Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 16:36, курсовая работа
Потребность в фармацевтических услугах сегодня, как никогда, приобретает исключительную актуальность, так как товаром является лекарство, необходимое и людям обеспеченным, и людям, за чертой бедности.
Поэтому рынок лекарственных средств является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов отечественного рынка. В числе причин такого положения – серьезное ухудшение состояния здоровья населения России за последние годы, а также его открытие для иностранных фармацевтических компаний. Это привело как к значительному расширению ассортимента лекарственных средств (в том числе появлению на отечественном рынке самых современных препаратов), так и к активизации рекламы, убеждающей в жизненной необходимости приема тех или иных лекарственных препаратов и формирующей тем самым, тенденцию к росту самолечения.
В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АПТЕКА»
Исследование проводилось в Обществе с ограниченной ответственностью «Аптека». Единую розничную сеть компания «Аптека» начала создавать в 2010 году. Первая аптека была открыта в селе Визинга Сысольского района Республики Коми. Сегодня аптечная сеть состоит из десяти аптек, восемь из которых находятся в городе Сыктывкаре и две – в селе Визинга.
Компания была основана с целью обеспечения населения РФ высококачественными лекарственными препаратами. Широкий ассортимент лекарств и товаров сопутствующей группы – одно из основных конкурентных преимуществ данной аптечной сети и важнейший показатель работы фармацевтической компании.
Общий ассортимент аптечной сети превышает 5 000 наименований товаров. Ассортимент одной аптеки зависит от формата работы конкретной розничной точки. Большинство аптек компании работают в традиционном формате закрытой выкладки товаров. При такой форме торговли ассортимент одной аптеки, как правило, составляет около трех тысяч наименований. В аптечной сети представлены также и отделы открытого доступа товаров. Открытая форма торговли позволяет иметь более 1 000 наименований разнообразной сопутствующей продукции.
Компания предлагает продукцию следующего ассортимента: медикаменты, БАД, изделия медицинского назначения, лечебная косметика, диагностические средства, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, ортопедические товары, диабетическое и детское питание и т.п.
Организационная структура компании «Аптека» представлена в приложении (Приложение 2).
Исследование было проведено в период с октября по апрель 2014 года с целью изучения и анализа кадровой деятельности ООО «Аптека». В процессе работы использовались методы исследования: анализ документов, анкетирование, один из видов метода экспертных оценок – метод «360 градусов», метод декомпозиции.
Метод декомпозиции предусматривает расчленение сложных явлений на более простые. Например, систему управления персоналом можно расчленить на подсистемы (найма, подбора, адаптации, развития, обучения, высвобождения), подсистемы — на функции (например, подсистему найма — на функции планирования численности персонала, организации поиска персонала, проведения собеседований, анализа полученной информации о кандидатах, организации процесса приема на работу), функции — на процедуры, процедуры — на операции (например, процедура проведения собеседования включает операции: составления списков кандидатов, их оповещения о собеседовании, определения состава комиссии для собеседования, составления программы собеседования, проведения собеседования, обработки результатов собеседования, подведения итогов) и т.д. После расчленения необходимо воссоздать систему управления персоналом как единое целое, т.е. синтезировать.
Так как данная фармацевтическая сеть динамично развивается и число сотрудников постоянно растет, то ООО "Аптека" старается укомплектовать персонал аптечной сети квалифицированными кадрами, сформировать оптимальный количественный и качественный состав персонала предприятия.
Целью кадровой политики ООО «Аптека является умение работать с людьми, правильно их подбирать и оценивать, добиваться их заинтересованности в повышении своего квалификационного уровня.
Именно поэтому, в современных условиях наиболее важными функциями кадровой политики данной сети являются:
– планирование потребности в персонале;
– привлечение, подбор кадров и их адаптация;
– оценка и расстановка кадров;
– развитие персонала;
– организация обучения и повышения квалификации персонала;
– организация оплаты труда;
– реализация политики мотивации и стимулирования сотрудников;
– решение социальных задач и правовых проблем;
– контроль трудовой дисциплины, обеспечение здоровья и безопасности работников.
Потребность в персонале специалист по кадрам определяет на основе утверждаемого директором ООО "Аптека» (в соответствии с потребностями торгово-технологического процесса) штатного расписания, в котором предусмотрены наименование должностей требуемых работников, степень квалификации работников, установленный оклад на каждую должность.
