Лекарственные формы в педиатрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 03:18, курсовая работа

Краткое описание

Огромное значение для детских пероральных лекарственных средств имеет вкус и запах. Любая из этих органолептических составляющих может привести к снижению комплайентности (приверженности к лечению), а нередко и к категорическому отказу ребенка от приема препарата. В чем же особенности детского организма, какие лекарственные формы изготавливаются в аптеках для детей, и какие требования предъявляют к изготовлению этих форм. Об этом и пойдет речь в данной курсовой работе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Особенности детского организма…………………….………4
Особенности всасывания, распределения и выведения лекарственных веществ в детском организме…………….…......12
Практическая часть………………………………………….……..13
Заключение…………………………………………………….……..18
Список литературы…………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по МТВ.docx

— 45.01 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

 

 

 

Кафедра управления экономики  фармации

 

 

Курсовая работа

на тему: Лекарственные формы в педиатрии

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1группы 5 курса

фармацевтического факультета

Юношев Алексей Сергеевич

Проверила: Харченко Г.А

 

 

 

 

 

Рязань, 2013

План 
Введение……………………………………………………………….3

Особенности детского организма…………………….………4

Особенности всасывания, распределения и выведения лекарственных  веществ в детском организме…………….…......12

Практическая  часть………………………………………….……..13

Заключение…………………………………………………….……..18

Список  литературы…………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Долгое время наука  о лекарствах в первую очередь  развивалась по пути создания обычных  лекарств для взрослых больных. Порой  врач испытывает большие затруднения  при назначении лекарственной терапии  детям. Долгие годы ему в помощь были представлены только варианты изменения  доз лекарственных препаратов в  зависимости от возраста ребенка. Но сейчас выделяют особую группу лекарственных  средств, специально предназначенных  для использования в детской  практике. К препаратам, применяемым  у детей, предъявляются особые требования. Прежде всего, это обусловлено анатомо-физиологическими особенностями детского организма, которые в значительной степени  отличаются от организма взрослого. Основные требования, выдвигаемые к  лекарственным препаратам для детей, - это их эффективность и безопасность. Этим вопросам посвящают специальные  доклинические исследования, на основе которых принимаются решения  относительно возможности использования  определенного лекарственного средства у детей различных возрастных периодов. При отсутствии таких исследований в инструкции к лекарственным  препаратам обычно указано, что они  противопоказаны к применению в  детском возрасте. Известно, что  реакции детского организма на прием  лекарств значительно отличаются от реакций взрослого человека, что  обусловлено особенностями детского организма. В связи с этим проблема создания лекарств для детей является одной из самых актуальных и сложных, ее фармацевтические аспекты ограничиваются не только количественными характеристиками (дозирование), но и качественными  показателями (лекарственная форма, технология и др.), учитывающими все  анатомо-физиологические особенности  организма ребенка.

 

Основными признаками качества лекарств для детей являются: высокая  терапевтическая эффективность; минимальное  количество побочных эффектов, микробиологическая чистота и удобство применения, сочетающиеся с необходимой точностью дозирования.

 

Огромное значение для  детских пероральных лекарственных  средств имеет вкус и запах. Любая  из этих органолептических составляющих может привести к снижению комплайентности (приверженности к лечению), а нередко  и к категорическому отказу ребенка  от приема препарата. В чем же особенности  детского организма, какие лекарственные  формы изготавливаются в аптеках  для детей, и какие требования предъявляют к изготовлению этих форм. Об этом и пойдет речь в данной курсовой работе.

Особенности детского организма

 

1.1 Периоды развития организма.  В процессе онтогенеза отдельные  органы и системы созревают  постепенно и завершают свое  развитие в разные сроки жизни.  Эта гетерохрония созревания  обусловливает особенности функционирования  организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения  определенных этапов или периодов  развития. Основными этапами развития  яв­ляются внутриутробный и постнатальный,  начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода  закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка.  Постнатальный этап охватывает  все детство, он характеризуется  продолжающимся созреванием органов  и систем, изменениями физического  развития, значительными качественными  перестройками функциони­рования  организма. Гетерохрония созревания  органов и систем в постнатальном  онтогенезе определяет специфику  функциональных возможностей организма  детей разного возраста, особенности  его взаимодействия с внешней  средой.

 

В современной науке нет  общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965), созванный  Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, рекомендовал схему возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. По этой схеме в  жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие  периоды:

 

Новорожденный-1 - 10 дней;

Грудной  возраст-10 дней-1 год;

Дети старшего ясельного  возраста 1-3 года

Дети дошкольного возраста 3-7 лет

Дети младшего школьного  возраста 7-11 лет

Дети старшего школьного  возраста 11-17 лет

 

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного  периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального  развития, или критический период. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени  подвержена изменениям.

