Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:10, курсовая работа
В нашей стране долгие годы в условиях монопольной государственной системы здравоохранения качество, как и другие важнейшие составляющие отечественной медицины, в основном декларировалось и сводилось к субъективному ретроспективному выборочному контролю результатов по историям болезней закончивших лечение больных. Лишь в особых случаях при развитии тяжелых осложнений и летальных исходов экспертизу качества проводили уполномоченные руководством органа или учреждения здравоохранения специалисты соответствующего профиля.
Введение……………………………………………………………………… 3
1.Понятие качества медицинской помощи (КМП) и его оценка ………. 4
1.1 Оценка качества МП …………………………………………………6
1.2 Контроль КМП 9
2. Система управления КМП ……………………………………………..13
2.1 Этапы развития системы управления КМП ……..14
2.2 Уровни развития системы управления КМП………………………. 15
2.3 Концептуальные модели управления КМП ………………………. 19
2.3.1. Индустриальная модель управления КМП ……………………..19
3. Создание системы управления КМП в ЛПУ …………. ……………… 26
4. Заключение …………………………………………………………….. 29
Список используемой литературы …………………………………….32
1. Дальнейшее систематическое
2. Текущее и перспективное профессиональное обучение персонала.
3. Целенаправленная поддержка
4. Демонстрация достижений в области качества на собраниях трудовых коллективов.
Обучение вопросам качества и управлению качеством медицинской помощи является наиболее сложным разделом выполнения программы по обеспечению мотивации у персонала. В отличие от популярного лекционного курса, изложенного в рамках модели обеспечения качества, на этапе внедрения индустриальной модели обучение необходимо проводить в пределах систематизированной программы с учетом основополагающих принципов педагогики и собственных достижений в области качества. При этом желательно использовать трехэтапную систему обучения: первый этап - главный врач и его заместители; второй этап - руководители подразделений (на месте - в виде лекций и семинаров, в городах РФ и за рубежом); третий этап - персонал учреждения (на месте - в виде лекций и семинаров). В последнем случае лучше следовать принципу "обучения в малых группах" с изложением вопросов, касающихся узкопрофессиональной сферы интересов обучающихся в преломлении к проблеме непрерывного повышения качества.
Таким образом, новый подход к управлению
качеством – регулирование качества,
включает три важнейших элемента: контроль,
анализ, регулирование (выбор и осуществление
действий, обеспечивающих поддержание
требуемого уровня качества).
3 .СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
КМП В ЛПУ
включает ряд этапов.
1. Инициативный этап:
по инициативе руководства обсуждаются
цели и задачи в области улучшения качества,
показатели и система оценки качества,
выявление и анализ проблем и путей их
решения, методы и формы контроля. Сотрудники
в подразделениях вырабатывают основные
предложения по формированию плана для
себя и своих подразделений. Формируется
сводный план в области улучшения качества.
2. Этап организации
– руководство ЛПУ, через руководителей
подразделений, определяет первоочередные
проблемы, показатели оценки, методы работы,
сроки и ответственных.
3. Этап реализации –
сотрудники ЛПУ в соответствии с планами
осуществляют деятельность, направленную
на разрешение проблем и их причин, руководство
проводит мониторинг процессов.
4. Этап контроля – руководство
подводит итоги и оценивает деятельность
по улучшению качества. Констатируется
достижение или не достижение поставленных
целей. Соответственно выводам определяются
последующие планы.
Внедрение системы управления качеством
необходимо начинать с организации группы
(комитета, совета, центра) из числа руководства
учреждения. Для снижения психологических
барьеров и сопротивления к переменам,
создания высокой мотивации и профессионального
интереса к проблемам качества медицинской
помощи необходимо участие сотрудников
в разработке методов и методических материалов.
Избежать консерватизма возможно также
с помощью нововведений, которые в системах
управления качеством делятся на две группы:
1. Функциональные – затрагивают задачи
одной из функций управления качеством
и не требуют структурных изменений системы,
например – поощрение.
2. Системные – затрагивают несколько
функций и вызывают необходимость внесение
изменений в содержание элементов системы,
например изменение формы оплаты труда.
В задачи рабочей группы по управлению
качества медицинской помощи входят:
1.Изучение соответствующих нормативных
документов в области обеспечения качества,
анализ материала.
2. Анализ существующих проблем и возможностей
организации в обеспечении качества. Для
эффективного выполнения этой задачи
целесообразно организовать обучение
членов группы для достижения единого
видения стоящих проблем и постановки
реальных достижимых целей.
3. Определение существующих проблем, которые
можно решить. При этом трудно ответить
на вопрос – Что важнее? – финансовые
затраты, уровень качества медицинской
помощи, оказанной пациенту или интересы
непосредственных исполнителей. Должен
быть решен вопрос – какие проблемы со
здоровьем существуют у обслуживаемого
контингента, как и насколько эффективно
они решаются, какие затраты несет при
этом ЛПУ, какая нагрузка на медперсонал.
Современная проблема здравоохранения
заключается в том, что пациент «разорван
на куски», каждый специалист на достаточно
высоком уровне решает свои специфические
задачи. В результате у пациента возникает
чувство «брошенности» и недоверия качеству
медицинской помощи. В решении этой проблемы
ведущая роль принадлежит сестринской
помощи, как связующему звену между пациентом
и деятельностью различных служб ЛПУ.
