Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:29, диссертация
Материалом для формирования личного бессознательного становится прошлое индивида. Эта формулировка аналогична фрейдовскому понятию бессознательного. Личное бессознательное состоит из болезненных и подавленных воспоминаний, а также незначительных воспоминаний, просочившихся из области сознания. Личное бессознательное содержит в себе части личности, которые никогда не доходят до сознания.
Архетип “Тень” – это оставшаяся за порогом сознания бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник. В рекламе к архетипу Тени я бы отнесла “кариозных монстров” или бактерий, вызывающих неприятный запах, из телерекламы нового поколения дезодорантов “Rexona”.
Архетип “Мать” выражает вечную и бессмертную
бессознательную стихию. Этот архетип
имеет множество аспектов, но нас интересует
его смысл как “богиня, особенно, мать
бога, дева (как помолодевшая мать, например,
Деметра и Кора)”. Как пишет Е. М. Мелетинский, тип Коры (Персефоны) как мифологической
“дочери” Юнг анализирует вместе с образом
Деметры как своеобразную пару мать-дочь,
играющую особую роль в женских культах.
Мать и дочь здесь мыслятся как выражение
смены поколений. На мой взгляд, проявлением
этого архетипа можно назвать телевизионную
рекламу, в которой молодая женщина советует
свекрови Инессе Михайловне, каким стиральным
порошком следует пользоваться. Также
вариант использования архетипа матери
– реклама кофе “Ruscafe” («Сделано с любовью»),
в которой сын радуется приходу матери и
они вместе пьют кофе.
“Архетип "Анима"”
для мужчин и “Анимус” для
женщин воплощают бессознательное начало
личности, выраженное в образе противоположного
пола. Анима – архетип, суммирующий все
высказывания бессознательного. Он связывает
человеческое “Я” с его внутренним миром;
Юнг также увязывает Анима с “двуполостью”
в первобытных мифах, с китайскими янь и инь и
т. д. Анима – это душа.
По Юнгу, персона –
“идеальный образ мужчины, каким
он должен быть”. Но внутри его анима противостоит
персоне и проецируется на женщин. Мужчина
выбирает именно ту женщину, которая бы
соответствовала бессознательной части
его души. И наоборот. Именно поэтому, на
мой взгляд, в рекламе наиболее ярко проявляются гендерные
Юнг указывает и на другой класс архетипов – архетипы трансформаций в виде типичных ситуаций, мест, путей и средств, которые символизируют тип трансформации.
Архетипы, по Юнгу – это составляющие
коллективного бессознательного. «Неотъемлемым
признаком коллективных образов…является
«космичность»,
а именно – соотнесенность образов сновидений
и фантазий с космическими качествами,
каковы временная и пространственная
бесконечность, ненормальные скорости
и масштаб движения, «астрологические»
взаимосвязи,…лунарные и солярные аналогии,
существенные изменения телесных пропорций
и т. д.» {Юнг Г. К. "Психология
бессознательного"}. Это касается и изменения
телесных пропорций. Можно привести одну
важную деталь. Образы коллективного
Юнг рассматривает еще один архетип – архетип целостности.
Он выражается в форме круга. Данный архетипический мотив
Юнг раскрывает на примере мандалы. «Санскритское
слово мандала означает «круг» в самом
общем смысле… В тибетском буддизме этой
фигуре надлежит значение культового
инструмента…, который должен поддерживать
медитацию и концентрацию…благодаря
тому, что при этом конструируется некая
центральная точка…» - Юнг Г. К. "Психология
бессознательного". Таким образом, круг – это архетип
центра мира. Согласно своей теории, что
архетипы выражают ступени процесса индивидуации и
описывают бессознательные душевные события
в образах внешнего мира, Юнг полагает,
что предмет мандалы – Самость. Архетип
круга используется, например, в фирменнгой эмблеме
автомобилей «Мерседес». Здесь это символ
поступательного движения вперед, к центру
мира (имеет место сходство с колесом).
Кроме того, эмблему можно рассмотреть
и как трехконечную звезду – символ трех
стихий (вода, земля, небо), в которых работают
товары компании.
Юнг также выделял архетип героя, спасителя. Он связан с мифом о герое-спасителе и освободителе, высшей точкой этого мифа является идея Христа-Спасителя. Дохристианский миф – о герое, съеденным чудовищем, но победившем его и чудесным образом появившемся вновь. В. Пропп выделил связь данных мифов с ритуалом инициации, что нашло свое отражение в волшебных сказках. Испытания, через которые проходит культурный герой или другие персонажи архаических мифов, могут интерпретироваться как своеобразные мистериальные испытания, путем которых герой приобретает мудрость для себя и для человечества, или какие-либопервопредметы. Еще более отчетливо мистериальные «страсти» выступают в культовых для аграрных народов мифах об умирающих и воскресающих богах (Осирисе, Адонисе и т. д.) или героях. Ритуалистические теории начала 20 века (Д. Д. Фрэзер и его последователи) в известной степени сводили миф к ритуалу, что позволяет считать цикличность универсальной чертой мифологического, архаического сознания. Рассматривая инициационные и другие ритуалы, можно сказать, что возвышенные эмоции аудитории возникали в процессе ритуальной церемонии, например с танцами, музыкой, гимнами; все это служило для возвышения индивида до идентификации с героем. Той же цели служит серия рекламных роликов компании "J7" («быть героем может каждый»), в которых «зрители» смотрят на приключения участников проекта «Последний герой» и пытаются их повторить, а помогает им в этом «энергия» сока "J7". Мифологема спасителя используется и в рекламе, когда женщину спасает от головной боли (которая изображена в виде ада) «спаситель»-лекарственное средство.
Информация о работе К.Г.Юнг и аналитическая психология. Бессознательное и архетипы