Медицина и фармация Нового времени (XVII век)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 19:05, лекция

Краткое описание

На развитие науки и медицины, в том числе комплекса фармацевтических науки и аптечной практики, существенное влияние оказали мощные экономические процессы, начавшиеся в Западной Европе в XVII в.
Они были связаны, прежде всего, с продолжавшимся развитием ремесел и торговли. Это развитие было, с одной стороны, инерционным продолжением процессов, начавшихся еще в эпоху позднего Средневековья, получивших мощный импульс в эпоху Возрождения. С другой стороны, эти процессы стали испытывать влияние новых факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 10 Медицина Нового времени.pptx

— 6.68 Мб (Скачать файл)

Война врачей и аптекарей

 

    • Поводом для конфликта стало появление в Парижских аптеках нового средства: "рвотного вина", в состав которого входила сурьма. В 1566 г. Медицинский факультет добился издания декрета, согласно которому употребление сурьмы, объявленной ядом, было строжайше запрещено.
    • На самом деле причина конфликта была связана с тем, что аптекари стали все чаще нарушать права докторов факультета, давая советы больным и продавая лекарства без рецептов. Декан медицинского факультета объявил, что аптеки вообще не нужны, так как все болезни можно вылечить с помощью кровопусканий, промывательных и лишь пяти лекарств: ревеня, кассии, александрийского листа, цикория и сиропа, приготовленного из лепестков роз и листьев персика. Судебное дело, которое возбудили в связи с этим аптекари, было проиграно.
    • Во второй половине XVII в. французские аптекари начали активную борьбу за разрыв с ремесленными цехами и создание собственного центра специального образования, где экзамены можно было бы сдавать не перед комиссией врачей, а перед фармацевтами и химиками.

 

Война врачей и аптекарей

 

    • Эти устремления натолкнулись на сильнейшее противодействие врачей Медицинского факультета Сорбонны, которые не хотели отказываться от привилегий, связанных с контролем за аптекарями. Это была вторая фаза "войны врачей". Сейчас это противоречие вышло на новый уровень, причем столкновение приобретало столь острые формы, что для разгона втянутых в борьбу студентов университета и слушателей и профессоров созданной частной Фармацевтической школы, призывали городскую стражу.
    • Лишь в 1666 г. излечение короля, которому не помогали кровопускания, и он был вылечен "рвотным вином", привело к отмене ограничений деятельности аптек.
    • В 1750 г. был издан королевский декрет, который гласил: "Воспрещается медицинскому факультету, равно деканам и докторам факультета, требовать под каким бы то ни было предлогом или поводом, вообще и в частности, присягу или подать от хирургов города Парижа. А также воспрещается упомянутым докторам мешать хирургам в упражнении и исполнении их профессии".

Аптекарский Семинариум

 

    • Повышение образованности аптекарей сопровождалось непрекращающимися попытками повысить свой социальный статус. Уже в XVI в. французские аптекари ходатайствовали о замене цеховой организации аптекарей, с целью превращения аптекарского дела в свободную профессию, по образу и подобию врачей, получавших образование в специальных высших учебных заведениях (Коллегиях и Медицинских факультетах университетов).
    • Одним из первых завоеваний в этом направлении стало создание при Ботаническом саде "Аптекарского Семинариума", который стал прообразом специальных фармацевтических школ. В Семинариуме сначала велось обучение только аптекарских помощников, проводилась подготовка к экзаменам на званием "Мастера", "Магистра" (Maitre) перед специальной комиссией.

 

Аптекарский Семинариум

 

    • В Семинаруме преподавали известнейшие французские фармацевты: Никола Лемери, Н.Лефевр (ок. 1615-1669), а позднее братья Руэль и Антуан Боме (1728-1804). Н.Лефевр издал самый известный до книги Лемери учебник "Трактат по химии" (1660 г.). Будучи протестантом, он покинул Францию и стал Королевским аптекарем в Англии, где стал преподавать химию и фармацию в Лондоне.
    • Занятия в Семинаруме пользовались большим успехом у аптекарских помощников, прежде всего потому, что прослушивание лекций позволяло сильно сократить срок стажировки перед получением звания мастера.
    • Играло роль и то, что экзамен принимали в том числе и лекторы, преподающие в Семинариуме.

 

Никола Лемери

 

    • Одним из этих лекторов был известный французский врач, фармацевт и химик Никола Лемери (1645-1715).
    • Лемери прошел весь путь, который обязаны были проходить аптекари во Франции. Он был учеником аптекаря во французском городе Руан, затем работал в химической лаборатории Королевского сада (Jardin de Roi, впоследствии он стал называться Ботаническим садом – Jardin des Plantes), после чего переехал в Монпелье, где, работая в аптеке, стал давать уроки химии.

