Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:03, дипломная работа
Краткое описание
«Заболевания среднего уха» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день, что вызывает круг полемических вопросов в медицине, а также огромный интерес в области изучения сестринского дела в оториноларингологии.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ СРЕДНЕГО УХА 1.1.Анатомия среднего уха 1.2.Физиология среднего уха ГЛАВА 2. БОЛЕЗНИ СРЕДНЕГО УХА 2.1. Факторы заболевания 2.2. Формы воспаления и методы лечения 2.3. Осложнения при хронических гнойных отитах. ГЛАВА 3. ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ В ОТОЛОГИИ И СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНОМУ. 3.1. Диспансеризация больных 3.2. Сестринская помощь больному ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 3. ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ
В ОТОЛОГИИ. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ
БОЛЬНОМУ.
3.1. Диспансеризация
больных.
Основные задачи диспансеризации
в оториноларингологии следующие:
своевременное выявление больных с хроническими
и часто рецидивирующими заболеваниями;
систематическое наблюдение за ними
и активное леч ние;
выявление причин, вызывающих данное
заболевание, и проведение оздоровительных мероприятий;
оценка результатов проделанной работы.
Выделяют три этапа
диспансеризации:
1 этап – регистрирующий
– включает выявление лиц, подлежащих
диспансеризации, составление плана лечебно-профилактических
мероприятий и динамического наблюдения.
Отбор больных проводится пассивным методом
при обращении пациентов за медицинской
помощью и активным – в процессе проведения
профилактических осмотров. Заканчивается
первый этап диспанскризации оформлением
медицинской документации и составлением
конкретного индивидуального плана лечебно-профилактических
мероприятий.
2 этап – исполнения – требует
длительного наблюдения. При этом необходимы
мероприятия по повышениюсанитарной грамотности
населения, систематическое об следование
больных и проведение профилактических
курсов лечения. При хроническом тонзиллите
такие курсы целесообразно проводить
весной и осенью, что соответствует периодам
обострения.
3 этап – оценка качества
и эффективности диспансерного наблюдения.
Результаты обследования больных и проведенных
курсов лечения отражаются в конце года
в эпикризе. Исчезновение признаков хронического
тонзиллита и обострений заболевания
в течение двух лет являются основанием
для снятия пациентка с диспансерного
учета по компенсированной форме хронического
тонзиллита. При отсутствии эффекта от
проводимых мероприятий пациент направляется
на оперативное лечение.
Для оценки эффективности организации
работы определяют показатели качества
диспансеризации. Диспансеризация лечебной
помощи, как система советского здравоохранения
охватила все специальности и в том числе
и отологию. Основанная на динамическом
наблюдении, как отдельных больных, так
и целых групп населения одной общей профессии,
в связи с бытом этих больных и окружающей
средой диспансеризация получила в советской
медицине свое окончательное выражение
и оформление в «едином диспансере».
Отоларинголог
охватывает диспансеризацией все возрастные
группы, отдельные профессии и отдельные
заболевания.
Диспансеризация идет по двум
основным путям:
1) нозологический принцип
– признак болезни, при чем по отношению
к органам слуха имеет значение как заболевание
уха, выражающееся понижением слуха, так
и заболевание уха, сопровождающееся гноетечением
и могущее повлиять не только на функции
слуха, но и на общее состояние организма,
давая то или иное осложнение в виде абсцессов
мозга, лабиринтитов и т.д.;
2) принцип профессии: как
известно, все профессии, имеющие
отношение к органу слуха, можно
рассматривать с двоякой точки
зрения: с точки зрения шума, которым
сопровождается та или иная
работа (как, например, в котельном
цехе, в гвоздильном), и с точки
зрения напряжения органа слуха,
когда орган слуха является
рабочим органом, как, например, у
клопферистов, телефонисток, железнодорожных
служащих пути и движения.
И тот и другой путь выясняют
роль в патологии эндогенных и экзогенных
факторов – роль окружающей среды; все
это позволяет отологу не только лечить
данное заболевание, но и предупреждать,
ослаблять его и воздействовать на улучшение
тех вредных факторов, которые влияют
на патологический процесс.
Отолог-диспансеризатор по
отношению к детскому и школьному возрасту
берет на учет и под наблюдение:
1) плохо слышащих,
2) болеющих гноетечением.
