Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 12:23, доклад
Массаж оказывает воздействие на лобную и височную мышцы.Расслабляющий массаж.
1. Поглаживающие движения ладонной поверхностью всех пальцев (кроме большого) в направлении:
а) от середины лба к височным областям. На висках проводят круговые
поглаживания в виде спирали ;
б) от середины лба к козелку ушной раковины, заканчивая легким нажатием.
Массаж мышц языка
Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка. Повышенный тонус мышц языка отмечается значительно чаще, чем пониженный. Возможны случаи и неравномерного распределения мышечного тонуса в мышцах языка; например, тонус может быть понижен лишь в изолированной группе мышц (одной половины языка, корня, кончика и т.п.).
Массаж язычных мышц, имеющих сложное строение, производящих тонкие, точные движения в процессе артикуляции, является наиболее сложной процедурой. Кроме того, выполнение массажных движений на языке, как правило, вызывает неприятные ощущения у массируемого. Следует учитывать и тот факт, что язык достаточно интимная часть тела человека. Массаж мышц языка требует от логопеда предельной точности движений, аккуратности и определенной корректности.
При выполнении массажа должны быть учтены следующиеметодические указания:
1. дифференцированный массаж мышц языка проводится либо в резиновых перчатках, либо через марлевую салфетку, либо через стерильный батистовый носовой платок;
2. при массаже языка могут использоваться различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щетки и т.п.;
3. массаж, как правило (но необязательно), проводится при положении языка вне полости рта. Для этого логопед подтягивает язык вперед следующим образом: захватывает кончик языка (через носовой платок или марлевую салфетку) так, чтобы большой палец находился сверху, указательный и средний — снизу, и слегка подтягивает его вперед. Захват языка осуществляется левой рукой, а массажные движения — правой;
4. массажные движения должны проводиться в трех направлениях, соответственно расположению мышц языка: горизонтальном, поперечном и вертикальном;
5. если имеется отклонение языка в сторону при высовывании его вперед, то массажные движения следует выполнять в большей степени на той стороне, в которую язык отклоняется.
Расслабляющий массаж.
Наиболее сложным является расслабляющий массаж языка. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, нёбноглоточный (рвотный) рефлекс также может затруднять проведение массажа. В связи с этим при проведении расслабляющего массажа языка необходимо строго выполнять ряд правил:
1. расслабление мышц языка проводить только после расслабления других мышц, особенно мышц шеи, плечевого пояса и мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти, поскольку эти мышцы тесно связаны с мышцами языка, особенно его корня;
2. движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка;
3. перед началом массажа устанавливается «граница» нёбно-глоточного рефлекса. Для этого надо постепенно прикасаться к поверхности языка шпателем, двигаясь по средней линии от самого кончика по направлению к корневой части языка. Место, которое связано с появлением рвотного рефлекса, считается «границей» рвотного рефлекса. При повышенном тонусе «граница» рвотного рефлекса может приближаться к средней части языка, а в тяжелых случаях даже к его кончику. В этих случаях массаж следует выполнять крайне осторожно, постепенно заходя за «границу» рвотного рефлекса;
4. при выраженной спастичности мышц языка можно перед началом массажа подержать во рту, меняя 2 — 3 раза, теплый настой трав либо сами травы, слегка отжатые и завернутые в марлю (настой готовится следующим образом: 1 ч.л. зверобоя, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая залить 0,5 л кипящей воды, настоять 15 мин, остудить до температуры 40 — 50 °С. Можно добавить немного меда, если у ребенка на него нет аллергии);
5. если ввиду выраженной спастичности мышц, особенно корня языка, не удается удержать язык вне полости рта, массаж языка начинают внутри полости рта. Постепенно, по мере нормализации тонуса мышц, язык выводится в положение вне полости рта;
6. перед расслабляющим массажем мышц языка целесообразно провести специальные упражнения, способствующие расслаблению его корня:
· произвести массаж и вибрацию точек, находящихся под обоими углами нижней челюсти. Подушечкой большого или среднего пальца производят вращательные движения. Вначале они поверхностны, затем постепенно выполняются все с большим надавливанием и снова поверхностны. Данный прием способствует расслаблению мышц корня языка;
· указательным или большим пальцем произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки;
· захватить кончик языка правой рукой. Совершать легкие покачивающие движения из стороны в сторону;
· захватить кончик языка правой рукой. Движение направлено вперед, из ротовой полости, а затем назад, в глубь ротовой полости. Движения плавные, легкие, с постепенным незначительным увеличением амплитуды движений.
После этого переходят к собственно массажу мышц языка.
