Дети олигофрены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:10, реферат

Краткое описание

педагогические основы детей олигофренов

Содержание

1. Причины возникновения отклонений в развитии у детей
2. Где воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии
3. Жизненные перспективы детей с отклонениями в развитии
4. Умственно отсталые дети
· Причины поражения коры головного мозга
· Дети–олигофрены
· Деменция
· Дебилы, имбецилы, идиоты
5. Принципы обучения детей с отклонениями развития

Вложенные файлы: 1 файл

дети олигофрены.docx

— 74.59 Кб (Скачать файл)

необычное, то, что  их привлекает. Произвольное запоминание  формируется у них

значительно позднее  — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.

Существенные отклонения имеются не только в познавательной деятельности, но и

в личностных проявлениях  умственно отсталых детей. У них  отмечается слабость

развития волевых  процессов. Эти дети часто бывают безынициативны,

несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять  воле другого человека.

Вместе с тем  некоторые дети могут проявить настойчивость  и

целеустремленность, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться

нужного результата.

Им свойственна  эмоциональная незрелость, недостаточная  дифференцированность и

нестабильность  чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер

проявлений радости, огорчения, веселья. Умственно отсталых дошкольников и

детей младшего школьного  возраста затрудняет понимание мимики и жестов,

выразительных движений людей, изображенных на картинке. У  этой категории

детей с отклонениями в развитии прослеживаются слабая выраженность и

кратковременность побуждений к деятельности. Самооценка и уровень притязаний

олигофренов чаще всего неадекватны. Дети склонны  переоценивать свои

возможности.

Перечисленные особенности  психической деятельности свойственны  не только

умственно отсталым детям. Многие из указанных черт отмечаются и у других

категорий детей  с отклонениями в развитии. Так, например, недоразвитие речи

обнаруживается  у детей с задержкой психического развития, со специфическими

речевыми дефектами, у слабослышащих, у педагогически  запущенных, у детей из

малокультурных  двуязычных семей и др. Недостач точная контактность ярко

выражена у аутичных детей, у тех, у кого

снижено слуховое восприятие и др. Так что только наличие у ребенка комплекса

своеобразных отклонений дает право поставить вопрос о  наличии у него

умственной отсталости.

Для продвижения  умственно отсталого ребенка  в общем развитии, в усвоении им

знаний, умений и  навыков необходимо специально организованное, коррекционно-

направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него

положительных возможностей. Для таких детей у нас в  стране созданы

специальные учебно-воспитательные учреждения: детские сады, школы, школы-

интернаты, классы коррекционно-развивающего обучения, где, как правило,

находятся дети с  диагнозом олигофрения в степени  дебильности. Часть детей

воспитывается и  обучается в домашних условиях, что  требует огромного труда и

больших материальных затрат.

В специальных  детских учреждениях, которые посещают дети с легкой степенью

умственной отсталости, процесс обучения ведется по специально разработанным

программам, методикам, учебникам, при небольшой наполняемости  групп или

классов.

В детских садах  содержание и методы коррекционно-воспитательной работы

заключаются в  проведении комплекса мер, направленных на развитие ребенка, на

сглаживание недостатков  психики умственно отсталого  ребенка, усугубляющих их

интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую и  социальную

несостоятельность. Предусматривается посильное овладение  дошкольниками

основными видами деятельности (игрой, рисованием, конструированием,

элементарным самообслуживанием  и трудом), что создает предпосылки  для

перехода к учебной  деятельности. Если ребенок живет  и воспитывается в

домашних условиях, то основные направления коррекционной  работы с ним должны

сохраняться и  постоянно реализоваться или  родителями, или приглашенными с

этой целью лицами.

Все умственно  отсталые дети дошкольного возраста имеют ярко выраженные

речевые недоразвития. В специальном детском саду проводятся систематические

занятия с логопедом  как фронтальные, так и индивидуальные. Приобретаемые

речевые навыки закрепляются на занятиях с педагогом и воспитателем.

Аналогичная работа должна осуществляться и в условиях домашнего воспитания

ребенка.

Ребенку легче  продвигаться в общем развитии, усваивать  необходимые умения и

навыки в том  случае, если он физически здоров. В  специальном детском саду за

здоровьем воспитанников  следит врач, который проводит постоянные наблюдения,

разнообразные осмотры, применяет необходимые медикаментозные  средства, дает

советы педагогам  и воспитателям относительно особого  режима дня для некоторых

воспитанников. Не следует лишать детей, воспитывающихся  дома, медицинского

обслуживания.

