Медицина и фармация Нового времени (XVII век)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 19:05, лекция

Краткое описание

На развитие науки и медицины, в том числе комплекса фармацевтических науки и аптечной практики, существенное влияние оказали мощные экономические процессы, начавшиеся в Западной Европе в XVII в.
Они были связаны, прежде всего, с продолжавшимся развитием ремесел и торговли. Это развитие было, с одной стороны, инерционным продолжением процессов, начавшихся еще в эпоху позднего Средневековья, получивших мощный импульс в эпоху Возрождения. С другой стороны, эти процессы стали испытывать влияние новых факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 10 Медицина Нового времени.pptx

— 6.68 Мб (Скачать файл)

Лекция 21

 

Медицина и фармация Нового времени 
(XVII век)  
Формирование лекционной системы

Экономическое развитие Европы в XVII веке

 

    • На развитие науки и медицины, в том числе комплекса фармацевтических науки и аптечной практики, существенное влияние оказали мощные экономические процессы, начавшиеся в Западной Европе в XVII в.
    • Они были связаны, прежде всего, с продолжавшимся развитием ремесел и торговли. Это развитие было, с одной стороны, инерционным продолжением процессов, начавшихся еще в эпоху позднего Средневековья, получивших мощный импульс в эпоху Возрождения. С другой стороны, эти процессы стали испытывать влияние новых факторов.
    1. Во-первых, это было формирование торгово-ростовщических капиталов и возникновения банкирских домов. Этот процесс привел к развитию системы кредитования, причем в значительно больших масштабах сделок и их размерах.
    2. Во-вторых, это было возникновение колониальных империй, сопровождавшихся потоком новых товаров, а затем и процессами начавшегося передела мира. Эти процессы привели к возникновению и быстрому укреплению сначала европейского, а затем и мирового рынка.
    3. В-третьих, в европейских государствах стала формироваться новая экономическая политика, – прежде всего это был меркантилизм, и появление новых приоритетов в государственной политике ряда стран (поощрение роста населения, поддержка предпринимательства и, особенно внешней торговли).

 

Изменения в науке

 

    • Традиции юристов оказали существенное влияние на развитие науки в целом. Они постепенно вытеснили господствовавшие до этого традиции медиков. Юристы пренебрежительно относились к Аристотелю, основывали свои убеждения на доводах разума и точных фактах и предпочитали положение non liquet (еще не выяснено) решениям медиков, принимаемым на основании традиций или малочисленных наблюдений. Настоящий научный метод, противопоставляемый методу Аристотеля, отвергал и афоризм Гиппократа: «Искусство вечно, жизнь коротка, опыт опасен, рассуждения ненадежны».
    • Создание нового метода связывают с трудами английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 гг.). В его трактатах, прежде всего «Новом органоне» (1620 г.) и «Об усовершенствовании и расширении наук» он разработал подробную классификацию наук, обосновал экспериментальный метод и сформулировал индукцию как метод исследования законов природных явлений для использования на пользу человечеству.
    • Взгляды Бэкона не сразу были приняты, до середины XVII в. опытный метод существовал в теории. Наука к этому времени как бы распалась не две сферы: одна оперировала данными полученным в результате умозаключений (астрономия и механика), другая – полученными с помощью наблюдений (медицина и биология). Необходима была общая система, которая могла бы объединить естественные науки в единое целое.

Изменения в науке

 

    • Из «наблюдательных» наук значительных успехов достигла ботаника, в которой были предприняты первые успешные попытки создания системы классификации, в частности, введена биноминальная система (Л.Додоэнс, А.Цезальпин, братья И. и К. Баугин), позднее развитая К. Линнеем. Началось интенсивное описание растений вновь открытых земель. В это же время аптекарские сады, которые уже несколько столетий существовали в Европе, стали преобразовываться в ботанические сады, с гораздо более широкими задачами, включая акклиматизацию экзотических растений.