Несмотря на то, что фармацевтические факультеты медицинских высших учебных заведений и медицинских колледжей каждый год выпускают специалистов, в ООО «Аптека», существует острый недостаток фармацевтических специалистов.
Поэтому анализ управления персоналом целесообразно начать с оценки обеспеченности ООО «Аптека» трудовыми ресурсами. Данная информация отражена в сводной Таблице 1.
Таблица 1
Комплектация штатных единиц
Структурное подразделение |
Должность (специальность) |
Количество штатных единиц по штатному расписанию |
Количество укомплектованных штатных единиц |
Вакантных единиц |
АУП |
Директор |
1 |
1 |
– |
АУП |
Исполнительный директор |
1 |
1 |
– |
АУП |
Главный бухгалтер |
1 |
1 |
– |
АУП |
Специалист по кадрам |
1 |
1 |
|
АУП |
Системный администратор |
1 |
1 |
– |
Аптека |
Заведующий аптекой |
10 |
10 |
– |
Аптека |
Первостольник (провизор, фармацевт) |
23 |
17 |
6 |
Аптека |
Старший продавец-консультант отдела сопутствующих товаров |
7 |
7 |
– |
Аптека |
Продавец-консультант отдела сопутствующих товаров |
6 |
6 |
– |
Аптека |
Уборщик помещений и территорий |
7 |
7 |
– |
Итого |
58 |
52 |
6 |
По результатам Таблицы 1 была составлена диаграмма (Приложение 3), которая отражает процент укомплектованности персонала, штат ООО «Аптека» укомплектован на 90 %, 10 % – составляют вакантные места.
В организации набор работников осуществляется в основном через подачу объявлений и заявок в СМИ, кадровые агентства, в Сыктывкарский медицинский колледж об имеющихся вакансиях и предъявляемых требованиях к претендентам. Часто новый работник принимается на работу и через другие внешние, а также внутренние источники.
Необходимо отметить, что в организации присутствует четкая, эффективная система подбора персонала. Составлен регламент подбора и трудоустройства претендентов на должности специалистов, утвержденный директором Общества (Приложение 4). Настоящий регламент составлен с целью обеспечения комплектации ООО «Аптека» квалифицированными и профессиональными сотрудниками для решения поставленных целей и задач данной компании.
При подборе персонала в ООО "Аптека" используются следующие критерии отбора:
– профессиональное образование;
– профессиональные навыки;
– наличие сертификата специалиста;
– наличие медицинской книжки;
– опыт предыдущей работы;
–совместимость с окружающими (личные качества).
Особенность фармацевтического рынка труда заключается в специализированном образовательном уровне работников и в высоких квалификационных требованиях к специалистам.
Квалификационные требования регламентированы и содержатся в должностных инструкциях, которые утверждаются директором предприятия. Должностная инструкция на данном предприятии представляют собой документ, описывающий основные должностные функции (обязанности) работника, квалификационные требования, и форму подчиненности.
Квалификационный уровень работников во многом зависит от их образования, возраста, стажа работы, и т.д. Поэтому в процессе анализа изучался состав сотрудников по образованию, возрасту, стажу работы. Так как компания динамично развивается, и число сотрудников постоянно растет, постоянно востребованы как кандидаты со средним фармацевтическим образованием, так и кандидаты с высшим фармацевтическим образованием. Данные об образовательном уровне сотрудников отражены в Таблице 2.
Таблица 2
Распределение сотрудников по уровню образования
с учетом полового признака
Должность (специальность) |
Количество человек, имеющих высшее образование |
Количество человек, имеющих среднее профессиональное образование |
Всего количество человек | ||||
М |
Ж |
Оба пола |
М |
Ж |
Оба пола |
||
Аппарат управления |
2 |
3 |
5 |
– |
– |
5 | |
Заведующий аптекой |
1 |
4 |
5 |
1 |
4 |
5 |
10 |
Первостольник (Провизор, фармацевт) |
– |
1 |
1 |
– |
16 |
16 |
17 |
Старший продавец- консультант |
– |
– |
– |
– |
7 |
7 |
7 |
Продавец- консультант |
– |
– |
– |
– |
6 |
6 |
6 |
Обслуживающий персонал |
– |
– |
– |
7 |
7 |
7 | |
Итого |
3 |
8 |
11 |
1 |
40 |
41 |
52 |
По результатам данного анализа можно сделать выводы об образовательном уровне персонала: все сотрудники аппарата управления имеют высшее образование; заведующие аптеками и первостольники все имеют фармацевтическое образование, что является основным критерием при подборе специалистов в данной организации. Среди специалистов 75% имеют диплом о среднем профессиональном образовании и 25 % – о высшем образовании (Диаграмма 1).