 

Никола Лемери

 

    • В 1672 г. он переехал в Париж, где основал собственную фармацевтическую лабораторию, зарабатывая изготовлением лекарств. В этой лаборатории он стал читать лекции, антиалхимические по сути, основанные на новейших достижениях опытной химии; преподавание он сопровождал демонстрацией экспериментов.
    • Материал этих лекций был обобщен в руководстве, вышедшим в 1675 г. под названием "Курс химии".
    • И лекции, и книга получили широчайшую известность. Слушать Лемери приезжали даже химики и фармацевты из-за границы.
    • "Курс химии" при жизни Лемери был издан 11 раз, затем дважды посмертно. Кроме того, он издавался на латинском, английском, немецком, итальянском и испанском языках. По учебнику Лемери училось несколько поколений химиков; лишь в середине XVIII века он был вытеснен учебниками, основанными на флогистонной теории, созданной Георгом Шталем.

 

«Cours de Chimie»

 

    • «Курс химии» Лемери состоял из трех частей. Первая, самая объемистая, часть посвящена описанию минералов и минеральных тел, вторая посвящена растительным веществам, а третья — животным. Введение к курсу помимо общих теоретических вопросов включает описание главных химических операций, а также приборов, в нем разъясняются некоторые химические термины и названия. В конце введения приложена таблица химических знаков.
    • Начинается «Курс химии» Лемери с определения предмета химии: «Химия есть искусство, учащее, как разделять различные вещества, содержащиеся в смешанных телах. Я понимаю под смешанными телами те. которые образуются в природе, а именно: минералы, растительные и животные тела».
    • Далее Лемери перечисляет «химические начала», то есть основные составные части тел. После некоего «универсального духа» (который сам автор признаёт «несколько метафизичным»), Лемери на основании анализа посредством огня выделяет пять основных материальных начал веществ: спирт, масло, соль, вода и земля. Первые три начала — активные, вода и земля — пассивные, так как ослабляют «живость» активных начал.

Гийом Франсуа Руэль

 

    • Гийом Франсуа Руэль (1703-1770) прошел совсем иную школу: он учился в г.Блуа, а затем в университете в родном городе Каэн, после чего окончил Парижский университет, но врачом не стал, а увлекся фармацией и химией.
    • В 1742 г. он был назначен профессором-демонстратором в Ботанический сад. В середине XVII в. Сад стал достаточно нетрадиционным образовательным центром, в котором читались лекции по различным естественным наукам. Однако и успех преподавания, и его размах определялся прежде всего личностью профессора. Руэль не проявил себя как ученый-исследователь – он оставил после себя только пять малозначительных статей (одна из них посвящена методам бальзамирования, применявшихся в Древнем Египте). Но он создал крупнейшую и очень популярную во Франции химическую школу.

Гийом Франсуа Руэль

 

    • Руэль начал важнейшую работу по приведению накапливающихся химических знаний в систему – т.е. по превращению химии в науку. Им были использованы еще достаточно традиционные принципы систематизации химических веществ: по "царствам природы". Вместе с тем Руэль собрал и обобщил огромный эмпирический, практический материал - самое ценное для фармацевтов.
    • Необходимо учесть, что Руэль читал свои лекции в то время, когда еще продолжалась работа Королевской Академии наук по изучению фармацевтических характеристик тропической флоры (знаменитый "Проект"). До Руэля (с 1725 г.) лекции по химии в Ботаническом саду читал Л.К.Бурделен (1696-1777), самый знаменитый фармацевт Франции, один из руководителей "Проекта". Однако лекции Бурделена были заполнены абстрактными рассуждениями о "природе" химических явлений и не вызывали интереса у слушателей.
    • Брат Руэля – Илер Марен Руэль (1718-1789) стал его преемником в Ботаническом саду. Ему химия обязана открытием мочевины, как составной части мочи человека.

Специализированные фармацевтические учебные заведения

 

    • Первый настоящий прорыв в деле фармацевтического образования произошел не в Париже, а в Нанси, резиденции изгнанного польского короля Станислава Лещинского, имевшего права на французский престол. Он в 1752 г. основал "Королевскую коллегию" (College Royale), где кроме врачей и хирургов, готовили также фармацевтов, необходимых Нанси.

