Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:11, реферат
Человеческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель мобилизацией физических резервов. В настоящее время большую часть физической нагрузки выполняют за человека механизмы. Мы как бы пребываем в ситуации постоянной готовности к действию, которое нам не позволено выполнить, и тело, в конце концов, начинает испытывать негативные последствия такого состояния.
1. Введение
2. Строение и функции опорно-двигательного аппарата
3. Характеристика нарушений осанки и причины ее возникновения
4. Средства профилактики нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Гигиенические требования к оборудованию школы
5. Заключение
6. Список литературы
Плоская спина характеризуется сглаженностью нормальных изгибов позвоночника и выступающими назад (крыловидными лопатками). Наклон таза при этом дефекте осанки не значителен, что является предопределяющим моментом в возникновении плоской спины. Переднезадний размер грудной клетки фактически уменьшен. Это отрицательно влияет на развитие и положение внутренних органов грудной полости, в частности легких. Нижняя часть живота выступает вперед, уплощенные ягодицы, слабо развитая мускулатура. При менее выраженных косметических дефектах данный вид нарушения осанки (и как разновидность, плоско-вогнутая спина), приводят к ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь вызывает при движении микро травматизм головного мозга, отмечается повышенная утомляемость и головные боли.
Круглая и сутулая спина представляет нарушение осанки, для которой типично С - образное искривление всего позвоночника. Из-за выдвинутых кпереди свисающих плеч грудная клетка кажется запавшей. Пациент с круглой спиной зачастую стоит на полусогнутых ногах и этим как бы компенсирует слабо выраженный поясничный изгиб вперед. Круглая спина ведет к уменьшению дыхательной экскурсии грудной клетки, так как полный вдох можно сделать только при максимальном разгибании позвоночника. Сутулая спина отличается от круглой только тем, что чрезмерный изгиб выпуклостью назад образуется в верхней части грудного отдела позвоночника, что чаще всего ведет за собой усиление шейного лордоза.
Плоско-вогнутая спина характеризуется поясничным изгибом позвоночника, зависящим от чрезмерного наклона таза. Данный дефект сопровождается изменениями со стороны мышц брюшного пресса, что способствует опущению внутренних органов полости живота.
Кругло-вогнутая спина встречается чаще других и является некоторым отражением нормальной осанки, так как физиологические изгибы позвоночника в этом случае подчеркнуто увеличены. Она характеризуется усилением изгибов позвоночника в переднезаднем направлении. Величина поясничного лордоза зависит от степени наклона таза вперед, иногда очень значительно выпячиваются живот и ягодицы, грудная клетка кажется уплощенной.
Сколиоз - стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.
Виды сколиозов:
- торокальный сколиоз - искривление только в грудном отделе позвоночника;
- люмбальный сколиоз - искривление только в поясничном отделе позвоночника;
- тораколюмбальный сколиоз - одно искривление в зоне грудно-поясничного перехода;
- комбинированный сколиоз - двойное S - образное искривление.
Фазы развития нарушений осанки:
1. Первая фаза - функциональной
недостаточности нервно-
2. Вторая - фаза фиксации
деформаций (этап нефиксированных
изменений опорно-
3. Третья - фаза костно-суставных изменений (этап статических деформаций опорно-двигательного аппарата)
Причины возникновения нарушения осанки:
Слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. Этому способствует слишком мягкая и провисающая постель, не соответствующая росту ребенка мебель, нерациональная одежда, неправильное сидение за столом, чтение и рисование в постели, ношение портфеля в одной и той же руке, привычка стоять с опорой на одну ногу, продолжительная болезнь (рахит) или частые заболевания, ослабляющие организм, снижение зрения, слуха. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают также неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.
В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера (соединительно-тканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др.).
В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание. Нарушение осанки приводит к целому ряду серьезных заболеваний и в первую очередь - к болезням позвоночника и корешков спинного мозга. Болезни корешков спинного мозга вызывают ухудшение работы тех органов, которыми они управляют.
Таким образом, существует несколько видов нарушений осанки: сколиоз, лордоз, плоская спина, плоско – вогнутая спина и кругловогнутая спина. Основными причинами нарушения осанки являются: малая подвижность, частое нахождение положения тела в неправильном положении, неудобная обувь, сон на мягкой постели.
СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ
НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ
Основным средством профилактики нарушения осанки является правильная организация статико-динамического режима во время занятий в школе, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статических позах), так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика).
Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение следующих условий:
1. Время непрерывного пребывания в положении сидя на занятиях не должно превышать 45 минут.
2. Необходимо правильно организовать рабочее место (по крайней мере, в домашних условиях, за неимением парт по росту и возрасту в школах).
3. Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:
- высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30см. это легко проверить путем простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза;
- высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90˚:
- желательно иметь опору
для шейного и грудного отдела
позвоночника, а также опору для
стоп, чтобы не вызывать
4. Необходимо научить
ребенка сидеть в правильной
рабочей позе во время письма,
чтения под контролем
- стопы в опоре на полу или на скамейке;
- колени над стулом
на одном уровне (в голеностопных,
коленных и тазобедренных
- равномерная опора на обе половины таза;
- между грудью и столом – расстояние от 1,5 до 2 см;
- предплечья симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны
- голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;
- при письме тетрадь повернута на 30˚ , нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.
5. Посадка ученика
Поза за столом (партой). Правильная поза за столом зависит от конструкции стула и стола (парты). Длина сидения стула (скамейки, парты) должна соответствовать длине бедер, на сиденье стула должна помещаться обе ягодицы, высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика расстояние 1 – 2 см (ребром проходит кисть ученика). Освещение – слева сверху.
Поза при письме. Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается о спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно, по верхней трети (чуть ниже локтевых суставов). Надплечье находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) равно 35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30˚ (угол открытой вправо, образуется краем стола и нижним краем тетради). Нижний угол листа, на котором пишет или рисует ученик, должен соответствовать середине груди. Левая рука ученика поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх. Ни в коем случае нельзя переставлять правую руку. Передвижение тетради производится, когда будет заполнена половина страницы.
Поза стоя. Стоять нужно свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги, расставив их на ширине плеч. Помните, перенос тяжести тела на одну ногу, поворот туловища при фиксированных ногах нарушают осанку. Поэтому, прежде чем повернуться (у доски, дома, на улице), необходимо переставить ноги.
6. Нужно постоянно бороться
с порочными позами. Так называемое
косое положение плечевого
7. Нужно освободить ослабленного
ребенка, имеющего дефекты осанки,
от всяких дополнительных
Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться постоянным и тотальным «ортопедическим надзором» со стороны взрослых, так как правильно организованные занятия лечебной гимнастикой составляют лишь 0,004% от возрастной нормы количества движений. Поэтому без правильно построенного режима и выполнения перечисленных выше простейших гигиенических рекомендаций все остальные лечебные мероприятия и усилия будут бесплодными.
Все эти, на первый взгляд, незначительные детали имеют огромное значение для профилактики нарушений осанки у детей.
Одним из основных средств профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста - лечебная физическая культура, направленная на профилактику нарушений осанки. Это длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.
Профилактика нарушений осанки у школьников осуществляется на знаниях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка, выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль над сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушений осанки. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп - с предметами и без них, с использованием тренажеров.
Корригирующие, или специальные упражнения, обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно симметричные упражнения.
При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряжение мышцы и напрягая, расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение.
Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени), является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его.
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально – гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других – на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или преобретенного характера.