Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:10, реферат
педагогические основы детей олигофренов
1. Причины возникновения отклонений в развитии у детей
2. Где воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии
3. Жизненные перспективы детей с отклонениями в развитии
4. Умственно отсталые дети
· Причины поражения коры головного мозга
· Дети–олигофрены
· Деменция
· Дебилы, имбецилы, идиоты
5. Принципы обучения детей с отклонениями развития
или на основе тактильно-вибрационных ощущений. Таким образом глухие школьники
«слушают» звучащие предметы. Определенную роль играют также технические
средства обучения — звукоусиливающие аппараты, оптические приборы.
В школе для умственно отсталых детей при использовании принципа наглядности
обычно акцентируются приемы, объединяюших; чувственное и рациональное познание.
Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение
придается не только речи учителя, которая должна быть четкой и немно
гословной, но и речи самих учеников. Учащиеся постоянно побуждаются к речевым
высказываниям, основаниями для которых служат в начальных классах
преимущественно реальные объекты, их объемные или плоскостные изображения. При
работе с наглядными пособиями имеется также в виду коррекция своеобразных черт
зрительного восприятия, свойственных умственно отсталым детям, таких как
замедленность, узость, недостаточная активность, слабая дифференцированность.
Позднее все большее значение приобретает схематическая наглядность,
способствующая обобщению учебного материала, установлению определенных
закономерностей.
Реализация принципов научности, систематичности и доступности требует
четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями
учеников. Для специальной школы каждого типа подбирается учебный материал
определенного содержания
и соответственным образом
своеобразно построены программы и учебники для специальных школ.
Так, в школах для глухих существенно замедлен темп обучения в младших
классах. Это объясняется тем, что на ранней стадии обучения школьники только
овладевают словесной речью, необходимой для усвоения других учебных курсов,
изучения различных дисциплин. В старших классах обучение идет более быстро. В
общем учащиеся осваивают программу массовой школы, но делают это за более
длительный срок по сравнению со слышащими детьми.
В школе для умственно отсталых детей вся система предлагаемых ученикам знаний
значительно упрощена. Объем учебного материала резко сокращен за счет
исключения теоретических предпосылок и сложных правил. В программы не
включены химия, физика, иностранный язык и ряд других предметов. Учащиеся
этой школы получают образование, которое не может быть приравнено к
цензовому. Вместе с тем принципы научности, систематичности и доступности
приобретаемых ими знаний сохраняются, хотя и реализуются на сниженном уровне.
Принцип прочности усвоения знаний и способов деятельности также
по-разному реализуется в каждом типе специальной школы. Этот принцип
предполагает работу, направленную преимущественно на закрепление знаний, на
включение их в определенные системы, на использование различным образом
организованных повторений пройденного. Всегда имеются в виду вариативные
повторения, дающие
возможность более глубоко
закрепить его в памяти. При этом не отвергаются его многократные повторения,
однако им не отводится решающего места. Большое внимание уделяется развитию
произвольной памяти и обучению детей способам логического запоминания.
Широко применяется принцип сравнения. Конечно, во всех случаях и во всех
специальных шкалах применяется вербализация учебного материала и способов
деятельности.
При обучении всех категорий детей с отклонениями в развитии исключительно
большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся,
который реализуется на всех этапах работы со школьниками от первого класса до
последнего. Выполнение этого принципа требует от учителя знаний об
особенностях, присущих каждому ученику. Применение данного принципа несколько
облегчается за счет малой наполняемости классов, наличием индивидуальных
занятий коррекционного плана (лечебная физкультура, слуховая и логопедическая
работа, упражнения на тренажерах и др.). Принцип индивидуального подхода к
ученикам — один из основных принципов коррекционной педагогики. Без его
соблюдения немыслима работа специальной школы.
Крайне важен и дифференцированный подход к группам школьников,
обучающимся в одном и том же классе, объединенным на основе типологических
особенностей познавательной деятельности, учета уровня и темпа обучаемости
детей. Так, например, в школе для умственно отсталых учеников в начальных
классах есть учащиеся, которые могут пересказывать простые тексты, опираясь на
серию соответствующих картинок. Наглядные опоры помогают детям самостоятельно
восстановить в памяти изложенный материал в данном порядке. Другие дети более
продуктивно работают, отвечая на вопросы, которые задает учитель. Серия
картинок помогает им пересказывать текст лишь очень незначительно. Естественно,
что с учениками этих двух групп следует по-разному организовывать работу.
Следует специально подчеркнуть, что специальное обучение ставит перед собой
цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории
детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно,
преодоление.
1. Гаврилушкина. О. Об организации воспитания
детей с недостатками умственного развития // журнал «Дошкольное воспитание».
1998. № 2. с. 67.
2. Ермолаева, М.В., Психологические рекомендации и
методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство
«Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.
— 176 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
3.
Зейгарник Б.В. Психология
патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга — М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 — 352 с. (Серия «Психологи
отечества»).
4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с
отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный
институт, 1998. — 104 с.