Клинические формы ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:58, реферат

Краткое описание

Рассмотрены все формы ДЦП с подробным описанием и комплексом ЛФК для каждой формы.
Поскольку ДЦП является собирательным термином, объединяющим последствия повреждения развивающегося мозга различными неблагоприятными факторами, то и клинические проявления церебрального паралича разнообразны. Тем не менее, в результате действия совершенно разных по природе повреждающих факторов в тот или иной период развития мозга формируются во многом сходные нарушения мозговых функций.

Вложенные файлы: 1 файл

дцп.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)
  • спастической диплегии;
  • атонически-астатической форме;
  • гемипаретической форме;
  • гиперкинетической форме.

Противопоказания:

  • двойная гемиплегия;
  • судорожные приступы 3-4 раза в месяц, стойкое снижение порога судорожной активности на ЭЭГ;
  • патология поведения и эмоционально-волевых реакций;
  • подвывих и вывих тазобедренных суставов;
  • дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника, грыжа Шморля;
  • грыжи (паховые, пахово-мошоночные, пупочные и др.);
  • тяжелые соматические заболевания (пороки сердца, хронические заболевания почек, поджелудочной железы, обострение язвы желудка);
  • выраженный гипертензионно-гидроцефальный синдром (повышение АД более 140 и 90 мм.рт.ст), а также гипотония;
  • ОРВИ и другие острые инфекционные заболевания.

4. КУРСЫ ЛЕЧЕНИЯ

Курс лечения - 15-20 дней, повторяют до 5-7 раз в течение  года в зависимости от показаний. Первоначально больной находится в костюме до 20-30 минут. Постепенно время увеличивают до 1,5-2 часов в день с перерывами по 5-10 минут (в зависимости от индивидуальной переносимости).

5.  ПОДГОТОВКА  К  ЗАНЯТИЯМ  ЛЕЧЕБНОЙ  ГИМНАСТИКОЙ

  • При применении ЛК необходимо использовать ортопедические приспособления для исправления порочных положений частей тела (обувь, головодержатель и пр.).
  • Перед надеванием ЛК необходимо одеть ребенка в спортивную хлопчатобумажную форму (футболка и трико).
  • Перед занятием опорожнить мочевой пузырь и кишечник (использовать памперсы для детей с энурезом, применять маску при слюнотечении).
  • При выполнении упражнений не задерживать дыхание, выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
  • Следить за появлением признаков утомления.
  • Занятия начинать  не ранее, чем через час после еды.

6. МАССАЖ

Перестройка патологического  двигательного стереотипа крайне сложна, и для ускорения этого процесса необходимо как можно  более интенсивное  первоначальное расслабление спазмированных мышц, и лишь затем -  применение устройства,  влияющего на их деятельность. 
В свою очередь гипотоничные мышцы должны быть стимулированы к деятельности с помощью массажа. Поэтому перед применением ЛК “Адели” и Гравистат проводят подготовительный дифференцированный массаж по методике   К. А. Семеновой. Кроме того, возможно применение:

  • сухой гидромассажной ванны;
  • массажа с применением рефлекторно-сегментарных методов;
  • вибромассажа;
  • магнитного одеяла;
  • укладок;
  • массажа с помощью массажных мячей и валиков.

Вид массажа подбирается  по показаниям в соответствии с формой ДЦП.

7. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ В ЛЕЧЕБНЫХ КОСТЮМАХ

Занятия лечебной гимнастикой  в лечебном костюме проводятся по общим принципам (вводная, основная и заключительная часть). Занятие состоит из дыхательных и специальных упражнений. Занятия проводят по 1, 2 и 3 режимам. Продолжительность - от 10 до 40 минут.

  • Формирование правильной схемы тела, навыков прямостояния, сохранения равновесия.
  • Выработка естественной схемы движения конечностей при обучении   ходьбе.
  • Обучение синхронным движениям рук и ног при ходьбе.
  • Обучение методам безопасного падения.
  • Обучение правильному перемещению стоп при ходьбе в лечебном костюме  
  • (перекат с пятки на носок).