Изменения в науке

 

    • Развитие науки сопровождалось совершенствованием научных и учебных учреждений. Возникли научные Академии и Общества. В 1635 г. при поддержке кардинала Ришелье была учреждена Французская Академия изящной словесности с целью разработки грамматики французского языка. В 1660 г. было основано Лондонское Королевское общество. В 1666 г. была основана Академия естественных наук во Франции.
    • Увеличивалось число университетов. В 1636 г. был основан Гарвардский университет – первый университет в Северной Америке.
    • Однако схема структуры науки была бы неполной, если бы не учитывала еще и прикладные элементы формирующегося научного знания. Эти прикладные элементы являются обязательными для всей науки нового времени, принципиально отвергающей существование науки для науки, чистого знания ради знания. Особым вопросом является лишь характер прикладных элементов.
    • В прикладную сферу для развития биологической и медицинской науки стала превращаться практическая медицина. Этому содействовали медленно накапливающиеся изменения в организации больниц.

 

Благотворительность

 

    • В 1602 г. в Париже Марией Медичи был основан приют для бедных, получивший название «Шарите» (франц. – милосердие), где уход за больными и забота о бедных не разделялись. Начали возникать больницы и приюты для сирот, больницы на основе противочумных госпиталей. В 1671 г. по приказу Людовика XIV для 7000 ветеранов войны был построен Дом инвалидов. При больницах создавались аптеки, часто становящиеся центральными аптечными учреждениями городов.

Фармацевтическое образование

 

    • Изменения стала претерпевать и система медицинского и фармацевтического образования. Борьба фармацевтов за академические звания и развитие лекционного фармацевтического образования (взамен цехового ученичества) привели, в конце концов, к созданию фармацевтических учебных заведений, с одной стороны, и к введению в университетские курсы лекций по фармацевтическим дисциплинам и даже созданию специальных кафедр.

 

Роберт Бойль 
и пять проблем химии

 

 

    • Однако решающую роль в развитии химического эксперимента применительно к изучению биологических явлений внес английский ученый Роберт Бойль (1627-1691 гг.). Основные идеи Бойля были направлены на создание общей химической теории и концепции химических элементов. В отличие от Парацельса Бойль считал, что элементов может быть значительно больше трех. Однако для дальнейшего развития химии было не теоретизирование, а программа экспериментальных исследований, которую Бойль свел к пяти основным проблемам современной ему химии:
    1. Действительно ли огонь «разлагает» все тела?
    2. Являются ли продукты сжигания простыми телами ?
    3. Может ли число элементов быть ограничено тремя?
    4. Действительно ли существуют элементы Парацельса?
    5. Существуют ли вообще элементы, как неделимые компоненты материи?
    • Ключевым вопросом Бойль считал изучение природы горения и дыхания, которые он рассматривал как процессы аналогичные.
    • Эксперименты Бойля, поэтому, были не только чисто химическими, но и физиологическими. По сути, он впервые начал исследование физиологических процессов химическими методами.

Кинетизм и динамизм

 

    • Прогресс физики и механики содействовал утверждению еще одной очень важной для развития медицины рассматриваемой эпохи идеи – идеи о силах. Эта идея появилась уже в науке Возрождения. Она присутствовала в теоретизированиях Парацельса, в его концепциях “энций” и “блас”, в его представлениях об “арканах”, которые были весьма существенными в его концепции лекарств. Но благодаря развитию физики и механики идея сил приобрела рациональную основу.
    • Однако концепции о приложении сил, об их проявлениях испытали на себе влияние эволюционирующих идей физики, которые нашли отражение в смене идей кинетизма и динамизма. Эти две фундаментальные идей оказали важнейшее внимание на развитие естествознания и медицины, прежде всего благодаря тому, что эти идеи привлекались для истолкования природы жизни, основ жизнедеятельности.

