Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:25, реферат
Важный этап в развитии системы СМП в Российской Федерации - переход к финансированию в системе обязательного медицинского страхования. Скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) СМП) оказываются в рамках базовой программы ОМС. Финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования с 1 января 2013 года.
Введение
Понятие и сущность экстренной медицинской помощи
Право граждан на оказание бесплатной экстренной медицинской помощи
Медико-правовые и юридические аспекты оказания скорой медицинской помощи
Заключение
Список использованной литературы
В новой реальности материальная база здравоохранения оказывается избыточной и нерациональной, потребляющей: на первичное звено - 20%, на скорую медицинскую помощь - 60% всех средств здравоохранения (более половины консолидированных средств, выделяемых на стационарную помощь, используется для оплаты коммунальных услуг и содержания зданий и сооружений). При такой структуре расходов собственно на лечение расходуется менее 20% выделяемых денежных средств. Диспропорции в объемах финансирования ограничивают возможность внедрения современных ресурсосберегающих технологий6.
Следует отметить, что у
медицинских работников "скорой
медицинской помощи" несмотря на
"экстренность" службы, отсутствуют
социальные гарантии, предусмотренные
законодательством для
Изучение нормативной базы по вопросу реализации права пациента на информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства показало, что Основы законодательства (ст. ст. 32, 33) не содержат каких-либо ограничений на оформление данных документов исключительно медицинскими работниками с высшим образованием. В то же время согласно приложению N 10 Приказа МЗ РФ от 26 марта 1999 г. N 100 фельдшер при выполнении обязанностей по оказанию скорой медицинской помощи в составе фельдшерской бригады является ответственным исполнителем всей работы и несет ответственность в установленном законодательством порядке за осуществляемую профессиональную деятельность. В п. п. 29, 30 "Карты вызова", указывается, что согласие или отказ пациента от медицинского вмешательства должны быть подписаны медицинским работником, предоставившим пациенту информацию о его состоянии и получившим согласие (отказ). Следовательно, юридически фельдшер правомочен и обязан оформить и подписать со стороны ЛПУ информированное добровольное согласие или отказ пациента от оказания медицинской помощи.
Наибольшие трудности правового характера в работе фельдшерских бригад вызывает ситуация оказания экстренной медицинской помощи пациенту при ургентных состояниях с нарушением уровня сознания. Согласно ст. 32 Основ законодательства в случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения. Таким образом, юридически только врач выездной бригады правомочен провести экстренную медицинскую помощь пациенту, не способному выразить свою волю, и оформить необходимую документацию. Действия в такой ситуации фельдшера выездной бригады остаются до настоящего времени юридически не регламентированными.
Скорая медицинская помощь имеет свои особенности и в аспекте соблюдения врачебной тайны. В первую очередь необходимо отметить, что оказание скорой медицинской помощи зачастую происходит в присутствии родственников пациента и иных лиц, которые обращаются к сотрудникам бригады за получением информации о состоянии больного. Кроме того, согласно п. 13 Приказа МЗ РФ от 1 ноября 2004 г. N 179 сотрудники станции скорой медицинской помощи должны предоставлять информацию, касающуюся места нахождения больных и пострадавших неограниченному кругу лиц при личном обращении или по телефону. Безусловно, подобная норма обусловлена спецификой скорой медицинской помощи и утверждена в интересах как пациента, так и его близких. В то же время данное основание не включено Основами законодательства (ст. 61) в перечень ситуаций, допускающих разглашение врачебной тайны, в частности самого факта обращения гражданина за медицинской помощью.
Заключение
Полагаем, что действующее
законодательство в части реализации
конституционных прав граждан Российской
Федерации на бесплатную медицинскую
помощь нуждается в совершенствовании
по ряду направлений: определенный объем
оказываемой бесплатной медицинской
помощи должен обеспечивать не только
лечение, но и профилактику, реабилитацию
и адаптацию гражданина к нынешним
условиям жизни; следует установить
виды, формы, основания ответственности
для лиц, отказывающих или ненадлежаще
оказывающих в государственных
и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказать
В Конституции Российской Федерации и Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан обобщено лучшее из мирового опыта. Но в ходе их реализации право человека на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не должно потерять своего содержания
Как показало исследование законодательной базы, остаются нерешенными юридические проблемы, связанные с необходимостью соблюдения врачебной тайны при оказании скорой медицинской помощи. Вопросы о круге лиц, которому возможно предоставление сведений о месте нахождения пациента скорой медицинской помощи, нуждаются в законодательном урегулировании на федеральном уровне.
Отдельной проблемой, требующей скорейшего решения, является правовое положение фельдшерской бригады скорой медицинской помощи, оказывающей скорую медицинскую помощь больному, не способному выразить свою волю. Промедление с началом неотложных мероприятий, связанных с необходимостью участия врача в оформлении необходимых документов, может иметь трагические для больного последствия. Скорейшее решение этой проблемы позволит завершить формирование юридического статуса фельдшера бригады скорой медицинской помощи как полноценного медицинского работника, оказывающего данный вид помощи. В связи с чем считаем целесообразным изложить п. 2 ст. 32 Основ законодательства в следующей редакции: "В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач или иной медицинский работник, оказывающий неотложную помощь, с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения".
Список использованной литературы
1Письмо Минздрава России N 14-0/10/2-2564, ФФОМС N 7155/30 от 26.09.2012
О направлении Методических рекомендаций "Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития" // "Здравоохранение", N 1, январь, 2013 (извлечения)
2 Кoнcтитуция Рoccийcкoй Федерaции oт 12 декaбря 1993 г. // Рoccийcкaя гaзетa – 1993. – 25 декaбря (№ 237)
3 Федеральный закон от 2 декабря 2000 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" // СЗ Российской Федерации. 2000. N 49. Ст. 4740.
4Бевеликова Н.М Конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь: проблемы реализации // "Медицинское право", 2006, N 3
5 СЗ Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607.
6Миняев В.А., Вишняков Н.И. Общественное здоровье и здравоохранение // МЕД-пресс-информ. 2004. С. 195.
7 Белоусова М.С. О медико-правовых аспектах оказания скорой медицинской помощи на современном этапе // Медицинское право. 2004. N 4.
Информация о работе Медико-правовые и юридические аспекты оказания ЭМП