Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 08:54, курс лекций
Слово «этика» произошло от греческого ethos, что означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших отдаленных предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
Под нравственностью принято понимать совокупность принципов или норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу, а также к обществу. Наиболее общие и существенные нормы поведения людей относятся к моральным принципам.
План лекции
История этичных концепций и учений.
Понятие «медицинская этика», ее основные задачи.
Медицинская деонтология как раздел медицинской этики, ее основные задачи.
Молодому медработнику легко и просто будет работать в коллективе, если он умеет уважать других, с доверием и доброжелательностью относиться к коллегам. Уважать других - это значит считаться с их мнением и убеждениями, интересами и нуждами, т.е. быть внимательным и чутким к окружающим людям, вежливым, деликатным, скромным. Не допустимо проявление фамильярности в обращении друг к другу в присутствии пациентов. Нормой взаимоотношений медработников является бережное отношение к авторитету - своему и коллег. Совершенно справедливо мнение, что пациент и его родственники свое отношение к медицине строят на основе наблюдений за взаимоотношениями между медработниками.
Влияние медработника на пациента при общении с ним основано на определенных механизмах, связанных с психологической компетентностью медработника. Среди таких механизмов можно отметить 6:
1. состояние здоровья пациента, его внешний вид, образ жизни;
2. соблюдение этики взаимоотношений;
3. признание медицинским работником значимости личности пациента, основанное на взаимопонимании, доверии, конфиденциальности;
4. эффект внушающего воздействия медицинского работника на психику больного
5. эффект стиля лечения:
- «домашний» стиль построен на теплой атмосфере взаимоотношений медперсонала и больного, которые доминируют над объемом непосредственных медицинских вмешательств,
- стиль « медицинского доминирования» - на формальных отношениях и преобладании объема медицинских вмешательств;
- «стиль терапевтического взаимодействия» - на партнерстве медперсонала и больного, являющихся активными участниками лечащей команды.
Типы медсестер.
И.Харди в книге «Врач, сестра, больной» описывает 6 типов медсестер по характеристике их деятельности.
1. Сестра-рутинер. Наиболее характерная черта - механическое выполнение своих обязанностей. Полученные задания она выполняет с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умение, но работает автоматически, безразлично, не сопереживая, не сочувствуя пациенту. Такая медсестра способна разбудить спящего больного только ради того, чтобы дать ему снотворное, назначенное врачом.
2. Сестра, «играющая заученную роль». Такая медсестра в процессе работы разыгрывает какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Она играет роль альтруиста, благодетеля, но поведение ее искусственное, показное.
3. Тип «нервной» сестры. Это эмоционально лабильные личности, склонные к невротическим реакциям. В результате они часто раздражительные, вспыльчивые, могут быть грубыми. Такую медсестру можно видеть хмурой, как бы обиженной. Среди ни в чем не повинных пациентов. Она очень ипохондрична, боится заразиться или заболеть «тяжелой болезнью». Нередко отказывается выполнять различные задания якобы потому, что не может поднимать тяжести, болят ноги и т.д. Такие медсестры создают помехи в работе и нередко вредно влияют на пациентов.
4. Тип личности с мужеподобной, сильной психикой. Такие медсестры отличаются настойчивостью, решительностью, нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с пациентами. В благополучных случаях такие медсестры могут быть хорошими организаторами.
5. Сестра материнского типа. Такая медсестра выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы о пациентах, сочувствия. Работа для нее - неотъемлимое условие жизни. Она все может и всюду успевает. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и ее личная жизнь.
6. Тип специалиста. Это медсестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специальных лабораториях; фактически преданы своей узкой специальности.
Лекция № 5.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЛЕЗНИ И ПРОБЛЕМЫ МЕДСЕСТРИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ.
План лекции.
Известно, что особенно напряженными и тревожными для пациента являются первые часы и дни пребывания в стационаре.
Зная особенности реакции пациента на больничную обстановку, можно облегчить процесс адаптации и смягчить переживания и тревогу пациента.
От первого контакта больного с дежурной медсестрой часто зависит его настроение, отношение к лечебному учреждению. Если медсестра отнеслась к больному участливо и заботливо, проводила его в палату, показала пациенту его постель, позаботилась о создании комфортных условий, о своевременном приеме пищи, пациент легче адаптируется к госпитализации.
Тяжелее переносят госпитализацию те пациенты, которым уже пришлось побывать в стационаре и для которых пребывание там, было сопряжено с неприятными эмоциями, переживаниями, тягостными ощущениями в связи с диагностическими и лечебными процедурами.
Работа медсестры связана не только с большой физической перегрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с пациентами, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.п. Очень важно быстро установить контакт с пациентом. Медсестра должна соблюдать принципы лечебно-охранительного режима. Находясь постоянно среди пациентов, медицинская сестра должна проявлять к пациенту доброжелательное, теплое отношение, оказывая психотерапевтическое воздействие. Забота, внимание являются основой контакта между медсестрой и пациентом. Огромное значение при этом имеет словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи.
При установлении контакта с пациентом необходимо понять переживания больного и сочувственно принять их. Большое значение имеет готовность медсестры к состраданию. Сочувственный отклик на жалобы пациента, стремление по возможности облегчить болезненные переживания порой оказывают не меньшее лечебное действие, чем медикаментозное лечение. Иногда важно просто выслушать пациента, но не формально, а с элементами эмоционального участия, соответственно реагируя на услышанное. Умение слушать является одним из важных свойств хорошего медработника.
Большое значение в общении с пациентом является вселение веры в выздоровление, уверенности, что его правильно лечат и своевременно окажут необходимую помощь. Неудовлетворение просьб пациента, опоздание на вызов больного, небрежное выполнение назначенных врачом процедур, административно-холодный тон медсестры вызывают у пациента тревогу за свое состояние, желание пожаловаться на медработника. В случае если выполнить просьбу пациента невозможно, надо найти правильную и вежливую форму отказа, мотивировать свои действия. Вступать в спор с пациентом недопустимо. Чтобы предупредить конфликт с пациентом, необходимо убедить его в том, что он не прав, а его требования противоречат его же интересам, мешают восстановлению его здоровья.
Деонтологическое поведение медсестры с детьми дошкольного возраста.
Для детей дошкольного возраста характерно:
При общении с детьми медсестра должна уметь:
- создать теплое эмоциональное общение;
- отвлечь ребенка от болезни при помощи
различных игр и др.;
- профессионально общаться с родителями.
Деонтологическое поведение с подростками.
Для подростков характерна бравада - пренебрежительное отношение, в данном случае к болезни, и игнорирование советов взрослых, медперсонала, поэтому с ними нужно обращаться как со взрослыми, доступно объясняя необходимость лечения, соблюдения правил внутреннего распорядка отделения; особенно они ценят уважительное отношение к ним. За бравадой они часто прячут свой страх перед болезнью, поэтому медсестре необходимо убедить подростка в выздоровлении, если он будет придерживаться определенных требований.
Важно организовать свободное время подростков, находящихся на стационарном лечении (привлекать их к посильной помощи медперсоналу в организации игр с более младшими пациентами, в работе медперсонала). Но ненавязчиво необходимо контролировать их действия, так как подростки склонны к перегибам в своих поступках.
Деонтологическое поведение с людьми пожилого и старческого возраста.
Особенности характера людей пожилого и старческого возраста:
Медсестра должна поддерживать у пациента ощущение собственной значимости, ориентировать на двигательную активность, формировать мотивацию на выздоровление, подчеркивать уважительное отношение к пациентам пожилого и старческого возраста.
Отношение больного к болезни может быть адекватным и неадекватным.
Адекватное отношение - это признание факта болезни, объективная оценка своего состояния с учетом медицинского заключения. Возникает при сотрудничестве пациента с врачом и медперсоналом.
Варианты неадекватного отношения пациента к заболеванию и состоянию здоровья:
- отрицательное - игнорирование факта болезни, влияния факторов риска, состояния предболезни
- пренебрежительное - недооценка тяжести болезни, факторов риска, состояния предболезни
- ипохондрическое - уход в болезнь
- утилитарное - получение известной выгоды от болезни материальной и моральной
- аггравация - преувеличение симптомов болезни
- синдром Мюнхаузена - наличие симптомов при отсутствии болезни.
Эгогения - отрицательное влияние на состояние больного,которое создает он сам (самовнушение, уход в болезнь).
Эгротогения - неблагоприятное влияние одних больных на других в процессе их общения.
Ятрогения - болезненное состояние, вызванное дефектами деятельности и общения медперсонала с пациентами.
Ятрогения - это болезненное состояние или болезнь, развившиеся вследствие неправильного поведения медработника.
Причины ятрогений:
Ятропсихогения - отрицательное влияние на психику больного.
Ятрофармакогения - болезненное состояние, вызванное действием на организм лекарственных средств.
Профилактика ятрогений.