Мероприятия для этих групп
будут выражаться:
1) в оперативных пособиях,
2) в лечении, даче гигиенических
указаний по отношению к заболеванию
ушей,
3) в отборе, совместно
с педиатрами, детей на курорты, санатории,
лагери
4) в консультации со
школьным врачом относительно
плохо слышащих детей для выделения
их в особые группы, классы
или для размещения в общих
классах в соответственной близости
к преподавателям для того, чтобы
они могли слышать объяснения преподавателей,
5) в указаниях – особенно
по отношению к болеющим гноетечением
- тех видов физкультуры, которыми может
заниматься школьник без вреда для своего
здоровья.
Таким образом, отолог-диспансеризатор
детей дошкольного и школьного возраста
работает в контакте с педиатром и школьным
врачом.
Как мы знаем, ушные заболевания
имеют для детского возраста большое значение;
потеря слуха в детском возрасте является
таким дефектом для интеллекта, который
с трудом приходится восполнять в течение
всей жизни, тем более, что при этом прибавляются
еще и недостатки речи.
По исследованиям западно-европейских
авторов, в школах имеется, в общем, до
25% плохо слышащих. Д-р Рудицкая в одном
из Московских районов исследовала 1800
детей и нашла из них 433 плохо слышащих.
Отсюда понятно значение диспансеризации
для школьников всех возрастов.
Диспансеризация взрослых,
вступающих в жизнь и уже работающих, тесно
связана с профотбором, с консультацией.
Роль отолога состоит в наблюдении за
всеми лицами с заболеваниями органа слуха;
это относится особенно к лицам, работающим
в шумовых профессиях и к тем, которым
для работы нужен достаточно хороший или
даже острый слух.
Рабочий шумового цеха, поступивший
на работу с хорошим слухом, может заболеть
во время работы какой-нибудь ушной болезнью
как осложнением инфекционного заболевания:
тифов, гриппа; в случае если процесс затягивается
или становится хроническим, больной подлежит,
кроме лечения, особому наблюдению, ибо
профессия может здесь сыграть роль ухудшающего
фактора, и тогда такой рабочий подлежит
переводу на другую работу. Последнее
связано нередко с переквалификацией,
что, конечно, представляет известные
трудности.
Это же будет иметь место и в
том случае, когда рабочий занимается
профессией, при которой основные элементы
его работы требуют напряжения слуха (музыканты,
радисты, телеграфисты, клопферисты и
др.).
С другой стороны, мы имеем определенное
число людей, которые болеют нервной тугоухостью,
отосклерозом или же обладают малоценным
органом слуха. Малоценный орган слуха
не всегда выявляется при первом осмотре
больного по двум причинам: во-первых,
потому, что сам больной часто не знает
о том, что орган слуха у него малоценен;
некоторого понижения слуха он не чувствует,
понижение это для него самого не заметно,
и он на него врачу не жалуется: во-вторых,
потому, что до того, как малоценность
эта выявилась хотя бы функционально,
нужно очень подробное исследование органа
слуха не только речью, но и камертонами,
что не всегда выполнимо. Стоит, однако,
такому рабочему подвергнуться воздействию
производственного шума от пневматических
инструментов, резких звуков циркулярной
пилы, как малоценный орган дает себя знать.
Нам приходилось наблюдать это у работающих
в котельном цехе: между тем как у одних
уже через несколько месяцев слух заметно
понижался, у других рабочих поражения
слуха за это же время еще не отмечалось.
Несомненно, из всей массы рабочих
шумовых профессий такие рабочие должны
быть выделены и подвергнуты особой диспансеризации.
Нам приходится еще раз здесь
указать, что отолог единого диспансера
должен быть хорошо знаком с условиями
производства фабрик и заводов своего
района.
Рабочие, занятые в профессиях
тяжелого физического труда, болеющие
хроническим гноетечением, особенно осложненным
грануляциями, кариесом кости, подлежат
диспансеризации ввиду возможных у них
осложнений вследствие сильного напряжения.
Наконец, особому учету подлежат
глухонемые. Если этот учет производить
уже с самого раннего детства, то, само
собою понятно, (каждый опытный отолог
это знает), подробным осмотром, систематическим
лечением удается определенный процент
«глухонемых» перевести в категорию не
абсолютно глухонемых, а туго слышащих.
