Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:58, реферат
Рассмотрены все формы ДЦП с подробным описанием и комплексом ЛФК для каждой формы.
Поскольку ДЦП является собирательным термином, объединяющим последствия повреждения развивающегося мозга различными неблагоприятными факторами, то и клинические проявления церебрального паралича разнообразны. Тем не менее, в результате действия совершенно разных по природе повреждающих факторов в тот или иной период развития мозга формируются во многом сходные нарушения мозговых функций.
В период остаточных явлений расширяется комплекс средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилитации включены массаж, прикладные виды физических упражнений, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиотерапия (теплолечение, электрофорез, УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходьба в лангетах, ортопедических ботинках, космическом костюме «Адели»). Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает.
В последние годы для ЛФК характерен подъём, связанный с возникновением и развитием реабилитационного направления современной медицины. Применение средств ЛФК в системе реабилитации оказалась весьма эффективным, и вызвало значительный интерес к теории и практике их использования. Дальнейший прогресс ЛФК обусловлен углублением медицинских представлений и клинико-физиологических основах метода и накопившимся опытом работы, знание которых приводят к убеждению о необходимости лечебной физической культуры, и определяет тактику врачебных действий.
Ниже мы приведём основные
комплексы коррекционных
3.1 Комплексы коррекционных
физических упражнений и
Прежде чем перейти непосредственно к
занятиям физическими упражнениями необходимо помнить, что формирование
движений должно производиться в строго
определенной последовательности, а именно:
начиная с головы, затем идут руки, руки
— туловище, руки — туловище — ноги, ноги
и совместные двигательное действия. При
этом движения руками и ногами должны
выполняться сначала в крупных суставах,
расположенных ближе к Туловищу (плечевом
и тазобедренном), затем постепенно захватывать
средние суставы (локтевой и коленный)
и далее смещаться к лучезапястному и
голеностопному. Это правило не придумано,
а взято из наблюдений за последовательностью
этапов двигательного развития младенца
первых лет жизни. Независимо от возраста
ребенка (пусть ему уже 4—5 лет) в работе
с ним определяется тот уровень двигательного
развития, на котором он остановился. И
если ребенок еще не может принять положение
на четвереньках и ползать, то именно с
этого и необходимо начинать работу. Однако,
если мы будем работать только в одном,
узком направлении, это снизит эффективность
двигательного развития. Поэтому коррекционная
программа по физическому воспитанию
должна как бы «заглядывать» немного вперед
и предусматривать также применение таких
комплексов корригирующих упражнений,
которые бы соответствовали более высокому
(и в настоящий момент невозможному) уровню
двигательного развития. Для этого необходимо
определить двигательные коррекционные
задачи для каждого ребёнка, которые будут
решаться в процессе всего реабилитационного
периода.
Основные двигательные коррекционные задачи:
а) формирование умения ползать на животе, самостоятельно принимать положение на четвереньках, передвигаться на четвереньках;
б) создавать условия, соответствующие более высокому уровню двигательного развития ребенка, а именно: элементы стойки на коленях, вставания с поддержкой с последовательной постановкой и выпрямлением ног, стояние у опоры с поддержкой, без поддержки и т. д.
Вспомогательные двигательные коррекционные задачи:
а) коррекция порочной сгибательно-приводящей установки кистей
б) улучшение подвижности в суставах рук и в плечевом и тазобедренном;
в) преодоление патологических тонических рефлексов;
г) формирование опороспособности рук и плечевого пояса, а также стоп и нижних конечностей в целом;
д) развитие статической и динамической устойчивости (равновесия)
е) формирование предметной манипуляции руками;
ж) развитие ориентировки в собственной схеме тела и окружающем пространстве и др.
Специальные коррекционные задачи
а) развитие речи посредством движения;
б) формирование пространственных представлений;
в) ознакомление с основными свойствами материалов и т. д.
Для того чтобы добиться
хороших результатов, занятия физическими
упражнениями у детей с ДЦП
должны быть ежедневными и проходить
в течение всего дня.
3.1.1 Упражнения для формирования вертикального положения головы (Рис. 1)
Из исходного положения лежа на спине.
1. И. п. лежа на спине: при помощи погремушки,
яркой игрушки или щелканья пальцами стимулировать
повороты глазами и головой влево-вправо,
круговые движения по часовой стрелке
и против, сгибание и разгибание головы.
2. То же, но с подложенным под плечевой пояс валиком.
3. И. п. лежа на спине в позе «эмбриона» (ноги согнуты и прижаты к животу, руки скрещены на груди или вокруг коленей): плечевой пояс ребенка приподнимается руками методиста и выносится вперед — стимулируется подъем ребенком головы.
4. И. п. лежа на
спине: ребенка слегка
5. То же, но тягу
производить за предплечья или
кисти — это способствует подъе
6. И. п. лежа на спине, ноги согнуты и разведены, кисти ребенка прижаты (прихвачены) к одноименным лодыжкам — вызывается подъем головы.
7. То же, но с покачиванием ребенка в данном положении вперед-назад (типа качалки).