В специальных  школах, школах-интернатах и классах, где учатся умственно отсталые

дети, наряду с  прохождением определенной:

программы по общеобразовательным  предметам (русскому языку, математике,

географии и т.п.), формированием у них определенных умений и навыков,

существенное внимание уделяется трудовой подготовке, а  также ориентировке в

социально-бытовых  проблемах. На каждом уроке обязательно  ставятся и решаются

конкретные коррекционные  проблемы. Однако предусмотрены и  специальные

занятия, имеющие  коррекционную направленность. Например, логопедические,

лечебная физкультура.

Овладев в условиях школы некоторыми профессиональными  умениями и

определенными навыками труда, приобретя интерес к выполняемой  работе,

почувствовав свои возможности, увидев результаты своей  деятельности ученики

начинают верить в свои силы. Закончив школьное обучение они могут социально

адаптироваться  в обществе, в самостоятельной  жизни. Однако им нужны для этого

благоприятные условия: здоровая обстановка в трудовом коллективе.

Воспитывая ребенка  в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если

предполагается, что  он всю жизнь пробудет только в  семье, нигде не работая,

то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и  элементарного бытового

труда. Если возникают  другие перспективы, то надо заранее  готовить к ним

умственно отсталого  ребенка.

Как уже говорилось, умственная отсталость может наступить  в разные периоды

развития ребенка. В одних случаях, родители сразу  же после рождения малыша

знают, что в  семье появился ребенок с отклонениями в развитии. Уже с первых

дней жизни такой  ребенок и его родители должны получать квалифицированную

помощь и консультации врачей-специалистов. В других случаях  сразу распознать

умственную отсталость бывает невозможно (особенно, при некоторых  генетических

отклонениях). Тогда  практически только родители, в первую очередь мать, могут

заметить, что ребенок  имеет какие-то отклонения. Матери следует  обратиться к

врачам (педиатру, невропатологу) и рассказать им о  тех особенностях, которые

она заметила у  своего малыша. Чем раньше такому ребенку  будет поставлен

точный диагноз  и с ним начнут проводить коррекционную  работу, тем большего

продвижения в  развитии умственно отсталого ребенка  можно достичь.

Одним из основных направлений коррекционной работы с умственно отсталыми

дошкольниками и  младшими школьниками является формирование у них

положительного  отношения к контактам со взрослыми  и сверстниками. Надо дать

ребенку почувствовать, что его любят, ему рады, он не одинок. Родители должны

быть ласковы  со своим ребенком, доброжелательны, терпеливы и, вместе с тем,

требовательны и  строги, когда это необходимо.

Очень важно для  воспитания и социализации умственно  отсталого ребенка

развивать у него культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания и

элементарного бытового труда. Надо хвалить малыша, когда  он старается быть

опрятным, и не ругать, а помогать, если навык по какой-то причине

утрачивается.

Занимаясь с умственно  отсталым ребенком, родителям следует  воспитывать у него

интерес к окружающему  и происходящему, учить не отвлекаться  от занятий,

работать целенаправленно. Не менее значимым аспектом в воспитании ребенка

является стимуляция его сенсорного развития, которое  служит основой для

формирования речи, развития инициативы, целенаправленной деятельности,

эмоциональных реакций. Для этого родителям целесообразно  проводить с ребенком

игры, направленные на знакомство с формой, величиной, цветом предметов,

обучение его  простым действиям с ними. Рекомендуется  учить ребенка понимать

такие слова, как  «квадрат», «круг», «форма», «красный», «синий», «цвет»,

«одинаковый», «большой», «маленький» и др. Причем, на начальных  этапах не

надо требовать  от ребенка запоминания и самостоятельного употребления этих

слов.

Зная о том, что  ведущим видом деятельности у  дошкольников является игра,

родители должны стараться вызвать у ребенка  интерес к ней или просто к

игровым действиям. Надо показать малышу заинтересованность взрослых в игре с

ним. Желательно, чтобы  у ребенка были разные игрушки  — куклы, машинки,

пирамидки, кубики, мозаика и другие.

Необходимо также  учить дошкольника наблюдать  за деятельностью окружающих их

взрослых: как мама моет посуду, убирает квартиру. Нужно  привлекать его к

выполнению несложных  поручений, к тому, чтобы он помогал  в той или другой

работе. Все это  будет способствовать развитию ребенка, формированию у него

положительных черт характера.

Умственно отсталые дети не должны быть изолированы от своих нормально

развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они расширяют  свой социальный

опыт, у них появляется чувство товарищества, взаимопомощи,

доброжелательность. Общение с нормально развивающимися детьми — это одна из

ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Родителям

следует это всячески поощрять, за исключением общения  с детьми с асоциальным

поведением. Следует  заметить, что для нормально развивающихся  детей общение с

умственно отсталым ребенком не принесет вреда. Напротив, оно будет

способствовать  формирований! доброго отношения, желания  помочь товарищу.

Информация о работе Дети олигофрены