1. Указательным пальцем правой руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с другой стороны языка, от кончика к корню языка и обратно. Производят поглаживающие движения большим и указательным пальцами из стороны в сторону (от боковой части языка до средней линии и обратно), постепенно продвигаясь от кончика к корню Движения выполняются сначала на одной половине языка, а затем на другой.
2. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка — справа и слева. Поглаживают боковые поверхности языка от кончика к корню.
3. Производят легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец правой руки находится сверху, средний и указательный — снизу языка. Осуществляются перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно, сначала с одной стороны языка, а затем с другой. Движения очень легкие без нажима.
4. При том же положении пальцев легко, без надавливания производят круговые растирающие движения.
5. Захватив кончик языка правой рукой, производят легкое потряхивание.
6. Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем (деревянным или пластмассовым).
7. После расслабляющего массажа можно сделать упражнения пассивной гимнастики, направленные на растяжение и расслабление мышц корня языка.
8. Большой палец находится сверху, средний и указательный — снизу языка, в его средней части, повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогичное движение в левую сторону.
9. Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершить обратное движение. Выполняется медленно, с небольшой амплитудой.
Активизирующий массаж.
При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:
1. движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;
2. в основном используются приемы разминания и перетирания;
3. как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;
4. если снижение мышечного тонуса наблюдается только в какой-либо части языка (например, только на одной половине языка), массажные движения выполняются в основном на пораженной стороне;
5. при сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе логопед предлагает ребенку проглотить слюну.
Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.
1. Перетирание в горизонтальном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой.
2. Положение пальцев то же. Перетирание
мышц языка спиралевидны
ми движениями, сила давления постепенно
увеличивается. Движение направлено от
корня к кончику языка с одной его стороны,
затем с другой.
3. Положение пальцев то же. Перетирание
мышц языка в поперечном
направлении с одной стороны языка, затем
с другой (рис. 93).
4. Большой и указательный пальцы
находятся на боковых поверхностях
языка. Сжать язык с боковых поверхностей.
Удерживать язык в сжатом
положении 1 — 2 с, несколько переместить
пальцы и повторить движение (рис. 94 а).
5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка.
6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка.
7. Похлопывание мышц языка шпателем
(или рифленой поверхностью
ручки, зубной щетки).
8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.
Массаж мягкого нёба
Массаж направлен на активизацию тонуса мышц мягкого нёба и повышение нёбно-глоточного рефлекса. Основным показанием для массажа мышц мягкого нёба является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого нёба.
Общие рекомендации при проведении массажа следующие:
1. массажное воздействие направлено обычно не только на мышцы мягкого нёба, но также на язычно-нёбные и глоточно-нёбные дужки;
2. массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц;
3. массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки.
Массаж мягкого нёба может включать следующие движения.
1. Производят поглаживающие, растирающие, разминающие и ввинчивающие движения в направлении от твердого нёба к увули по всей поверхности мягкого нёба. Поглаживающие, разминающие и растирающие движения справа на лево, захватывающие язычно-нёбные дужки.
2. Надавливающие движения, совершаемые
большим или указательным
пальцем по всей поверхности мягкого нёба
в продольном и поперечном
направлениях.
По мере нормализации состояния мышечного тонуса массаж можно соединять с активными движениями мягкого нёба.
3. Ребенок произносит звук а или э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спиралевидные движения в поперечном и продольном направлениях. Ребенок произносит звуки а или э коротко, отрывисто, используя твердую атаку звука. В это время осуществлять толчковые движения большим пальцем в области мягкого нёба и нёбно-язычных дуг.
В послеоперационный период при ринолалии массирующие движения следует проводить крайне осторожно (только после разрешения врача) в двух направлениях: в продольном, по линии операционного шва, и поперечном, вдоль границы твердого и мягкого нёба. Движения в начале курса послеоперационного массажа должны быть очень легкие, поглаживающие, и лишь постепенно следует переходить к разминающим и надавливающим движениям.
Массаж слизистой оболочки десен и твердого нёба
В ряде случаев у ребенка кроме нарушений мышечного тонуса может наблюдаться слабость кинестетических ощущений. В таких случаях с целью преодоления расстройств артикуляционного праксиса в комплекс массажных движений включают массаж слизистой оболочки твердого нёба и десен.
1. Рот ребенка открыт. Большой
палец расположен на внешней стороне
верхней десны, а указательный — на внутренней
стороне. Энергично нажимая
на дёсны, производить движения справа
налево, а затем слева направо сначала
по верхней, а потом аналогичным образом
по нижней десне.
2. Большим или указательным
пальцем энергично проводить по твердому
нёбу, начиная от передних верхних зубов,
по направлению к мягкому нёбу
до границы с мягким нёбом и обратно.