Динамика развитития детской инвалидности в рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:58, реферат

Краткое описание

До 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих  право на получение социального  пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы».
Люди, не имевшие определенного трудового  стажа, не получали пенсий, а могли  рассчитывать только на пособия. В число получателей пособий входили лица, которые по достижении 16 лет в силу физических и/или психических ограничений были неспособны к труду. Их называли «инвалидами с детства».

Содержание

1. Динамика и основные причины детской инвалидности – стр 2

2. О некоторых мерах, реализуемых Правительством Российской Федерации
в части обеспечения прав детей-инвалидов и их социальной защиты – стр 3

3. Наиболее острые проблемы детской инвалидности – стр 12

Вложенные файлы: 1 файл

детская инвалидность.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Реализация  мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" позволит продолжить совершенствование  государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской  помощи женщинам и детям, добиться к 2011 году снижения показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте до 17 лет.

Планируется также внедрить новые реабилитационные технологии, увеличить количество детских  реабилитационных центров и укрепить их материально-техническую базу, привить детям-инвалидам профессиональные навыки и создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей-инвалидов.

Оценка  реализации направления "Семья с  детьми-инвалидами" к 2011 году будет  контролироваться по следующим показателям:

  • удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов - 43,1 процента;
  • удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами - 25,2 процента.

Планируется достигнуть экономии затрат федерального бюджета за счет:

  • предотвращения получения детьми инвалидности вследствие проведения скрининга новорожденных и соответствующих профилактических мероприятий;
  • уменьшения количества детей школьного возраста, получающих инвалидность;
  • уменьшения количества детей школьного возраста, переходящих в 3-ю группу здоровья из 2-й группы;
  • увеличения количества детей школьного возраста, переходящих в 1-ю группу здоровья из 2-й группы;
  • увеличения относительной доли детей, оставшихся без попечения родителей, направляемых на воспитание в семьи граждан;
  • уменьшения числа правонарушений несовершеннолетних и снижения количества подростков, направляемых в исправительные учреждения.

Увеличение  численности трудоспособного населения  может быть достигнуто за счет:

  • уменьшения количества инвалидов (скрининг, профилактическая работа с детьми школьного возраста 2-й группы здоровья);
  • возможности работать для родителей, чьи дети не стали инвалидами;
  • возможности работать для родителей вследствие проведения в отношении их детей-инвалидов реабилитационных мероприятий;
  • возможности трудоустроиться детям-инвалидам по достижении соответствующего возраста и вследствие проведения реабилитационных мероприятий;
  • уменьшения количества подростков, попадающих в исправительные учреждения.

По  мнению разработчиков Программы  предполагается, что средства, направленные на реализацию Программы, окупятся к ее окончанию. В 2011 году экономический эффект от реализации Программы составит около 19 млрд. рублей. В последующие 10 лет экономический эффект от реализации Программы будет возрастать и в 2020 году составит около 29 млрд. рублей в год. Численность населения, сохранившего трудоспособность в результате реализации Программы, к 2020 году составит около 230 тыс. человек.

Предполагается, что реализация мероприятий Программы позволит:

  • улучшить качество жизни и здоровье детей;
  • повысить качество и доступность социальных услуг для семей с детьми, в первую очередь для семей с детьми-инвалидами;
  • усовершенствовать государственную систему социальной защиты и поддержки несовершеннолетних в целях обеспечения оказания экстренной и оперативной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также выполнения долговременной последовательной работы по поддержке детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Таким образом, выполнение комплекса мероприятий  Программы должно способствовать, в частности, профилактике детской инвалидности и улучшению качества жизни детей-инвалидов и семей с детьми инвалидами.

В то же время выделяемых на реализацию программы  финансовых средств недостаточно с  точки зрения обеспечения полного охвата государственной поддержкой и реабилитацией детей-инвалидов в Российской Федерации.

В настоящее  время реализуется также федеральная  целевая программа «Развитие  образования на 2006-2010 годы», предусматривающая  принятие мер для расширения возможностей получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличения количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование).

В 2005 году утверждена федеральная целевая программа  «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»1.

В рамках указанных выше программ удалось  добиться некоторых позитивных изменений  в вопросе реализации права детей-инвалидов  инвалидов на образование.

Для обучения детей  с ограниченными возможностями  здоровья создана дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя: дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида или специальные (коррекционные) группы при дошкольных образовательных учреждениях общего вида; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии при образовательных учреждениях общего вида; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Развивается сеть специальных учреждений профессионального  образования, внедряются новые технологии и методики профессионального обучения людей с ограниченными возможностями в обычных учреждениях среднего профессионального образования и вузах.

Большое значение имеет внедрение новых  технологий. Современные методы диагностики  позволяют выявлять большинство  отклонений в развитии ребенка в  возрасте до 3-х лет. При этом специальные коррекционно-педагогические программы помощи детям раннего возраста позволяют улучшить развитие ребенка, дают возможность в последствии обучаться в обычной, а не специальной школе.

В 1999 году по решению коллегии Минобразования России, посвященной вопросам совершенствования специального образования, акцент в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья был перенесен на дошкольный возраст. На заседании коллегии была одобрена Концепция реформирования системы специального образования, предусматривающая создание единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста.