8. И. п. лежа на спине, ноги ребенка прижаты ладонью методиста в районе коленного сустава, другой рукой захватывается кисть ребенка и выполняется тяга вперед — вверх — стимулируется подьем-поворот головы.
9. И. п. лежа на
спине, ноги ребенка прижаты
предплечьями методиста, а
10. И. п. лежа на
спине, ребенку протягивается
игрушка (палочка, трубочка, веревочка)
для захвата пальцами рук,
11. И.п. лежа на спине,
держать ребенка за кисти
12. И. п. лежа на спине, руки методиста обхватывают голову ребенка слева и справа и выполняют пассивные движения ею влево-вправо, вперед-назад (для этого ребенок кладется на край кушетки, матрасика или топчана).
13. И. п. лежа на
спине: самостоятельные
Рис. 1. Основные исходные положения и рабочие
позы ребенка для формирования вертикального
положения головы.
14. То же, но голова
ребенка должна несколько
15. И. п. лежа на спине, голова наполовину выступает за край матраса или топчана. Со стороны живота внимание ребенка привлекается игрушкой — это способствует попыткам самостоятельного подъема головы.
16. И. п. лежа на
спине, на наклонной
17. То же, но с покачиванием вверх-вниз наклонной доски во время выполнения упражнения.
18. И. п. лежа на боку: стимулирование поворотов головы за погремушкой, яркой игрушкой, пощелкиванием пальцами.
19. И. п. лежа на
боку: потянуть ребенка за руку,
слегка приподнять для формиров
3.1.2 Упражнения для
формирования положения на
1. И. п. лежа на животе: методист выполняет пассивное выпрямление рук ребенка вдоль тела вверх, что приводит к подъему головы и сгибанию ног — происходит переход ребенка в положение на четвереньках (на основе симметричного тонического шейного рефлекса).
2. И. п. лежа животом
на валике: методист пассивно
разгибает голову ребенка,
3. И. п. лежа грудью
на ладони методиста: методист
приподнимает верхнюю часть
4. И. п. лежа на животе, опора на вытянутые руки: методист сгибает одну ногу в колене — бедре и фиксирует ее в этом положении; затем подтягивает таз ребенка в сторону опорной ноги — предполагается сгибание и вынос вперед противоположной ноги.
5. И. п. сидя на пятках: методист отводит прямые руки ребенка назад — вверх, разворачивает кнаружи и приближает к позвоночному столбу — это вызывает наклон ребенка вперед.
6. И. п. сидя на
пятках: методист вытягивает ребенка
вверх за руки, надавливая при
этом ногой на изгиб
7. И. п. на четвереньках: повороты головой в разные стороны.
8. И. П. На четвереньках: манипуляции одной рукой с предметами, что формирует устойчивое положение тела на трех опорах.
9. И. п. на четвереньках
на подвижном стенде (доске, площадке):
с изменением угла наклона площадки (10—45°)
достигают перемещения массы тела ребенка
поочередно на плечевой и тазовый пояс.
10. И. п. на четвереньках:
при помощи игрушек (обращения,
Рис. 2. Основные исходные положения и рабочие
позы ребёнка для формирования положения
на четверенька
11. И. п. на четвереньках: ребенок самостоятельно или с помощью методиста отрывает от опоры одновременно разноименные руку и ногу; методист помогает ребенку принять устойчивое положение с последующим переносом опоры на противоположные конечности.
12. И. п. стоя на
четвереньках на качающейся
13. И. п. стоя на четвереньках на большом шаре (надувном мяче): методист удерживает ребенка за лодыжки и выполняет различные покачивания на мяче (вперед-назад, влево-вправо, вверх-вниз и в сочетаниях)
3.1.3 Упражнения для формирования функции сидения (Рис.3)
Пассивное высаживание ребенка в кроватке, коляске и т. д., фиксируя его позу при помощи подушек, валиков или поддерживая руками.
Методист удерживает ребенка в воздухе за бедра в положении сидя, производя при этом покачивания в различных направлениях.
1. И. п. — ребенок сидит с разведенными бедрами на ногах методиста, лицом к нему: методист удерживает ребенка под локти за выпрямленные и развернутые кнаружи руки, выполняя покачивания в различных направлениях.
2. И. п. — ребенок
сидит на коленях методиста
спиной к нему: методист захватывает
руки ребенка, отводит их
Рис. 3.Основные исходные положения и рабочие
позы ребёнка для формирования функций
сидения
3. И. п. сидя, прижимаясь
спиной к опоре (стене, щиту,
спинке кресла и т, д.), ноги
согнуты, располагаются
4. И. п. сидя на
батуте или другой эластичной
(подвижной) поверхности:
5. И. п. сидя в специальном стульчике с опорой предплечьями о стол.
6. И. п. сидя на
коврике, поддерживаясь двумя
руками за поручень, трубку, натянутую
веревку или пальцы методиста
— сохранение устойчивого
7. И. п. сидя на
горизонтальной поверхности (
8. И. п. сидя на
горизонтальной поверхности (
9. И. п. сидя на
горизонтальной поверхности,
10. То же, но хват
кистями производится за