Компьютеризация здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 01:58, реферат

Краткое описание

Вопросам информатизации сферы здравоохранения в Российской Федерации, к сожалению, до сих пор не уделяется должного внимания. Несмотря на то, что руководителями отрасли на самом высоком уровне признается необходимость повышения качества медицинского обслуживания, и ведущая роль ИТ в этом процессе является очевидной, финансирование решений в области информационных технологий государственным бюджетом не предусмотрено.

Содержание

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. 3
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 3
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ 5
ЭЛЕКТРОННАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ – ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. 7
МЕТОДЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ. 16
ПРИМЕНЕНИЕ ДАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ВЗРОСЛОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №75 МОСКОВСКОГО РАЙОНА 24
ВЫВОДЫ : 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 28

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

 

Лаборатория

 

Одно из первых подразделений, где  возможен быстрый переход на работу в рамках медицинской информационной системы – это лаборатория. Функционально лаборатория связана с регистратурой, лечащими врачами и процедурным кабинетом, поэтому цель внедрения лабораторной информационной системы – оперативное назначение обследования, быстрое и правильное получение биологических материалов, выполнение исследований и передача результатов в медицинские документы. В тех случаях, когда при внедрении МИС в лечебном учреждении есть определённый переходный период и приходится дублировать информацию на бумажных и электронных носителях, лаборатория может сразу перейти на электронный документооборот.

 

Возможности:

  • Ведение справочника возможных лабораторных исследований в данном ЛПУ с возможностью изменения перечня доступных исследований, применяемых единиц измерения и референтных значений. Возможность планирования нагрузки на лабораторию с использованием лимитов допустимых назначений в лабораторию (но с учетом возможности выполнить назначение CITO).
  • Поддержка наиболее распространенных видов лабораторных исследований: клинический анализ крови, биохимических анализ крови, иммуноферментных анализ крови, исследование крови на микрореакцию, анализ крови на электролиты, показатели гемостаза, анализ кала, анализ мочи, цитологическое исследование, анализ мокроты, анализ мазка, анализ простатического содержимого, исследование эякулята, анализ синовиальной жидкости и т.д.
  • Возможность выполнять назначения лабораторных исследований с любого рабочего места ЛПУ.
  • Автоматизация работы сотрудников лаборатории за счет формирования планов работы по лабораториям и видам исследований.
  • Возможность подключения автоматизированных лабораторных анализаторов.
  • Возможность автоматического ведения журналов работы лаборатории.
  • Возможность автоматического формирования отметок о несоответствии конкретного измеренного параметра установленным референтным значениям.
  • Возможность статистической обработки результатов работы лаборатории.

 

Отделение физиотерапии

 

Данная подсистема должна быть предназначена  для автоматизации работы лечебных кабинетов, включая процедурные кабинеты и работу постовых медсестер.

 

Возможности:

  • Ведение справочника возможных лечебных манипуляций в ЛПУ.
  • Автоматизированное выполнение лечебных назначений.
  • Возможность внесение отметок о выполнении лечебных назначений врачами и медсестрами соответствующих служб.
  • Поддержка наиболее распространенных видов лечебных назначений: ЛФК, массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия, электрофототерапия и т.д.
  • Возможность внесения отметок о платном лечении.
  • Возможность статистической обработки данных о выполнении лечебных назначений.
  • Автоматический расчет нагрузки по выполненным условным единицам труда (УЕТ).

 

Электронные календари

 

Данная подсистема должна представлять собой комплекс взаимосвязанных  и тесно интегрированных в  ядро МИС персональных календарей сотрудников ЛПУ или отдельных служб. Каждый диагностический кабинет или отдельный врач может иметь свой собственный календарь, составленный с учетом нормативов рабочего времени и особенностей приема. Управляющий календаря, а также все остальные пользователи, которым администратором системы по согласованию с руководством ЛПУ разрешен к нему доступ, могут в групповом режиме занимать свободные электронные номерки в календаре, записывая на них пациентов.

 

Возможности:

  • Автоматизированное ведение расписания работы врачей и медицинских сестер ЛПУ.
  • Запись пациентов на приемы врача, обследование и лечение с помощью электронных номерков.
  • Встроенная система учета функции врачебной должности, нагрузки.
  • Автоматическое составление отчетности по выполнению функции врачебной должности.
  • Встроенная система лимитов, ограничений доступа и т.д. для гибкой настройки календаря под индивидуальные особенности работы кабинета.
  • Гибкие функции индивидуальной настройки календаря для каждого пользователя, включая настройку отображения номерков, видимых полей в "сетке" календаря и т.д.
  • Встроенная функция статистического учета информации о направившем враче (ЛПУ, отделении).
  • Тесная интеграция с подсистемой статистики МИС.