В целях  разработки и внедрения государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи на базе Института коррекционной педагогики Российской академии образования с 1 января 2000 г. Минобразованием России создано государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» В настоящее время в субъектах Российской Федерации уже существует 16 центров раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии.

По  состоянию на 1 января 2006 года в системе  дошкольных образовательных учреждений работа по обучению, воспитанию и коррекции  ведется в 10,474 тыс. детских садах  и группах компенсирующего вида с 447,2 тыс. детей. Из них детских садов  и групп для детей:

  • с нарушением слуха – 158 (5,2 тыс. чел.);
  • с нарушением речи (при сохраненном слухе) – 7549 (272,5 тыс. чел.);
  • с нарушением зрения – 539 (37,3 тыс. чел.);
  • для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) – 270 (12,7 тыс. чел.);
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата – 586 (39,3 тыс. чел.);
  • санаторного типа для детей с туберкулезной интоксикацией – 872 (46,5 тыс. чел.);
  • других профилей 559 (33,8 тыс. чел.).

По  информации Минобрнауки России сеть специальных (коррекционных) образовательных  школ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии включает в себя 8 видов общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с физическими и умственными недостатками, а также общеобразовательных школ индивидуального обучения детей-инвалидов на дому. Всего их в 2005/2006 учебном году по данным Федеральной службы статистики было 1946 с общим контингентом обучающихся свыше 236 тыс. человек (более 20 из них - школы индивидуального  
обучения)2. Обучение и коррекция развития в данных учреждениях реализуется по 15 учебным программам.

Предусмотрена возможность обучения детей с  выраженной умственной отсталостью  и детей с множественными нарушениями  в условиях образовательных учреждений. Ранее такие дети направлялись только в учреждениях системы социального  развития.

Учитывая  общемировой подход к совместному  обучению детей с ограниченными  возможностями здоровья и нормально  развивающихся сверстников, в России в последние годы усиливается  процесс развития интеграционного (инклюзивного) образования.

Долгое  время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.

Внедрение инклюзивного образования позволяет  менять отношение общества к инвалидам на более позитивное, разрушать отчужденность. Инклюзивное образование позволяет осуществлять непрерывное образование. В 2001 году Минобразования России, Институт коррекционной педагогики РАО и Московское бюро ЮНЕСКО провели Международную научно-практическую конференцию по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. На конференции была принята Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), которая основана на принципах: интеграции через раннюю диагностику; обязательной коррекционной помощи каждому ребенку; разноуровневые модели интеграции.

Уже накоплен опыт внедрения интегрированного образования  в практику. В настоящее время  почти 1,5 тысячи детей с нарушениями слуха обучаются вместе с нормально слышащими детьми.

Кроме того, свыше 100 тыс. детей, имеющих легкие нарушения звукопроизношения или  письменной речи, посещают почти 5 тыс. логопедических пунктов при общеобразовательных  учреждениях. Комплектование образовательных учреждений (групп, классов), в которых ведется обучение, воспитание и коррекция развития детей с ограниченными возможностями во многом зависит от качества работы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Общее количество постоянно работающих и периодически создаваемых ПМПК составляет более 1400.

В специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных  учреждениях (школах и школах-интернатах) в 2005/2006 учебном году обучалось более 188,8 тыс. человек, в том числе: в классах для умственно отсталых детей – 26,7 тыс. чел., в классах для детей с задержкой психического развития – 149 тыс. чел. Специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в которых ребенок может получать образование, создаются территориально приближенными к месту его жительства, что ведет к сокращению интернатных учреждений для данной категории детей.

Необходимо  отметить, что для успешного развития детей-инвалидов, создания условий  их интеграции в общество важную роль играет семейное воспитание. В связи с этим политика государства направлена на поддержку семей, имеющих детей инвалидов и создания условий, позволяющих воспитывать детей не в интернатных учреждениях, а в семье.

Тем не менее, в России на 1 января 2006 года в 254 домах ребенка находилось 20,6 тыс. детей, функционировало 1373 школы-интерната для детей с отклонениями в развитии, (в которых обучалось 167 тыс. детей), из них 224 школы-интерната для детей с отклонениями в развитии – сирот (в которых обучалось 20,6 тыс. детей).

В связи  с новыми социальными требованиями к системе образования повышается значимость деятельности по психологическому обеспечению образования.

Создана служба практической психологии на всех уровнях системы образования (от дошкольного до высшего), которая призвана оказывать первичную и специализированную помощь участникам образовательного процесса, осуществляет их психологическое просвещение, профилактику, диагностику, коррекцию, консультативную деятельность.

Деятельность  службы основывается на принципах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, индивидуальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии, сотрудничества семьи и школы. Служба является основой объединения действий педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Решение данных проблем возложены на образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В настоящее время функционирует почти 900 данных учреждений.

Нужно также отметить, что подготовка специалистов для системы специального (коррекционного) образования ведется на факультетах или отделениях коррекционной педагогики (дефектологии) в 33 вузах страны и 17 образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Информация о работе Динамика развитития детской инвалидности в рф