Из общего числа сотрудников, имеющих среднее профессиональное образование, 67% – выпускники Сыктывкарского фармацевтического колледжа (Диаграмма 2). Некоторые из них познакомились с компанией во время практики и впоследствии стали частью команды профессионалов ООО «Аптека».
Отбор работников на вакантные должности осуществляется на основе соответствия кандидатов, установленным организацией, критериям отбора. Если оцениваемый кандидат соответствует выше перечисленным критериям отбора, и анализ документов (трудовой книжки, диплома, рекомендаций) кандидата показывает положительные его характеристики, - руководством принимается решение о найме работника на работу. Работник нанимается на испытательный срок (от одного до трех месяцев).
В исследовании также были проанализированы данные распределения персонала по возрасту, которые отражены в Таблице 3.
Таблица 3
Распределение персонала разных специальностей по возрасту
Группы персонала по возрасту, лет |
Численность персонала, чел. |
Удельный вес, % | ||||
Сотрудники, имеющие фарм. образование |
Остальные сотрудники |
Весь персонал |
Сотрудники, имеющие фарм. образование |
Остальные сотрудники |
Весь персонал | |
20-25 лет |
4 |
2 |
6 |
14 |
8 |
11 |
26-36 лет |
10 |
8 |
18 |
36 |
33 |
35 |
37-50 лет |
4 |
10 |
14 |
14 |
42 |
27 |
Свыше 50 лет |
10 |
4 |
14 |
36 |
17 |
27 |
Итого |
28 |
24 |
52 |
100 |
100 |
100 |
Так по результатам данной таблицы была построена Диаграмма 3. Она отражает процентное соотношение работающего персонала по возрасту. Если рассматривать весь персонал в целом, то больший удельный вес – 18% составляют сотрудники в возрасте 26-36 лет. А среди сотрудников, имеющих фармацевтическое образование, по 36 % составляют сотрудники в возрасте 26-36 лет и свыше 50 лет, т. е. пенсионного возраста, и по 10 % – сотрудники в возрасте 20-25 лет и 37-50 лет.
На основе анализа этих данных можно сделать выводы, что существует острая нехватка молодых специалистов. А основная часть специалистов это сотрудники пенсионного возраста. Что с одной стороны говорит о явном профессиональном уровне сотрудников, но с другой стороны это может и тормозить работу предприятия из-за отставания от молодых сотрудников в плане инновационных технологий.
В компании разработана специальная программа адаптации и обучения новых сотрудников. Программа адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. А специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Для сотрудников, которые только начинают работать в сети, проводятся «приветственные» тренинги, предполагающие знакомство с миссией и ценностями компании; при окончательном найме - проходит предварительное обучение (ознакомление с особенностями разделения и кооперации труда в организации, с системой формальных взаимоотношений в коллективе, с культурой торговли в аптеке, проводятся тренинги, направленные на технику продаж, конфликтологию в аптеках и т.д.), т.е. происходит постепенная адаптация работника к новым условиям труда). Также в компании действует система наставничества: опытный сотрудник помогает молодому специалисту ориентироваться в ассортименте аптеки, работать с покупателями, выстраивать отношения с коллегами.
Компания предоставляет своим сотрудникам широкие возможности для карьерного роста. Аптечная сеть постоянно расширяется, и потому грамотные, активные и профессиональные сотрудники могут занять более высокие должности в аптеках и других подразделениях.
Отбор работников для перемещений на вышестоящие должности, т.е. из собственного внутреннего источника, осуществляется на основе оценки их профессиональных знаний, умений и навыков. Процесс принятия решения о внутренних перемещениях включает следующие стадии: на основе информации об освободившихся должностях в подразделении, директор предприятия принимает решение о выдвижении кандидатур на вакантные должности, определяет количество вакантных должностей, и дает указания руководителям структурных подразделений заняться поиском кандидатур внутри соответствующей аптеки.
Информация о работе Анализ кадровой политики аптечной организации ООО "Аптека"