задачи,
учащиеся должны постоянно работать с
чертежом.
Рис. 6.
Графическое изображение задачи из примера
№5
Объяснение .
Так как 60 рублей
составляют остатка, то найдем, сколько
составляет 1 часть остатка.
60 / 3 = 20 (руб.) –
составляет 1 часть остатка
Весь остаток составляет
пять таких частей. Найдем остаток.
20*5 = 100 (руб.) –
остаток после первого магазина
Полученное число
100 ставим в верхней части чертежа.
Замечаем, что 100 рублей
составляет лишь 5 частей всех денег, так
как по условию частей 7, а в первом магазине
покупатель израсходовал 2.
7 – 2 = 5 (частей) –
составляют 100 рублей.
Найдем, сколько составляет
1 часть всех денег.
100 / 5 = 20 (руб.) –
составляет 1 часть всех денег.
Так как все деньги
составляют 7 частей, найдем их количество.
20*7 = 140 (руб.) –
было у покупателя.
При устном счете
учащиеся должны уметь составлять задачи
по готовым чертежам. Например (рис 7.):
а)
б)
Рис. 7.
Решение задач по готовым чертежам
В пятом классе после
изучения деления и умножения дробей формулируем
правило, позволяющее перейти к решению
задач без помощи чертежей.
а. известна часть,
находим целое – действие деления;
б. известно целое,
находим часть – действие умножение.
2.4 Задачи на проценты
Процент – это сотая
часть. наглядная иллюстрация процента
может быть продемонстрирована на метровой
школьной линейке с делениями по 1 см. В
данном случае 1 см является сотой частью
линейки, т.е. 1%. Можно дать следующие задания:
а. показать на линейке
25%, 40% и т.д.
б. назвать число
процентов, которые показываются на линейке.
Затем работу можно
продолжить на отрезках, задавая вопросы,
например:
Как показать 1% отрезка?
Ответ: отрезок нужно
разделить на 100 равных частей и взять
одну часть.
Или: покажите 5% и
т.д. (см. рис. 8).
Рис. 8.
Метод отложения на отрезке
Условимся, что деление
отрезка на 100 равных частей делаем словно.
Приступая к решению задач, их нужно сравнить
с задачами предыдущего пункта, что ускорит
усвоение приемов решения.
Пример
№1. Ученик прочитал
138 страниц, что составило 23% всех страниц
книги. Сколько страниц в книге?
Рис. 9.
Графическое изображение задачи из примера
№1
Объяснение: Число
страниц в Кинге неизвестно. Ставим знак
вопроса. Но число страниц составляет
100%. Показываем это на отрезке, выполняя
деление на условные 100 равных частей (для
слабоуспевающих детей внизу отрезка
можно ставить еще и число 100). Затем отмечаем
число 138 и показываем, что оно составляет
23%.
При решении задач
предыдущего раздела и задач на проценты
следует объяснить учащимся, что прежде
всего нужно выяснить, сколько составляет
1 часть или 1%.
Так как 138 страниц
составляют 23%, то находим, сколько приходится
на 1%.
138 / 23 = 6 (стр.) –
составляет 1%.
Так как число страниц
в книге составляет 100%, то
6*100% = 600 (стр.) –
в книге.
Ответ: В книге 600
страниц.
Пример
№2. Мальчик истратил
на покупку 40% имевшихся у него денег, а
на оставшиеся 30 копеек купил билет в кино.
Сколько денег было у мальчика?
Рис. 10.
Графическое изображение задачи из примера
№2
Объяснение: Количество
всех денег неизвестно, ставим знак вопроса.
Все деньги составляют 100%, поэтому разделим
отрезок условно на 100 равных частей. Найдем,
сколько процентов составляют 30 копеек.
100%-40% = 60% - составляют
30 копеек.
Обозначаем 60% на
чертеже. Найдем, сколько составляет 1%
далее объяснение аналогичное.
Пример
№3. В школе 700 учащихся.
Среди них 357 мальчиков. Сколько процентов
учащихся этой школы составляют девочки?
Рис. 11.
Графическое изображение задачи из примера
№3
Объяснение: Число
учащихся 700 человек, что составляет 100%.
Отрезок условно делим на сто равных частей.
(Само выполнение чертежа подсказывает
ученику первое действие).
700 / 100 = 7 (чел.) –
составляют 1%.
