Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов являются важными элементами системы обеспечения инвалидам условий для преодоления ограничений жизнедеятельности, направленными на создание им равных возможностей для участия в жизни общества.
Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ОДНА ИЗ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
1.1. Медико-социальная экспертиза: понятие, значение и нормативно - правовое регулирование
1.2. Порядок направления на медико-социальную экспертизу
1.3. Порядок проведения медико-социальной экспертизы
1.4. Порядок обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНВАЛИДНОСТИ
2.1. Понятие инвалидности. Критерии установления группы инвалидности
2.2. Права и льготы инвалидов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Медико-социальная экспертиза. Основания и критерии установления группы инвалидности. Права инвалидов.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Льготы инвалидам 2 группы в  2013 году:

- инвалиды 2 группы  имеют право на бесплатный  проезд всеми видами городского  транспорта (за исключением такси), а также автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси) в сельской местности в пределах административного района по месту жительства;

- инвалидам  2 группы имеют право на бесплатный  проезд один раз в год к  месту лечения и обратно;

- инвалиды 2 группы  имеют льготы при обеспечении  лекарственными препаратами, которые  выдаются по рецептам врачей, а также им бесплатно предоставляются  перевязочные средства и отдельные  изделия медицинского назначения, при наличии заключения бюро МСЭ о необходимости использования этих средств;

- для работающих  инвалидов 2 группы, которые имеют  статус безработных, предоставляется  право приобретать отдельные  лекарства и изделия медицинского  назначения по рецептам врачей  с 50-процентной скидкой;

- инвалиды 2 группы имеют право покупать ортопедическую обувь в зависимости от степени сложности изделия со скидкой;

- предоставляется  право на бесплатное зубное  протезирование;

- при поступлении  в среднее профессиональное и  высшее профессиональное государственное или муниципальное образовательное учреждение, инвалиды 2 группы имеют право на внеконкурсное зачисление в случае успешной сдачи вступительных экзаменов, если такое обучение не противопоказано медицинским заключением.

Льготы инвалидам 3 группы в 2013 году:

- инвалиды 3 группы  имеют право на 50-процентную скидку  со стоимости проезда на междугородных  линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта  с 1 октября по 15 мая и один  раз (проезд туда и обратно)  в другое время года;

- работающие инвалиды 3 группы, которым присвоен статус безработного, имеют право приобретать отдельные лекарства и изделия медицинского назначения по рецептам врачей с 50-процентной скидкой;

- предоставляется  право покупать ортопедическую  обувь со скидкой, в зависимости от сложности изготовления такого изделия или за полную стоимость.38                                                                                           

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы в том, что  государственная поддержка инвалидов не может сводиться исключительно к пенсиям и социальным выплатам. Важнейшей задачей является обеспечение для инвалидов возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, наравне с другими гражданами иметь доступ к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Намеченные действия должны позволить России ускорить ратификацию Конвенции ООН о правах инвалидов.

Конвенция ООН  о правах инвалидов признает понятие  инвалидности как эволюционирующее. Это означает, что многие функциональные нарушения поддаются коррекции. В течение определенного периода времени специалисты занимаются реабилитацией инвалида по индивидуальной программе, в которую входит лечение, психологическая помощь, выработка рекомендаций для наилучшей адаптации пациента к жизни в новых для него условиях, и в случае эффективности реабилитационных мероприятий, компенсации и устранения нарушенных функций группа инвалидности может быть изменена. Конвенция определяет, что “инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушение здоровья людьми, отношенческими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими”.

В настоящее  время необходимо перейти от сложившейся  в России системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.39                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инвалидность является одним из важнейших показателей  социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом.

Здоровье человека является предметом изучения как естественных, так и общественных наук: биологии, медицины, социологии, психологии, философии и многих других. И все же необходимо помнить, что хотя все медицинские доктрины в своей основе имели две взаимосвязанные цели - сохранение здоровья и лечение болезней, фактически медицина является наукой о болезнях. Человек связан с обществом, со всеми элементами его структуры множеством отношений. Поэтому невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов.

В данной работе была рассмотрена сложившаяся система организации медико-социальной экспертизы, а также права инвалидов в области оказания консультационно-правовой, медико-социальной, трудовой, социальной, психологической помощи, материальной поддержки нуждающихся инвалидов.

Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются жизни общества, зависят от множества социальных и экономических факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости, что во многом определяет государственную социальную политику. Существующая в настоящее время нормативная правовая база не обеспечивает должной объективности в установлении инвалидности и назначения реабилитационных мероприятий, что сказывается на качестве медико-социальной экспертизы. В связи с этим доля измененных решений бюро медико-социальной экспертизы главными бюро медико-социальной экспертизы по обжалованию граждан среди всех проверенных решений по обжалованию составляет более 10 процентов.

Специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) прогнозируется, что при сохранении действующей системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов  к 2015 году численность взрослых инвалидов  в Российской Федерации составит 15,3 - 15,5 млн. человек. Это увеличение числа инвалидов произойдет на фоне продолжающегося демографического кризиса.

В 90-е годы прошлого столетия были утрачены некоторые достижения профилактической медицины, ухудшились основные показатели здоровья (продолжительность жизни, рождаемость, смертность, инвалидность).

Действующая система  медико-социальной экспертизы предполагает неоднократное посещение гражданами ряда учреждений, затрату времени  и усилий для получения документов, необходимых для предоставления услуг по медико-социальной экспертизе. Действующие классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (разработаны на основе Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МКН), которая впервые была опубликована Всемирной Организацией Здравоохранения в 1980 г.), не в полной мере обеспечивают объективность и достоверность оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов, с учетом влияния на жизнедеятельность инвалида факторов окружающей среды, что не позволяет разрабатывать и осуществлять эффективные индивидуальные программы реабилитации инвалидов. Также в практике работы бюро МСЭ при рассмотрении жалоб граждан на решения МСЭ, заседания комиссий в отдельных случаях проводятся без гражданина, а заявитель узнает о решении комиссии по почте. Таким образом, граждане не имеют возможности высказать свои претензии и подробно довести информацию о состоянии своего здоровья до членов комиссии.