 

Консультативная служба

 

Подсистема консультантов должна предназначаться для автоматизации процесса назначения на консультацию и повышения эффективности организации работы консультативной службы.

 

Возможности:

  • Протокол для назначения пациенту консультации врача.
  • Интеграция электронной "Консультации" с электронными календарями КМИС, позволяющая сразу при назначении консультации выбрать наиболее удобное время консультации и нужного врача-специалиста.
  • Автоматизированное ведение электронного журнала консультаций.
  • Тесная интеграция с подсистемой статистики КМИС для учета нагрузки, автоматического учета выявленных врачом-консультантов заболеваний в форме 12 и т.д.
  • Интеграция с финансово-экономической системой, позволяющая учитывать платные услуги.

 

Статистика

 

Медицинская информационная система  должна содержать мощную и гибкую подсистему статистики, которая позволит решить практически весь спектр задач, стоящих перед ЛПУ по эффективному сбору, формированию и анализу статистической отчетности.

 

Возможности:

  • Статистическая обработка любых регистрируемых в системе электронных документов.
  • Статистическая обработка любых регистрируемых в документе параметров (полей).
  • Возможность создания выборок из БД статистики по любым документам и по любым комбинациям полей из этих документов.
  • Формирование стандартной государственной статистической отчетности, например – формы 16ВН, формы 12, 57, 63 и т.д.
  • Возможность разработки силами IT-персонала ЛПУ собственных статистических отчетов или модификации уже имеющихся в системе.
  • Возможность построения диаграмм.
  • Возможность экспорта результатов статистических отчетов в документы Microsoft Office (Word и Excel), OpenOffice, PDF, JPEG или файлы баз данных, например – DBF или Paradox. Возможность генерации отчетов в форматах Microsoft Office или OpenOffice без наличия этих пакетов на рабочей станции пользователя.
  • Возможность информационного обмена статистической информацией (а также финансово-экономической информацией, выписками из ЭАК или ЭИБ и другими документами) по открытым каналам связи, включая Internet, с использованием сертифицированной по действующему законодательству электронной цифровой подписью.
  • Возможность интеграции со сторонними информационными системами, включая интеграцию с информационными системами МИАЦ, РИАМС и т.д.

 

 

Справочники

 

Возможности:

  • Готовый МКБ-10 для использования в кодировании диагнозов.
  • Готовый КЛАДР для кодирования адресов, включая сведения о свыше 181 тыс. населенных пунктов по всей территории РФ и свыше 743 тыс. записей об улицах (с обновлением).
  • Готовый справочник "Реестр лекарственных средств" (РЛС) для учета лекарственных средств и выписки рецептов, включая подробные сведения о лекарственных средствах, БАДах и расходных материалах (свыше 112 тыс. наименований).
  • Готовый к работе справочник МЭСов (медико-экономических стандартов), содержащий сведения о свыше 64 тыс. МЭСов.
  • Готовый к работе справочник шаблонов документов для упрощения и ускорения заполнения медицинских документов, насчитывающий свыше 3 тыс. готовых шаблонов протоколов обследования, осмотров врачей, протоколов хирургических вмешательств и отдельных фраз.
  • Возможность ведения собственных справочников, включая справочники предприятий, ресурсов ЛПУ, персонала, выполняемых медицинских услуг и т.д.
  • Возможность модификации предусмотренных в МИС справочников.
  • Возможность создания собственных справочников.
  • Возможность автоматизированного импорта и заполнения справочников МИС из унаследованных БД.

 

Финансово-экономическая  система

 

Возможности:

  • Расчеты по ОМС.
  • Расчеты по ДМС.
  • Ведение платных услуг.
  • Экспорт информации о выполненных услугах во внешние информационные системы.
  • Импорт информации о выполненных услугах из других информационных систем.
  • Автоматизация формирования бухгалтерских расчетов.
  • Формирование отчетности.

 

Автоматизация проведения профосмотров

 

Программное обеспечение профосмотров должно быть разработано для реализации полной автоматизации процесса профосмотров, включая осмотр работающих во вредных  и опасных условиях труда согласно приказа №90 и схожих с ним.