Узнаем, сколько процентов
составляют мальчики. Для этого:
357 / 7 = 51%
(Можно сказать
и так: «Сколько раз в 357 содержится
по 7%?»)
Работаем с чертежом.
Узнаем, сколько процентов составляют
девочки.
100%-51%=49%
Ответ 49%
При решении задачи
чертеж должен быть постоянно в поле зрения
учащихся, так как является наглядной
иллюстрацией задачи.
Пример
№4. По плану рабочий
должен был сделать 35 деталей. Однако он
сделал 14 деталей сверх плана. На сколько
процентов он перевыполнил план?
Рис.12.
Графическое изображение задачи из примера
№4
Решая задачу, нужно
объяснить, что план всегда составляет
100% и поэтому 35 деталей составляют 100%.
Чтобы узнать, сколько составляет 1% нужно:
35 / 100 = 0,35 (дет.)
Узнаем, сколько процентов
составляют 14 деталей (сколько раз в 14
содержится по 0,35).
После изучения обыкновенных
дробей и правил нахождения части числа
и числа по части большинство задач лучше
решать, переходя от процентов к дроби.
Пример
№1. Ученик прочитал
138 страниц, что составило 23% всех страниц
книги. Сколько страниц в книге?
23% составляет 0,23.
Так как известна часть количества
страниц, а нужно найти все
количество, то выполняем действие
деления (по правилу, записанному
выше):
138 / 0,23 = 13800 : 23=600 (стр.)
Пример
№2. Покупатель израсходовал
в первом магазине 40% всех денег, а остальные
- во втором. Сколько денег он израсходовал
во втором магазин, если у него было 160
рублей?
40% составляют 0,4.
так как известно все количество
денег, а находим их часть, то
выполняем действие умножения.
160*0,4 = 64 (руб.) –
израсходовал покупатель в первом
магазине.
Находим, сколько
израсходовал покупатель во втором магазине.
160 - 64=96 (руб.)
Записываем ответ.
2.5 Задачи на совместную работу
При решении этих
задач нужно выяснить с учащимися, что
возможны два случая:
а. объем выполненной
работы известен;
б. объем выполненной
работы неизвестен.
Первые задачи удобно
решать, используя таблицы.
Пример. Два токаря вместе изготовили
350 деталей. Первый токарь делал в день
40 деталей и работал 5 дней, второй работал
на 2 дня меньше. Сколько деталей в день
делал второй токарь?
Составим таблицу
(см. табл.3).
Таблица 3
Условие задачи
Производительность
Время
Количество
1т.
40 деталей
5 дней
2т.
?
на 2 дня меньше
Объяснение. Так как
известны производительность и время
работы первого токаря, найдем количество
деталей, изготовленных первым токарем.
40*5 = 200 (дет.) –
изготовил первый токарь.
Работая с таблицей,
делаем вывод, что можно найти, сколько
деталей изготовил второй токарь.
350 – 200 = 150 (дет.) –
изготовил второй токарь.
Обратив внимание
на опорные слова «на…меньше», делаем
вывод, что можно найти, сколько дней работал
второй.
5 – 2 = 3 (дня) –
работал второй токарь.
Зная количество
и время работы второго токаря, находим
его производительность:
150 / 3 = 50 (дет.) –
изготовлял второй токарь в
день.
Уже при решении первых
задач, нужно приучать детей к правильной
терминологии.
Для решения задач
второго типа, текст задачи можно проиллюстрировать
чертежами, что помогает учащимся зрительно
видеть задачу.
Пример
1. Новая машина может
выкопать канаву за 8 часов, а старая –
за 12. Новая работала 3 часа, а старая - 5
часов. Какую часть канавы осталось выкопать?
Рис.13.
Графическое изображение задачи из примера
№1
Дадим наглядное
представление этих задач. Условимся,
что объем выполненной работы неизвестен,
поэтому принимаем его за 1 и изображаем
в виде отрезка, но отрезков будет три,
так как возможны три случая:
а. работает одна
старая машина;
б. работает одна
новая машина;
в. работают вместе
обе машины.
Выясним, почему отрезки
равной длины (обе машины выполняют одну
и ту же работу).
Разбор задачи. На
сколько равных частей делим первый отрезок?
На 8, так как работа выполняется за 8 часов.
Что показывает 1 часть? Какую часть работы
выполняет новая машина за 1 час, т.е. какова
ее производительность?