Рене Декарт

 

    • Развитие идей кинетизма связано с именем французского ученого философа и врача Рене Декарта (1596-1650 гг.). Декарт провел ряд конкретных исследований вошедших в историю медицины прогресс оптики подвел его к попыткам объяснить природу зрения. Он разработал также механистическое объяснение функций нервной системы, выдвинув идею о рефлексах, рефлекторных движениях, как отражении от мозга “животных духов”, перемещающихся по нервам. Он ввел и термин “рефлекс” (обратное движение), заимствовав его из латинских переводов Экклезиаста. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».
    • Но одной из важнейших идей Декарта была кинетическая идея, в основе которой лежало представление о природе движения тел под влиянием внешнего толчка. По Декарту, атомы могут придти в движение только в результате внешнего воздействия. Движущиеся атомы приводят в движение все новые атомы как сталкивающиеся бильярдные шары.

Исаак Ньютон

 

    • Представления о силах очень широко использовали в биологии и медицине: множество процессов, начиная с брожения или переваривания пищи, объяснялись как результат приложения внешних сил, Таким образом, идея о силах имела фундаментальное значение.
    • Однако в конце XVII в. идеям кинетизма оказалась противопоставлена другая идей – идея динамизма. Ее творцами и пропагандистами были английский физик Исаак Ньютон (1642-1727 гг.) и немецкий философ, математик и врач Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.).
    • По Ньютону, движение было связано с внутренними силами, заложенными в самом движущемся или покоящемся теле. Эти силы – притяжения и отталкивания, – приводили атомы в движение.

Лейбниц

 

    • Идеи Декарта и Ньютона основывались на материалистических, хотя и противоположных принципах. Но спор между сторонниками идей кинетизма и динамизма был усложнен тем, что Лейбниц, также сторонник динамической идей, привнес в нее идеалистическое содержание. Он стремился создать универсальную методологию знания, и поэтому, естественно, распространил идею динамизма на мир живого.
    • Но знания того времени не вооружили его подлинно рациональным объяснением причин жизнедеятельности. Поэтому он для объяснения движения атомов в живых телах (а именно с этим в то время связывали жизнедеятельность) использовал введенную им систему монад – бестелесных простых субстанций, определяющих, по Лейбницу, все свойства физического мира.

Роберт Гук и открытие клетки

 

    • Отец Гука, пастор, готовил его первоначально к духовной деятельности, но ввиду слабого здоровья мальчика и проявляемой им способности к занятию механикой предназначил его к изучению часового мастерства. Впоследствии Гук был отправлен в Вестминстерскую школу, где успешно изучал латинский, древнегреческий и еврейский языки но в особенности интересовался математикой и выказал большую способность к изобретениям по физике и механике. Способность его к занятиям физикой и химией была признана и оценена учёными Оксфордского университета, в котором он стал заниматься с 1653 года; он сначала стал помощником химика Виллиса, а потом Роберта Бойля.

Роберт Гук и открытие клетки

 

    • C 1662 был куратором экспериментов при Лондонском Королевском обществе (с момента его создания).
    • В 1663 Королевское общество, признав полезность и важность его открытий, сделало его своим членом.
    • В 1677—1683 был секретарём этого общества.
    • С 1664 — профессор геометрии Лондонского университета.
    • В 1665 публикует «Микрографию», где описаны его микроскопические и телескопические наблюдения, содержащую публикацию существенных открытий в биологии: он открыл клетки, женскую яйцеклетку и мужские сперматозоиды.
    • В течение своей 68-летней жизни Роберт Гук, несмотря на слабость здоровья, был неутомим в занятиях, сделал много научных открытий, изобретений и усовершенствований.

 

Война врачей и аптекарей

 

    • Стремление аптекарей получить более глубокое образование было связано с продолжающимися открытиями в области лекарственной флоры, а также с развитием иатрохимии.  Старая система образования просто не обладала достаточной мобильностью для того, чтобы оперативно вводить в процесс обучения новые знания. В то же время новые эффективные лекарства начали пользоваться спросом, и аптекари зачастую были просто вынуждены изготавливать и продавать их: в противном случае они теряли клиентов. Во Франции, где медицинский факультет Сорбонны был оплотом традиционной медицины, это противостояние вылилось в так называемую «Войну между врачами и аптекарями».
    • Этот конфликт начался в 1566 г. и продолжался более ста лет.

Информация о работе Медицина и фармация Нового времени (XVII век)