В связи с  этим необходима разработка новых подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы.

Например, проработать вопрос о порядке уведомления и получения согласия  гражданина на проведении медико-социальной экспертизы в заочной форме.

Необходимо  ввести нормы предоставляющие право  гражданину проходить освидетельствование  в присутствии доверенных лиц  освидетельствуемого гражданина.

Определить  четко категорию граждан (доверенных лиц) и механизм учета предоставляемой ими информации при освидетельствовании  гражданина. 

Необходима  более детальная правовая регламентация  предусматривающая  порядок привлечения  сторонних специалистов к работе комиссии, права специалистов при  проведении МСЭ, учет мнения специалистов при обжаловании решений МСЭ.

Гражданам должна быть предоставлена более подробная  информация о своих правах при  освидетельствовании, что позволит повысить уровень защищенности граждан  в процессе прохождения МСЭ.

В РФ быстро увеличивается  численность инвалидов. Если в 1992 году в России было 3,98 млн. инвалидов, то сегодня их численность составляет 13,1 млн. человек. Ежегодно в учреждениях медико-социальной экспертизы освидетельствуется более 4 млн. человек, из них впервые признаются инвалидами около 1 млн. человек, повторно – 2,5 млн. граждан. Поэтому необходимо обеспечить инвалидам полноценную жизнь.

В этой связи разработана  государственная программа "Доступная  среда"(2011 – 2015 гг.), которая пришла на смену Федеральной целевой  программе "Социальная поддержка инвалидов (2006-2010 гг.)", в которой предусматривались в основном мероприятия реабилитационной направленности и доступность среды обитания не была приоритетом.

Согласно европейским  взглядам на проблему инвалидности, необходимо приспосабливать окружающую среду под нужды таких людей, и тогда они перестанут быть "людьми с ограниченными возможностями". Возможности инвалидов ограничиваются, когда они сталкивается с барьерами.

Именно поэтому, необходимо перейти от сложившейся в РФ системы  социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества, наравне с другими.

И эта важная задача стоит  перед специалистами как в  системе медико-социальной экспертизы так и, в общем - не только содействие в организации доступности окружающей среды для инвалидов, но и активное участие в просвещении общественности, воспитании толерантности по отношению к инвалидам и их правам на полноценную активную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) " Опубликовано: 24 ноября 1995 г. на сайте "Российской Газеты"
  3. О порядке и условиях признания лица инвалидом: пост. Правительства Рос. Федерации: [от 20.02.2006 г. № 95, в ред. от 30.12.2009 г.] // 
    Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 9. - Ст. 1018.
  4. СЗРФ. 1995.№ 48 Ст.4563. Российская газета.02.12.95.№234
  5. О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы: пост. Правительства Рос. Федерации: [от 17.03.2011 г. № 175, в ред. от 05.12.2011г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 13. - Ст. 1765.
  6. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95(с последними изменениями и дополнениями от 4 сентября 2012 г.) "О порядке и условиях признания лица инвалидом"
  7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». contact@consultant.ru
  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»
  9. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. № 56 «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания
  10. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности"
  11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 874 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения»
  12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. № 77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь»
  13. Декларация о правах инвалидов Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года
  14. Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года
  15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 310н  «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»
  16. Административный регламент  по предоставлению государственной услуги по проведению  медико-социальной экспертизы (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2011 № 295н)

 

Учебная и научная литература

 

  1.  Баранова Д.В. Правовые основы медико-социальной экспертизы [Текст]: сборник нормативно-правовых актов / Д.В. Баранова.- Армавир, 2009 – 78 с.
  2. Морданов Р.Р, Жданюк И.И, ЧирковА.В. Основы медико-социальной экспертизы. Москва «Медицина» 2005 г. ст.130-162
  3. Мостовая О. С. Осипова О. В. Медицинские комиссии, Эксмо «Полный медицинский справочник» 2011 г. 256 стр.
  4. Панов А. Медико-социальная экспертиза / А. Панов // Фармацевт. вед. - 2008. - № 5. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  5. Пузин С.Н. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Москва издательство «медицина» 2, 2008 г.
  6. Сабурова Ю.А. Индивидуальная программа реабилитации инвалида: проблемное нововведение / Ю.А. Сабурова // Социальное  и пенсионное право. - 2010. - № 1. - С. 25-26.
  7. Свинцов А.А, Радуто В.И. Формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалидов. «Эксперт» -2009г.
  8. Старовойтова И. М. Медицинская экспертиза: экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная / И. М. Старовойтова, К. А. Саркисов, Н. П. Потехин. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2010. - 688 с

 

  1. Медико-социальная экспертиза: организация и процедура прохождения. Опыт и новые решения. Журнал "Заместитель главного врача", №3-2013
  2. Данилова С.Г., Панов А.В.: О соотношении правовой регламентации и свободы усмотрения при проведении медико-социальной экспертизы: Статья, ЮрИнфоЗдрав 2010 г. ,14стр
  3. Статья. "О судебной практике в области обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы" (Д.В.Голуб) ("Медицинское право" n 2, 2012)

Судебная  практика

  1. Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 12.12.2012 по делу N 33-3311 Иск о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить на учете удовлетворен, так как нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий была объективно подтверждена комиссионным актом об обследовании жилищных условий, справкой о составе семьи, справкой об инвалидности, и она была поставлена на учет в установленном законом порядке. {КонсультантПлюс}} 

Информация о работе Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов