Дети олигофрены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:10, реферат

Краткое описание

педагогические основы детей олигофренов

Содержание

1. Причины возникновения отклонений в развитии у детей
2. Где воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии
3. Жизненные перспективы детей с отклонениями в развитии
4. Умственно отсталые дети
· Причины поражения коры головного мозга
· Дети–олигофрены
· Деменция
· Дебилы, имбецилы, идиоты
5. Принципы обучения детей с отклонениями развития

Вложенные файлы: 1 файл

дети олигофрены.docx

— 74.59 Кб (Скачать файл)

     ПЛАН:

1.     Причины  возникновения отклонений в развитии  у детей

2.     Где  воспитываются и обучаются дети  с отклонениями в развитии

3.     Жизненные  перспективы детей с отклонениями  в развитии

4.     Умственно  отсталые дети

·        Причины поражения коры головного  мозга

·        Дети–олигофрены

·        Деменция

·        Дебилы, имбецилы, идиоты

5.     Принципы  обучения детей с отклонениями  развития

     Причины возникновения отклонений в развитии у детей

Существует два  комплекса причин, обусловливающих  возникновение у детей

отклонений в  развитии — врожденные и приобретенные.

     Врожденные аномалии являются следствием различных вредных влияний на

зародыш и развивающийся  плод во внутриутробном периоде —  интоксикации, травм,

нарушений питания  и т.п. Они также связаны с  состоянием здоровья и образом

жизни беременной женщины. Так токсоплазмоз — инфекционное заболевание,

распространяемое  домашними животными и птицами, перейдя на плод от больной

матери, может явиться  причиной врожденной умственной отсталости ребенка,

поражения у него органов зрения и др.

Гормональные нарушения, заболевания печени и почек, алкоголизм матери,

употребление ею во время беременности медикаментов (антибиотики,

сульфаниламидные  препараты и др.) — все это  отрицательно влияет на развитие

плода.

Внутриутробное  развитие нарушается также при резусной несовместимости крови

матери и плода  и обусловливает различные мозговые поражения у ребенка.

Нередко врожденные детские аномалии возникают как  результат действия

генетических (наследственных) факторов. Нарушения в строении и  числе

хромосом, вызванные  аномалиями хромосомных наборов  родителей, являются

причиной некоторых  грубо выраженных форм умственной отсталости, к числу

которых относится  болезнь Дауна. Однако неполноценность  генеративных клеток

родителей может  быть обусловлена не только наследственностью, но и внешними

влияниями. Например, действие на организм матери ядерного облучения или

экологические нарушения  в месте ее проживания часто приводят к различным

уродствам ребенка  и к его j умственной отсталости.

Алкоголизм матери вызывает изменения в центральной  нервной системе плода, в

его костной системе  и внутренних органах, приводит к  различным порокам.

Наблюдается так  называемый «алкогольный синдром» плода, характеризующийся

задержкой роста  плода и, соответственно, ребенка, микроцефалией (уменьшением

размеров головы), мышечной слабостью, нарушением психомоторного развития в

сочетании с проявлением  повышенной возбудимости и двигательной

расторможенности. Эти нарушения могут усиливаться  за счет снижения слуха.

Внутриутробная  незрелость, соматическая ослабленность  детей с алкогольным

синдромом плода  ведут к более частым и тяжелым  заболеваниям в первые месяцы

жизни.

Еще одним фактором, вредно влияющим на развитие плода, является курение

матери во время  беременности. Никотин отрицательно воздействует на маточно-

плацентарное кровообращение, что приводит к кислородному голоданию  мозга. У

курящих матерей  часто рождаются недоношенные, маловесные, ослабленные дети.

В настоящее время  остро встает вопрос о влиянии  на ребенка различных

наркотических и  других одурманивающих средств, употребляемых  матерью во время

беременности. Установлено, что многие новорожденные, чьи матери являются

наркоманами, уже  в утробе превращаются в наркоманов. При рождении они

страдают муками абстинентного синдрома, выражающегося  в пронзительном,

непрекращающемся  плаче, нарушении сосательного рефлекса, уменьшении массы

тела. Эти физические терзания растягиваются порой на долгие месяцы и

отрицательно сказываются  на здоровье младенца и на его психофизическом

развитии.

     Приобретенные детские аномалии возникают как следствие различных вредных

влияний на организм ребенка при его рождении и  в последующие периоды развития.

Опасными бывают механические повреждения плода (природовые травмы), остановка

дыхания у рождающегося ребенка (природовая асфиксия).

В первые годы жизни  ребенка аномалии его развития могут  быть вызваны

некоторыми инфекционными  болезнями (энцефалит, менингит, полиомиелит, корь,

грипп и др.). Меньшее  значение в этот период имеют травмы и интоксикации.

Не проходят бесследно  для ребенка и резко неблагоприятные  социальные условия

его жизни. Они  обусловливают раннюю детскую депривацию, затормаживающую и

физическое, и интеллектуальное, и личностное развитие.

          Где воспитываются и обучаются  дети с отклонениями в развитии         

В настоящее время  в нашей стране для воспитания и обучения различных

категорий детей  с отклонениями в развитии функционируют  разнообразные

учреждения государственного и частного характера. Это специальные  детские

сады и специальные  группы при обычных детских садах, специальные школы и

школы-интернаты, а также специальные классы, создаваемые  при школах общего

назначения. Некоторые  дети, главным образом те, у кого отклонения в развитии

выражены не резко, посещают обычные детские сады и  учатся в школах общего

назначения. Многие родители таких детей систематически консультируются у

дефектологов или  опытных педагогов-практиков или  приглашают их для проведения

дополнительных  занятий с детьми.

Часть детей, особенно из числа тех, что имеют грубые отклонения в развитии,

воспитываются и  обучаются в домашних условиях. Нередко  с ними не проводится

никакой коррекционной  работы. Хотя встречаются и такие  случаи, когда родители

делают все возможное  для того, чтобы способствовать развитию ребенка.

Некоторое количество таких детей находится в интернатных  учреждениях

Министерства социальной помощи.

Детские сады для  детей с отклонениями в развитии, как правило, оснащены, хоть

и не всегда полностью, специальным оборудованием, приспособленным  для

проведения коррекционно-воспитательной работы. Так для детей со сниженным

слухом предусмотрены  слуховые кабинеты и слуховые аппараты. Специальная

мебель, разнообразные  тренажеры, плавательные бассейны используются в детских

садах для детей  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата и т.п. К

сожалению, это  оборудование часто бывает не современным. Педагоги и

воспитатели далеко не всегда имеют дефектологическое  образование, но, как

правило, являются хорошими

практиками. Однако специальных детских садов совершенно недостаточно для

того, чтобы в  них были приняты все нуждающиеся  в этом дети. К тому же такие

детские сады расположены  лишь в крупных населенных пунктах.

Поскольку многие родители не хотят отдавать своих  детей дошкольного возраста

в учреждения, находящиеся  на далеком расстоянии от их места  жительства, в

некоторых детских  садах организуются специальные  группы для тех или других

категорий детей  с отклонениями в развитии. Специального оборудования,

необходимого для  работы в этих группах фактически не предусмотрено. Так же

дело обстоит  с приглашением дефектологов. Однако заведующие детскими садами и

опытные педагоги-практики прилагают большие усилия к тому, чтобы организовать

возможно более  продуктивную коррекционно-воспитательную работу и добиваются

несомненных успехов.

Значительная часть  детей со слабо выраженными отклонениями в развитии — дети

с задержкой психического развития, с легкой степенью умственной отсталости,

слабовидящие, слабослышащие, с нерезкими речевыми нарушениями  и негрубыми

недостатками опорно-двигательного  аппарата посещают обычные детские  сады.

Если эти дети не имеют грубых отклонений в поведении, то они обычно остаются

там до того времени, когда приходит пора поступать в  школу. Конечно, никакой

целенаправленной  коррекционно-воспитательной работы с  ними не проводится.

Педагоги обычных  детских садов к этому не подготовлены и не ставят перед

собой подобной задачи. Фактически это самая обделенная группа детей с

отклонениями в  развитии, поскольку именно они, своевременно получив

специальную помощь, могли бы значительно продвинуться в плане коррекции

своего дефекта.

Тем не менее следует  сказать, что нахождение ребенка  с отклонениями в

развитии в специальной  группе детского сада или просто в  обычном детском саду

имеет для него положительное значение. Оно обусловлено  его пребыванием в

коллективе сверстников, широкими возможностями общения  с ними, что важно для

социальной адаптации  и подготовки к дальнейшей жизни  и обучению. Ведь обычно

таким образом  детей готовят к поступлению  в специальную школу или школу

общего назначения. Лишь небольшая часть детей (преимущественно  с глубокой

умственной отсталостью) после пребывания в детском саду попадает в

интернатные учреждения Министерства социальной защиты или  возвращается в

семью.

Для всех категорий  детей с отклонениями в развитии в России "имеются

специальные школы  и школы-интернаты, а также специальные  классы, организуемые

при школах общего назначения. В них работают учителя  и воспитатели, часть из

которых имеет  дефектологическое образование. В  специальных школах и школах-

интернатах предусмотрено  наличие медицинских работников, специалистов по

массажу, лечебной физкультуре, слуховой работе, логопедов, которые проводят

там свои занятия. Имеются наборы специального оборудования, необходимого для

коррекции у детей  слуха, зрения, моторики, наборы речевых  игр и др.

В учебные программы  введены занятия, имеющие большое  коррекционно-развивающее

значение. Это ритмика, лечебная физкультура, домоводство  и социально-бытовая

ориентировка и  др.

В специальных  школах и школах-интернатах большое  внимание уделяется трудовому

обучению и воспитанию учащихся. Мы имеем в виду формирование навыков

Информация о работе Дети олигофрены