Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:10, реферат
педагогические основы детей олигофренов
1. Причины возникновения отклонений в развитии у детей
2. Где воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии
3. Жизненные перспективы детей с отклонениями в развитии
4. Умственно отсталые дети
· Причины поражения коры головного мозга
· Дети–олигофрены
· Деменция
· Дебилы, имбецилы, идиоты
5. Принципы обучения детей с отклонениями развития
необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них
значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.
Существенные отклонения имеются не только в познавательной деятельности, но и
в личностных проявлениях умственно отсталых детей. У них отмечается слабость
развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны,
несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека.
Вместе с тем некоторые дети могут проявить настойчивость и
целеустремленность, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться
нужного результата.
Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и
нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер
проявлений радости, огорчения, веселья. Умственно отсталых дошкольников и
детей младшего школьного возраста затрудняет понимание мимики и жестов,
выразительных движений людей, изображенных на картинке. У этой категории
детей с отклонениями в развитии прослеживаются слабая выраженность и
кратковременность побуждений к деятельности. Самооценка и уровень притязаний
олигофренов чаще всего неадекватны. Дети склонны переоценивать свои
возможности.
Перечисленные особенности психической деятельности свойственны не только
умственно отсталым детям. Многие из указанных черт отмечаются и у других
категорий детей с отклонениями в развитии. Так, например, недоразвитие речи
обнаруживается
у детей с задержкой
речевыми дефектами, у слабослышащих, у педагогически запущенных, у детей из
малокультурных двуязычных семей и др. Недостач точная контактность ярко
выражена у аутичных детей, у тех, у кого
снижено слуховое восприятие и др. Так что только наличие у ребенка комплекса
своеобразных отклонений дает право поставить вопрос о наличии у него
умственной отсталости.
Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им
знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно-
направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него
положительных возможностей. Для таких детей у нас в стране созданы
специальные учебно-воспитательные учреждения: детские сады, школы, школы-
интернаты, классы коррекционно-развивающего обучения, где, как правило,
находятся дети с
диагнозом олигофрения в
воспитывается и обучается в домашних условиях, что требует огромного труда и
больших материальных затрат.
В специальных детских учреждениях, которые посещают дети с легкой степенью
умственной отсталости, процесс обучения ведется по специально разработанным
программам, методикам, учебникам, при небольшой наполняемости групп или
классов.
В детских садах содержание и методы коррекционно-воспитательной работы
заключаются в проведении комплекса мер, направленных на развитие ребенка, на
сглаживание недостатков психики умственно отсталого ребенка, усугубляющих их
интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую и социальную
несостоятельность.
Предусматривается посильное
основными видами деятельности (игрой, рисованием, конструированием,
элементарным
перехода к учебной деятельности. Если ребенок живет и воспитывается в
домашних условиях, то основные направления коррекционной работы с ним должны
сохраняться и постоянно реализоваться или родителями, или приглашенными с
этой целью лицами.
Все умственно отсталые дети дошкольного возраста имеют ярко выраженные
речевые недоразвития. В специальном детском саду проводятся систематические
занятия с логопедом как фронтальные, так и индивидуальные. Приобретаемые
речевые навыки закрепляются на занятиях с педагогом и воспитателем.
Аналогичная работа должна осуществляться и в условиях домашнего воспитания
ребенка.
Ребенку легче продвигаться в общем развитии, усваивать необходимые умения и
навыки в том случае, если он физически здоров. В специальном детском саду за
здоровьем воспитанников следит врач, который проводит постоянные наблюдения,
разнообразные осмотры,
применяет необходимые
советы педагогам и воспитателям относительно особого режима дня для некоторых
воспитанников. Не следует лишать детей, воспитывающихся дома, медицинского
обслуживания.
В специальных школах, школах-интернатах и классах, где учатся умственно отсталые
дети, наряду с прохождением определенной:
программы по общеобразовательным предметам (русскому языку, математике,
географии и т.п.),
формированием у них
существенное внимание уделяется трудовой подготовке, а также ориентировке в
социально-бытовых проблемах. На каждом уроке обязательно ставятся и решаются
конкретные коррекционные проблемы. Однако предусмотрены и специальные
занятия, имеющие коррекционную направленность. Например, логопедические,
лечебная физкультура.