Для воспитания, обучения это крайне важно,
ибо только глухонемые подлежат обучению
в школах для глухонемых.
Глухонемые взрослые в Российской
Федерации, в отличие от капиталистических
стран, являются равноправными гражданами,
они вовлекаются в общую работу. Хотя для
них работа в шумных цехах не является
вредной в смысле влияния на слух, все
же глухонемые на производстве подвергаются
действию сотрясения.
Мы наметили здесь лишь основные
принципы диспансеризации для отолога.
Практически правильная диспансеризация
проводится при помощи связи с больным
(вызов его в поликлинику, посещение на
дому диспансерной сестрой), связи с медпунктом,
с производством.
Рабочих производств, где имеется
большой шум, необходимо систематически
осматривать один раз в год. Хорошо налаженная
картотека облегчает все мероприятия.
Примерный список заболеваний
для учета в картотеке:
Хроническое гноетечение из среднего
уха.
Хронический катар среднего уха с понижением
слуха.
Отосклероз.
Хроническая прогрессивная нервная тугоухость.
Глухонемота.
Профессиональная глухота (токсическая,
шумовая).
Травматическая глухота (ушибы, контузии).
Профессии, подлежащие диспансеризации
со стороны отолога:
Шумовые профессии:
котельщики,
гвоздильщики и пр.
Водительские профессии:
машинисты и пр.,
шоферы.
Профессии, где орган слуха является
рабочим органом:
клопферисты, радисты и пр.
3.2. Сестринская
помощь больному.
Своевременная медицинская
помощь и охрана здоровья населения является
основной задачей современного здравоохранения.
Большое значение в организации
этой помощи имеет подготовка профессионально
грамотных специалистов, умеющих работать
в экстремальных условиях мирного или
военного времени. Среди большой армии
медработников наиболее многочисленной
группой являются медицинские сестры
- первые помощники врача. Своевременное
и правильное применение лекарственных
средств, соблюдение строгого режима работы
отделений, контроль за состоянием отделений,
больного – все это непосредственно связано
с деятельностью медицинской сестры. Правильно
организованный уход, четкое выполнение
врачебных назначений является важным
фактором в благоприятном исходе лечения
больных.
Медсестра – первый помощник врача, она
должна честно и педантично выполнять
назначения врача и быть к больным внимательной
и предупредительной.
Здоровье
человека – это способность радоваться
жизни. Только по- настоящему здоровый
человек может работать на благо государства.
Охранять здоровье людей призваны все
медицинские организации, в которых служат
медицинские сестры.
Медицинская
сестра – это человек, получивший
диплом и на практике реализующий заботу
на благо человека и его семьи. Основой
этой заботы, всего сестринского дела
является уход, т.е. использование всех
факторов окружающей среды в целях выздоровления
пациента. Так сказала всемирно известная
медицинская сестра Флоренс Найтингейн,
основоположник сестринского дела, в 1859
году. Ее слова актуальны и в наше время,
когда значительно увеличилась область
медицинского вмешательства с целью оздоровления
человека. Сестринский процесс - это метод
организации и использования сестринского
ухода за пациентом, нацеленный на удовлетворение
физических, психологических, социальных
потребностей человека, семьи, общества.
Сестринский процесс требует
от сестры не только хорошей технической
подготовки, но и творческого отношения
к уходу за пациентом, умения работать
с пациентом как с личностью, а не как с
объектом манипуляции. Постоянное присутствие
сестры и ее контакт с пациентом делают
сестру основным звеном между пациентом
и внешним миром.
Сестринский
процесс состоит из пяти основных этапов.
Сестринское обследование – это сбор информации о состоянии
здоровья пациента, который носит субъективный
и объективный характер.
Субъективный метод – это физиологические, психологические, социальные данные о пациенте.
Объективный метод – это физические обследования пациента (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, степень зависимости от внешних факторов окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек,
наличие отека).
Установление проблем пациента
и формулировка сестринского диагноза.
Определение целей сестринского
ухода и планирование сестринской деятельности.
Реализация планируемых действий.
Зависимое сестринское вмешательство
осуществляется на основании предписаний
врача и под его наблюдением.