 

Возможности:

  • Поддержка любого количества видов осмотров, включая профосмотр по приказу №90, приказу №189.
  • Поддержка любого количества предприятий любой структуры.
  • Возможность автоматического формирования списков специалистов и объема обследований, необходимого для проведения осмотра.
  • Внесение и хранение сведений о приемах специалистов, проведенных обследованиях, прохождениях КЭК и МСЭК для ограничения по основному месту работы, необходимости трудоустройства, установления группы инвалидности. Сохранность сведений при подозрениях на профинтоксикацию и профзаболевания, при направлениях на стационарное, санаторно-курортное лечение и т.д.
  • Формирование статистики, в том числе создание и расчет произвольных статистических отчетов.

 

Автоматизация проведения диспансеризации

 

Возможности:

  • Возможность ведения электронной карты диспансерного наблюдения (ДН), в том числе хранение статистической информации о факте ДН по конкретному заболеванию, возможность внесения информации о явке пациента на ДН, включая поля для описания статуса, рекомендаций и т.д.
  • Автоматизация получения оперативной информации о состоянии ДН, включая возможность формирования списков находящихся на ДН, назначенных на ближайшее время явок, не явившихся вовремя, не имеющих ни одной явки в течение года. Возможность экспорта в Microsoft Office (Word или Excel), OpenOffice, PDF, HTML или JPEG и печати получаемых списков.
  • Возможность фильтрации списков, находящихся на ДН по врачам, нозологиям, месту работы, статусу карты ДН, по участкам, по дате взятия на ДН (год, месяц, период).
  • Автоматическое формирование стандартной формы 30/У для распечатки бумажной карты ДН.
  • Связь с листом окончательных диагнозов – при изменении диагноза ДН или добавлении нового автоматически обновляется информация в листе окончательных диагнозов.
  • Автоматическое накопление и расчет всей необходимой статистической информации, включая форму 12.
  • Формирование отчета об эффективности ДН в формате RTF (открывается в Microsoft Office или OpenOffice)

 

Автоматизация вакцинопрофилактики 

 

Подсистема вакцинопрофилактики должна быть разработана для учета выполненных вакцинаций и автоматизации процесса их планирования, а также контроля исполнения плана вакцинаций.

 

Возможности:

Учет выполненных и плановых прививок в виде специализированного  раздела ЭАК пациента.

  • Учет хронологического порядка выполненных прививок.
  • Хранение информации о виде прививки, номере и серии прививочного материала (вакцины), порядка выполнения вакцины, реакции, сотрудника, выполнившего прививку, типе ее введения и т.д.
  • Автоматическое планирование вакцинопрофилактики с использованием накопленной базы данных результатов уже выполненных прививок.
  • Формирование списков пациентов, подлежащих вакцинации (плана вакцинаций).
  • Формирование отчета об объеме выполненной работы для использования при анализе расхода вакцин и определении нагрузки медицинского персонала (форма №5 и форма №6).

 

Электронная флюоротека

 

Возможности:

  • Автоматическое составление планов по флюорографическому обследованию с формированием списков пациентов.
  • Возможность просмотра списка на экране или экспорта в Microsoft Office, OpenOffice, PDF, HTML или JPEG.

 

Автоматизация вызовов  врача на дом 

 

Возможности:

  • Регистрация обращений граждан (вызовов врача на дом);
  • Возможность быстрой навигации по различным представлениям данных о зарегистрированных вызовах на дом: сегодняшние вызовы по времени регистрации (календарь вызовов), сегодняшние вызовы по кодам врачей, полный список не обслуженных вызовов по месту работы, фамилии пациента, датам регистрации и т.д.
  • Возможность внесения информации об обслуженном вызове.
  • Возможность автоматического формирования статистической нагрузки по обслуженным вызовам (стат.талонов).
  • Возможность помещения документов вызовов на дом в ЭАК пациентов.

 

Как видим, список возможностей, которые  должны присутствовать в медицинской информационной системе, довольно большой. Данные, хранимые в базах данных такой системы, будут различны. Хотя большая часть хранимой информации по объему не будет занимать очень много место на жестких дисках (текст), однако в такой системе присутствуют и данные, занимающие много дискового пространства (фотографии пациентов, различного рода снимки и т.д.). Отсюда можно сделать вывод, что техническое обеспечение в первую очередь должно быть рассчитано на хранение больших объемов информации (в рамках данного реферата мы не рассматриваем системы архивирования и дублирования информации).

Информация о работе Компьютеризация здравоохранения