Овладев в условиях школы некоторыми профессиональными умениями и
определенными навыками
труда, приобретя интерес к
почувствовав свои возможности, увидев результаты своей деятельности ученики
начинают верить в свои силы. Закончив школьное обучение они могут социально
адаптироваться в обществе, в самостоятельной жизни. Однако им нужны для этого
благоприятные условия: здоровая обстановка в трудовом коллективе.
Воспитывая ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если
предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая,
то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового
труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним
умственно отсталого ребенка.
Как уже говорилось, умственная отсталость может наступить в разные периоды
развития ребенка. В одних случаях, родители сразу же после рождения малыша
знают, что в семье появился ребенок с отклонениями в развитии. Уже с первых
дней жизни такой ребенок и его родители должны получать квалифицированную
помощь и консультации врачей-специалистов. В других случаях сразу распознать
умственную отсталость бывает невозможно (особенно, при некоторых генетических
отклонениях). Тогда практически только родители, в первую очередь мать, могут
заметить, что ребенок имеет какие-то отклонения. Матери следует обратиться к
врачам (педиатру, невропатологу) и рассказать им о тех особенностях, которые
она заметила у своего малыша. Чем раньше такому ребенку будет поставлен
точный диагноз и с ним начнут проводить коррекционную работу, тем большего
продвижения в развитии умственно отсталого ребенка можно достичь.
Одним из основных
направлений коррекционной
дошкольниками и младшими школьниками является формирование у них
положительного отношения к контактам со взрослыми и сверстниками. Надо дать
ребенку почувствовать, что его любят, ему рады, он не одинок. Родители должны
быть ласковы со своим ребенком, доброжелательны, терпеливы и, вместе с тем,
требовательны и строги, когда это необходимо.
Очень важно для воспитания и социализации умственно отсталого ребенка
развивать у него
культурно-гигиенические
элементарного бытового труда. Надо хвалить малыша, когда он старается быть
опрятным, и не ругать, а помогать, если навык по какой-то причине
утрачивается.
Занимаясь с умственно отсталым ребенком, родителям следует воспитывать у него
интерес к окружающему и происходящему, учить не отвлекаться от занятий,
работать целенаправленно. Не менее значимым аспектом в воспитании ребенка
является стимуляция его сенсорного развития, которое служит основой для
формирования речи, развития инициативы, целенаправленной деятельности,
эмоциональных реакций.
Для этого родителям
игры, направленные на знакомство с формой, величиной, цветом предметов,
обучение его простым действиям с ними. Рекомендуется учить ребенка понимать
такие слова, как «квадрат», «круг», «форма», «красный», «синий», «цвет»,
«одинаковый», «большой», «маленький» и др. Причем, на начальных этапах не
надо требовать
от ребенка запоминания и
слов.
Зная о том, что ведущим видом деятельности у дошкольников является игра,
родители должны стараться вызвать у ребенка интерес к ней или просто к
игровым действиям. Надо показать малышу заинтересованность взрослых в игре с
ним. Желательно, чтобы у ребенка были разные игрушки — куклы, машинки,
пирамидки, кубики, мозаика и другие.
Необходимо также учить дошкольника наблюдать за деятельностью окружающих их
взрослых: как мама моет посуду, убирает квартиру. Нужно привлекать его к
выполнению несложных поручений, к тому, чтобы он помогал в той или другой
работе. Все это будет способствовать развитию ребенка, формированию у него
положительных черт характера.
Умственно отсталые дети не должны быть изолированы от своих нормально
развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они расширяют свой социальный
опыт, у них появляется чувство товарищества, взаимопомощи,
доброжелательность.
Общение с нормально
ступеней социальной
адаптации ребенка с
следует это всячески поощрять, за исключением общения с детьми с асоциальным
поведением. Следует
заметить, что для нормально
умственно отсталым ребенком не принесет вреда. Напротив, оно будет
способствовать формирований! доброго отношения, желания помочь товарищу.