Цель :Целью данной курсовой работы является объясние особенностей строения и фармакокинетике детского организма, которые служат основой для соблюдения особой осторожности при применении детских лекарственных форм, а также АВС-анализ лекарственных форм для детей с 0 лет жизни. Особое внимание необходимо уделять новорожденным детям, так как их органы не достаточно развиты.

 

Анатомо-физиологические  особенности детского организма.

КОЖА И  ПОДКОЖНАЯ КЛЕТЧАТКА 

Новорожденные дети: кожа нежная, бархатистая, эластичная, розовая; богата сосудами и капиллярами. Потовые  железы слабо развиты, сальные железы активные, что приводит к быстрому перегреванию или переохлаждению ребенка. У новорожденных легко ранимая  кожа, обладает высокой всасывающей  способностью, что увеличивает возможность  резорбтивного действия лекарственных  веществ. В результате возникает  определенная опасность для организма  новорожденного, защитная реакция которого значительно ниже, чем у взрослого.[5] Подкожно-жировая клетчатка хорошо развита и более плотная, чем  станет в дальнейшем.

МЫШЕЧНАЯ  СИСТЕМА 

Новорожденные: повышенный тонус - руки согнуты в локтях, ноги прижаты к животу. У шеи мышцы  некрепкие - не держат голову.

КОСТНАЯ СИСТЕМА 

Новорожденные: непрочная. Кости  легко искривляются при неправильном уходе за ребенком. В черепе есть неокостеневшие участки - роднички. Голова на 1-2 см больше окружности груди, руки гораздо длиннее ног. Грудная  клетка бочкообразная, ребра расположены  горизонтально и состоянием температуры, беспокойством, бессонницей и недомоганием.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ 

Новорожденные: легкие недостаточно развиты, дыхание поверхностное  и осуществляется в основном за счет диафрагмы. Поэтому дыхание легко  нарушается при скоплении газов, запорах и тугом пеленании. Дыхание  частое: 40-60 вдохов-выдохов в минуту. Слизистые оболочки дыхательных  путей нежные, содержат большое количество кровеносных сосудов. Носовые ходы узкие, трахея и бронхи тоже. Слуховая труба шире и короче, поэтому у  новорожденных часто развивается  отит. Отсутствуют лобные и гайморовы  пазухи, поэтому у новорожденных  не бывает фронтита и гайморита.

Грудные: легкие более развиты. До 3 месяцев частота дыханий составляет 40-45 вдохов-выдохов в минуту, в 4-6 месяцев - 35-40, в 7-12 месяцев - 30-35. Органы дыхания маленького ребенка очень  отличаются от органов дыхания взрослого  человека. Слизистая оболочка носоглотки и ротовой полости богата кровеносными и лимфатическими сосудами, что создает  благоприятные условия для развития набухания и разного рода воспалений.

Ребенок первого года жизни  не умеет дышать ртом, поэтому при  насморке он задыхается во время сосания.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА 

Новорожденные: с появлением на свет у ребенка происходят изменения  в системе кровообращения. Пупочные сосуды и вена прекращают свою деятельность, закрываются внутриутробные каналы кровотока. С первым вдохом начинает работать малый круг кровообращения. Частота пульса - 120-140 ударов в минуту, при кормлении или плаче увеличивается  до 160-200 ударов. Артериальное давление в начале первого месяца - 66/36, а  к концу месяца - 80/45. Грудные: до 1 года нарастает масса сердца. Частота  пульса постепенно уменьшается до 125 ударов в минуту. Артериальное давление увеличивается до 90/63.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 

Новорожденные: функционально  незрелая. Повышен обмен веществ, поэтому незначительные погрешности  в диете кормящей грудью матери и  режиме питания ребенка могут  вызвать расстройство пищеварения (диспепсию). Пищеварительные железы еще не развились. Мышцы кишечника  еще мало тренированы и продвижение  пищи по нему замедлено. В первые 10-20 часов жизни кишечник ребенка  почти стерилен, затем начинается заселение его бактериальной  флорой, необходимой для переваривания  пищи. Печень относительно велика.

Грудные: до 6 месяцев ребенок  питается в основном грудным молоком, воду дают кипяченую. Потом постепенно начинают давать соки, каши. Новые продукты следует вводить в рацион очень  осторожно.