Дыхательные упражнения. Покачивание на мяче в положении на животе, бедра разведены в стороны. Покачиваем мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны по диагонали, по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Похлопать раскрытой кистью по мячу.

  1. Покачивание на мяче в положении на животе с отталкиванием стопами от поверхности пола.  следить, чтобы ребенок наступал на пятку.
  2. Покачивание на 2-х мячах. При покачивании на мяче старайтесь, чтобы ребенок  выставлял перед собой руки, раскрывая кисти.
  3. Прокатывание на мяче с лишением опоры верхней части туловища, в руках – гимнастическая палочка. Осторожно потягиваем за палочку вперед и вверх.
  4. Прокатывание на физиоролле в положении на животе по коврику со следочками для кистей рук
  5. Покачивание на мяче в положении на боку.
  6. Покачивание в положении на спине в различных направлениях, постепенно увеличивая размах движения.
  7. Покачивание на мяче в положении на четвереньках (с лишением равновесия).
  8. Ползание по наклонной плоскости на животе, на спине, перекат “бревнышком”.   
  9. Упражнение на сопротивление - отталкивание от мяча. Ребенок отталкивает мяч ногами, тренируя опорность стоп.
  10. Покачивание на надувном бревне в положении сидя верхом (следить за тем, чтобы ребенок  полностью нагружал стопу).
  11. Прыжки и ходьба по батуту.
  12. Прокатывание в надувном цилиндре.
  13. Упражнения в сухом бассейне (имитация плавания на животе, на спине, повороты туловища, кувырки, прокатывание и вращение на спине и животе).

 

10. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СТОЯНИЯ И ОБУЧЕНИЕ  ХОДЬБЕ

Контроль за положением головы, вертикальным, симметричным положением туловища с опорой на полную ступню (у шведской стенки на горизонтальных брусьях).  Стоять, сохраняя равновесие. 
Исходное положение -  стоя с поддержкой (со страховкой) у шведской стенки, держась руками за перекладину на уровне талии. 
1. Опора на полную ступню. 
2. Перенос тяжести тела с ноги на ногу (фиксируя пятку). 
3. Приставные шаги вправо и влево. 
4. Поочередно стоять на одной ноге. 
5. Поочередное выставление правой и левой ступни на нижнюю планку шведской     стенки с постепенным подъемом  на следующую планку. 
6. Сохранение равновесия у шведской стенки с открытыми и закрытыми глазами поочередно. 
Исходное положение - стоя со страховкой: 
1. Ходьба на месте. 
2. Ходьба по ребристой доске. 
3. Ходьба по массажной дорожке. 
4. Ходьба с препятствиями, перешагивая через палочки. 
5. Ходьба по черте. 
6. Ходьба по следочкам (на коврике). 
7. Ходьба по зыбкой, мягкой поверхности (по мату, батуту). 
8. Шаговые движения за управляемой движущейся тележкой, тележкой с подвесным мячом (стремясь наступить на мяч). 
9. Отработка более быстрого темпа движений в ходьбе. 
10. Самостоятельная ходьба с минимальной страховкой.

Упражнения на тренажерах: 
1. Тренажер, имитирующий ходьбу. Следить за осанкой. Страховка. 
2. Отработка фаз шага на беговой дорожке. Следить за вертикальной и симметричной позой туловища, положением головы. Перекат с пятки на носок. 
3. Велотренажер.

В мягком манеже:

  • легкие толчки за плечи с целью сохранения равновесия.
  • обучение безопасному и безболезненному падению.

При условии устойчивого  передвижения в правильной позе - переходят к обучению самостоятельной ходьбе.