Специализированные фармацевтические учебные заведения

 

    • Затем права фармацевтов были подтверждены и в Париже. 25 апреля 1777 г. на основании Королевского декрета фармацевты Франции получили общую автономию, а Фармацевтическая коллегия (College de Pharmacie) получила права высшей школы, привилегию исключительного обучения фармацевтов с присвоением ученых степеней. Студенты Коллегии слушали лекции по химии, фармации, ботанике и фармакогнозии.
    • В 1803 г. Коллегия была переименована в Фармацевтическую школу (Ecole de Pharmacie), первым директором которой стал Луи Никола Воклен (1763-1829). Назначение Воклена знаменовало примирение университетского и специального фармацевтического образования, так как Воклен вскоре стал профессором химии Медицинского факультета.

Специализированные фармацевтические учебные заведения

 

    • Воклен был самой знаменитой фигурой фармацевтического образования во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Последователь Лавуазье, ученик Фуркруа, он был известен и как ученый-теоретик, и как экспериментатор, а также как выдающийся практик в самых различных областях - в частности он сыграл важную роль в становлении французской парфюмерной промышленности.
    • Фармацевтическая школа в Париже вошла в систему специальных высших школ, созданных Наполеоном Бонапартом и стала образцом для основания подобных Высших фармацевтических школ в Страсбурге и других французских городах.

Век Просвещения и промышленная революция

 

    • В XVIII веке в Европе складывалась новая система экономических отношений, подчиненная интересам новых классов и новых социальных групп.
    • Хотя этот период очень богат разнообразными событиями он составляет единое целое вплоть до того момента, когда в число решающих факторов социального развития оказался включенным научно-технический прогресс, сильнее изменивший современное общество, чем революции предшествующих веков.
    • Две наиболее характерные особенности XVIII века – начало промышленной революции и развитие науки и системы образования, почему это время и получило имя «эпохи просвещения».

 

Век Просвещения и промышленная революция

 

    • Для понимания процессов развития современных медицинской и фармацевтических наук этот период истории науки является ключевым. Именно в это время сформировались все основные направления современной медицинской науки и практической медицины, сложилась ее структура, как когнитивная (структура системы медицинских знаний), так и социальная (структура ее исследовательских центров и принципов организации, финансирования и управления). Благодаря развитию экспериментальной и теоретической химии исключительное развитие получила фармация, обретшая благодаря химии свои теоретические основы и вооруженная мощнейшими химическими методами анализа и синтеза.

«Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел»

 

    • «Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers» – французская энциклопедия, одно из крупнейших справочных изданий XVIII века (т. 1-35, 1751-1780). Её вступление, написанное Жаном Лероном Д’Аламбером, можно рассматривать как манифест идей Просвещения.
    • Работа состояла из 35 томов, насчитывала 71818 статей и 3129 иллюстраций. Первые 28 томов (17 томов текста (60 тысяч статей) и 11 томов «гравюр» (иллюстраций к тексту)), опубликованные между 1751 и 1766 годами, были созданы под редакцией Дидро (хотя некоторые тома, состоящие из одних иллюстраций, не были напечатаны до 1772) Оставшиеся пять томов энциклопедии были написаны другими авторами в 1777, а 2 тома индекса (указателей) – в 1780. Много видных фигур эпохи просвещения приложили руку к созданию статей, включая Вольтера, Руссо, Монтескьё. Человеком, который внёс наибольший вклад является Луи де Жокур, который написал 17266 статей, или примерно по 8 в день с 1759 по 1765.

 

«Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел»

 

    • Создатели энциклопедии видели в ней инструмент, при помощи которого они уничтожат суеверия, предоставляя доступ к знаниям человечества. Это было квинтэссенцией мыслей Просвещения. «Энциклопедия» подвергалась жёсткой критике, в основном из-за тона, в котором она обсуждала религию. «Энциклопедию» обвиняли в том, что она наносит вред религии и общественной морали, ее издание неоднократно приостанавливалось. «Энциклопедия» высказывалась в пользу протестантизма и оспаривала католические догмы. Больше того, в ней религия рассматривалась как ветвь философии, а не как последнее слово в науке и морали.
    • Роль «Энциклопедии» как интеллектуальной подоплёки французской революции неоспорима. Encyclopædia Britannica в 1911 году пишет: «Не существовало никогда энциклопедии, политическая важность которой была бы так велика, равно как и энциклопедии, которая заняла бы такое видное место в жизни общества, истории и литературе своего века. Она не только давала информацию, но навязывала мнение».

Информация о работе Медицина и фармация Нового времени (XVII век)