Так как новая машина
работала 3 часа, то выполнила части все
работы. Отмечаем на третьем отрезке -
.
Аналогичные рассуждения
проводим, рассматривая старую машину,
и отмечаем на третьем отрезке - .
Далее рассматривается
третий нижний отрезок, и по нему выясняется,
как найти оставшуюся часть, т.е., отрезок,
обозначенный знаком вопроса.
В связи с экономией
времени деление отрезков производится
«на глаз», хотя очень полезно показать,
как можно разделить быстро на 4 равные
части (отрезок делится пополам, а затем
каждая часть еще пополам). Аналогично
деление на 8 и т.д. На 6 частей – сначала
пополам, а потом каждую часть - на три.
Пример
№2. Два кузнеца, работая
вместе, могут выполнить работу за 8 часов.
За сколько часов может выполнить работу
первый кузнец, если второй выполняет
ее за 12 часов?
Изображая чертеж,
мы проводим те же рассуждения, что и в
предыдущей задаче.
Рис.14.
Графическое изображение задачи из примера
№2
Разбор задачи. Первый
отрезок делим на 8 равных частей, так как
оба выполняют работу за 8 часов. Одна часть
показывает, какую часть работы они выполняют
вместе за 1 час, т.е., их совместную производительность.
Аналогичные рассуждения проводим для
расчета производительности второго кузнеца.
Зная их совместную
производительность и производительность
второго, можно найти производительность
первого.
Результат показываем
на чертеже.
Выясняем, сколько
часов нужно первому кузнецу для выполнения
работы (сколько раз в 1 содержится по ).
Ответ: 24 часа.
Выводы по главе 2
Таким образом, использование
алгоритмов, таблиц, рисунков, общих приемов
дает возможность ликвидировать у большей
части учащихся страх перед текстовой
задачей, научить распознавать типы задач
и правильно выбирать прием решения.
Нередко, некоторые
ученики просто списывают задачу с доски,
не пытаясь вникнуть в ее смысл. Таким
ученикам можно предложить творческую
работы, где они должны сами составить
задачу и решить ее. Составляя задачу,
ученик более осознанно поймет существование
зависимости между величинами, почувствует,
что числа берутся не произвольно: некоторые
задаются, а другие получаются на основе
выбранных. При составлении задачи большое
значение имеют и обратные задачи. Для
активного участия в поиске решения хорошо
использовать опорные карты-сигналы, которые
должны быть у всех учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по работе
(реальность достижения цели, реализация
задач, выполнимость гипотезы….). О перспективах
дальнейшей работы по теме. Где, кем и как
может быть использована работа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алгебра: Учеб.
для 7 кл. сред шк./ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк,
К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А.
Теляковского. – М.: Просвещение, 1989. –
240 с.: ил.
2. Алгебра: Учеб.
для 8 кл. сред шк./ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк,
К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А.
Теляковского. - 2-е изд. – М.: Просвещение,
1991. – 239 с.: ил.
3. Алгебра: Учеб.
для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Ю.Н.
Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.
Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. -
4-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 272 с.: ил.
4. Болтянский, В.
Г. Как устроена теорема? [Текст] / В. Г. Болтянский
// Математика в школе. – 1987. – № 1. – С.
41-49.
5. Обучение решению
задач как средство развития учащихся:
из опыта работы. Методическое пособие
для учителя. – Киров, ИИУ. – 1999. – С.3-18.
6. Тоом А.Л. Между
детством и математикой: Текстовые задачи
в математическом образовании/ Математика,
2005, № 14
7. Фридман Л.М., Турецкий
Е.Н. Как научится решать задачи: Кн для
учащихся ст. классов сред. шк. – 3-е изд.,
дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил.
8. Шевкин А.В. Материалы
курса «Текстовые задачи в школьном курсе
математики»: Лекции 1-4. – М.: Педагогический
университет «Первое сентября», 2006. 88 с.
9. Шевкин А.В. Материалы
курса «Текстовые задачи в школьном курсе
математики»: Лекции 5-8. – М.: Педагогический
университет «Первое сентября», 2006. 80 с.
10. Методика преподавания
математики [Текст]: учебник для вузов
/ Е. С. Канин, А. Я. Блох [и др.]; под ред. Р.
С. Черкасова. – М.: Просвещение, 1985. – 268
с.