11. ОБУЧЕНИЕ ХОДЬБЕ  В ЛЕЧЕБНОМ КОСТЮМЕ

  1. Начинают с исправления осанки.
  2. Шаг на месте (перекат с пятки на носок).
  3. Ходьба по массажной дорожке (массажному коврику).
  4. Работа на тренажерах, имитирующих ходьбу (беговая дорожка механическая и электрическая)
  5. Ходьба и прыжки на батуте ; Дыхательные упражнения.
  6. Ходьба по лестнице ; Варианты ходьбы с увеличением скорости и уменьшением страховки, игра “Кто вперед?”,“Догони мяч”.
  7. Ходьба по следочкам, перешагивать через палочки, ходьба с палочками с расширенной опорой (с двумя, с одной).Ходьба в сочетании с движениями рук (вращение кистями, противопоставление большого пальца остальным, разведение пальцев, соединение лопаток, хлопки в ладоши, передача мяча, броски мяча в цель, игра с воздушными шарами).

12. ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ  ГИМНАСТИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ  ФОРМЫ ДЦП

1) При спастической  диплегии применяются специальные  упражнения для расслабления  мышц нижних конечностей, упражнения  на мяче.

2) При гемипарезе обучение движениям начинают со здоровой конечности. Применяются специальные упражнения для коррекции движений, увеличения объема движений в пораженных конечностях, упражнения, направленные на стимуляцию роста укороченных конечностей. Особое внимание уделяется нормализации и развитию движений кисти и стопы.

3) При гиперкинетической  форме применяется диагональная  гимнастика, а также упражнения  на расслабление с использованием  надувных предметов, батута.

4) При атонически-астатической  форме применяются упражнения для укрепления мышц туловища и конечностей, упражнения, корригирующие осанку и походку, упражнения на сопротивление, на равновесие с применением тренажеров и снарядов.

При назначении лечебной гимнастики учитывается степень функциональной готовности к выполнению  упражнений, физическое развитие ребенка.

13. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Эффективность методики по мнению авторов - около 70%. Степень  выраженности положительного эффекта  лечебной гимнастики в ЛК “Адели” и Гравистат зависит от степени тяжести заболевания, мотивации к становлению движений, наличия функциональных или органических контрактур в суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных), патологических синергий.

Оценка эффективности производится по объективным и субъективным критериям:

  • клиническим признакам улучшения здоровья (улучшение настроения, самочувствия, повышение эмоционального тонуса);
  • происходит нормализация осанки, коррекция движений;
  • увеличение показателей роста стоя и сидя;
  • увеличение показателей жизненной емкости легких (спирометрия);
  • увеличение объема движений в конечностях (гониометрия);
  • увеличение мышечной силы (динамометрия);
  • появление и развитие ранее отсутствующих движений;
  • приобретение новых навыков  самообслуживания.

9.  ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА НА МЯЧАХ И ДРУГИХ НАДУВНЫХ ПРЕДМЕТАХ  В  ЛЕЧЕБНЫХ КОСТЮМАХ

Лечебная гимнастика с применением надувных предметов (мячей, подушек, наклонных плоскостей, цилиндров, мячей-роллов, батутов, сухого бассейна и т. п.) - перспективное направление, успешно используемое в кинезиотерапии (терапия движением) детей. Упражнения можно проводить в любое время дня, спустя 40-60 минут после еды. Необходимо позаботиться о надежной страховке ребенка. Каждое упражнение повторяют 3-4 раза.  
·                   снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц. 

улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА; 

улучшение координации движений и  равновесия; 
 стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы;

расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков.

обучение вместе с  воспитателями и родителями самообслуживания, усвоению основных видов бытовой  деятельности с учетом умственного развития ребенка. 
 Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений: 
 

упражнения на расслабление, ритмичное  пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения.  

пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра;  

упражнения с предметами под  музыку, переключение на новые условия  деятельности, развитие выразительности  движений;

упражнения в различных  видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием;

упражнения для головы в и.п. сидя, стоя;

принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом;

упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки, (вначале на мини-батуте), метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения.

Формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем идут руки – туловище, руки – туловище – ноги и совместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. При наличии сопутствующих деформаций ОДА (контрактуры, укорочения конечностей, остеохондропатия, сколиозы, остеохондрозы), соматических заболеваний спектр задач расширяется с учетом имеющейся патологии. 

Информация о работе Клинические формы ДЦП