ИММУННАЯ  СИСТЕМА 

Новорожденные и грудные: часть иммунных веществ ребенок  получает от матери и с грудным  молоком. Но в целом иммунная система  несовершенна, т.е. ребенок плохо  защищен от инфекций.

1-3 года: увеличивается образование  иммунных клеток, что резко повышает  сопротивляемость организма. 

3-7 лет: организм ребенка  вырабатывает иммунные клетки  в достаточном количестве, поэтому  многие болезни протекают более  легко. 

7-11 лет: защитные силы  организма развиты хорошо. Лабораторные  показатели практически соответствуют взрослым.

ОРГАНЫ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ 

 

Новорожденные: к моменту  рождения почки, мочеточники и мочевой  пузырь сформированы достаточно хорошо. Однако сильный стресс, испытанный ребенком во время родов, кратковременно нарушает обмен веществ. Ребенок  мочится всего 5-6 раз в сутки. Со второй недели обмен веществ постепенно стабилизируется, число мочеиспусканий увеличивается до 20-25 раз в сутки.

 

 

 

Грудные: объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается  до 15-16 раз в сутки.

1-3 года: совершенствуется  строение почек, и число мочеиспусканий  уменьшается до 10 раз в сутки.  Здоровый ребенок регулирует  акт мочеиспускания самостоятельно. Большинство лекарственных веществ  и/или их метаболитов выводятся  почками. Функция почек у новорожденных  снижена, поэтому выведение с  мочой многих веществ происходит  менее интенсивно, чем у взрослых

Почечный кровоток с возрастом  нарастает в результате увеличения минутного объема сердца и уменьшения общего периферического сосудистого  сопротивления. Почечный кровоток у  новорожденных составляет 5-6% от минутного объема сердца, тогда как у взрослых он достигает 15-25%. При рождении почечный кровоток равен 12 мл/мин (0,72 л/ч), а к 1-му году возрастает до 140 мл/мин (8,4 л/ч)

При рождении уровень клубочковой  фильтрации прямо пропорционален гестационному  возрасту. Скорость клубочковой фильтрации у всех доношенных новорожденных  к моменту рождения составляет 2-4 мл/мин, у недоношенных-1 мл/мин. В  первые 2-3 дня после рождения она  повышается соответственно до 8-20 мл/мин  и 2-3 мл/мин. Уровня взрослых клубочковая  фильтрация достигает к 2,5-5 мес. Повышение  скорости клубочковой фильтрации после  рождения обусловлено рядом причин: повышением минутного объема сердца и АД, уменьшением общего периферического  сосудистого сопротивления, увеличением  площади поверхности, способной  к фильтрации, размеров пор мембран.

Функция канальцев почек  у новорожденных также снижена (малые размеры канальцев и  количество функционирующих клеток, низкий кровоток в наружной части  коркового вещества, незрелость энергообеспечивающих процессов). Канальцевый аппарат  созревает позднее клубочкового. Выведение парааминогиппурана, который  секретируется проксимальными канальцами в течение первого года жизни, увеличивается в 10 раз, достигая уровня у взрослых к 8 мес. К лекарственным  средствам, которые выводятся из организма путем канальцевой  секреции, относятся аминогликозиды, цефалоспорины, пенициллин, дигоксин, фуросемид. Применять их следует  особенно осторожно при наличии  нарушения функции почек.

7-11 лет: строение почек  как у взрослых. Постепенно нарастает  суточное количество мочи.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Новорожденные и грудные: незрелая нервная система

1-3 года: маленький человечек  начинает осознавать самого себя  и окружающий мир. 

3-7 лет: закладываются  основы интеллекта.

-11 лет: расширяются аналитические  возможности. 

12-17 лет: развиваются аналитическое  и абстрактное мышление.[1]

Биотрансформация лекарственных  средств происходит преимущественно  в печени, а также надпочечниках, почках, кишечнике, коже. В результате биотрансформации образуются более  полярные молекулы, которые быстро выводятся из организма с мочой или желчью. Однако в процессе метаболизма некоторые препараты превращаются в фармакологически активные вещества..

 

В организме ребенка с  лекарственными веществами происходят те же биохимические изменения, что  и у взрослых, однако интенсивность  метаболических процессов может  существенно отличаться. В частности, у новорожденных скорость окислительных  реакций с участием цитохрома  Р450 и НАДФ-цитохром-C-редуктазы снижена  вдвое, поэтому биотрансформация лекарственных  веществ, в основе которой лежат  эти реакции, замедляется. Из-за относительно невысокой скорости и биотрансформации лекарственных веществ увеличивается  их выведение в неизмененном виде.

Информация о работе Лекарственные формы в педиатрии