4. Формулировка конкретных достижимых
целей и задач, составление плана разработки,
внедрения и контроля.
5.Разработка механизма внедрения, учет
результата. Результат должен быть измеримым.
Здесь нужны не слова, а цифры.
6.Механизм коррекции, внесение изменений.
Обеспечение качества – это процесс
формирования необходимых свойств и характеристик
медицинской помощи при ее оказании, а
также поддержание этих характеристик на необходимом уровне. Для обеспечения
качества медицинской помощи требуются
следующие условия:
1.Фундаментальная база, определяющая
основу для оказания качественной медицинской
помощи (материальная база, персонал, его
интерес и квалификация).
2. Глубоко продуманная организационная
структура и четкое управление ЛПУ в целом
и качеством медицинской помощи в частности
– дополняет фундамент и позволяет реализовать
возможности.
Главная особенность обеспечения качества
медицинской помощи – более тесное взаимодействие
с потребителем. В связи с эти необходимо
учитывать дополнительные элементы, относящиеся
к человеческому фактору и организации
работ:
§ культура общения с пациентом
§ доступность персонала для пациентов
§ гибкость форм, оперативность предоставления
помощи
§ гигиена, безопасность, комфорт, эстетика
места оказания помощи
§ формирование благоприятного образа
организации и ее репутации
Основными элементами механизма обеспечения
качества медицинской помощи являются:
1.Сбор информации о компоненте качества
на данном иерархическом уровне (рабочем
месте, подразделении, ЛПУ, регионе, по
стране в целом). В ЛПУ заполняется документация
медицинская, о состоянии кадров, медико-техническая,
бухгалтерская отчетность, также заполняется
документация по результатам проверки
участников контроля.
2.Анализ полученной информации.
3.Принятие на основе полученной информации
управленческих решений, направленных
на создание благоприятных условий для
оказания качественной медицинской помощи.
4.Контроль за реализацией принятых решений.
5.Анализ эффективности управленческого
решения.
6.При необходимости проведение корректирующего
воздействия : (ответственность
(уголовная, административная, гражданская);
поощрение (материальные стимулы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В течение последнего десятилетия произошло
значительное перевооружение медицинских
организаций современной техникой и технологиями.
Повсеместно стали доступны ультразвуковые методы визуализации,
эндоскопические методы диагностики и
лечения. Многие крупные больницы пользуются
биохимическими анализаторами и анализаторами
крови. Перестали быть редкостью Холтеровское
мониторирование и суточное мониторирование
артериального давления. В онкологии и
гематологии внедряются цитогенетические
и иммуноферментные методы диагностики.
Резко изменился спектр лекарственных
средств: на смену малоэффективным пришли
лекарства, доказано уменьшающие проявления
болезней, существенно влияющие на продолжительность
жизни. Расширилась доступность высокотехнологических
методов оказания помощи: кардиохирургические
и сосудистые операции, трансплантации
почек, костного мозга и стволовых клеток,
постепенно внедряется трансплантация
печени.
Все это требует больших вложений в ресурсную
составляющую качества медицинской помощи.
Возрастает значение выбора тех или иных
технологий, лекарственных средств на
основе результатов клинико-экономического
анализа.
Мониторинг деятельности по контролю качества медицинской помощи - аналитическая система слежения за деятельностью по непрерывному улучшению доступности и качества медицинской помощи, составляющими которого являются: перманентное наблюдение, анализ, оценка и прогнозирование результатов деятельности по контролю и надзору за качеством медицинской помощи и динамики непосредственно качества медицинской помощи. Мониторинг направлен на получение информации о состоянии и динамике уровня качества медицинской помощи, деятельности по его непрерывному улучшению, изучение уровня и тенденций развития Системы государственного контроля и надзора за качеством медицинской помощи, выделения "критических точек" ее функционирования, выявление закономерных зависимостей, а также оценки непосредственного влияния данного направления деятельности на качество медицинской помощи.
Проведенный Росздравнадзором анализ функционирования существующих систем контроля КМП показал, что в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации результаты контроля остаются невостребованными, не используются для принятия управленческих решений и оценки полноты и эффективности их реализации. Несмотря на то, что каждым из участников действующей в настоящее время в России системы контроля КМП ежегодно проводится значительный объем работы, до настоящего времени не удается обеспечить декларируемое надлежащее качество оказываемой гражданам бесплатной медицинской помощи.
Для повышения качества медицинской помощи необходимо улучшить организацию работы медицинского персонала, структурных подразделений ЛПУ на основе организации стандартов, совершенствовать систему последипломного обучения специалистов с высшим и средним медицинским образованием, определять компетентность каждого специалиста в рабочем порядке, а так же при аттестации врачебного и среднего медицинского персонала, создать систему управления и контроля текущего процесса на основе стандартов качества, организационных стандартов и современных технологий, создать действенную систему признания заслуг персонала, тесно увязанную с качеством работы.
Залогом успешного внедрения модели непрерывного повышения качества является ответственность руководителя за проводимые преобразования, его одержимость идеей непрерывного повышения качества и подчинение данной политике деятельности всех структурных подразделений учреждения, обеспечение гарантий качественных медицинских услуг пациентам с учетом их явных и скрытых потребностей, удовлетворение сфер интересов всех заинтересованных в качественных медицинских услугах сторон. Одержимость лидером концепцией непрерывного повышения качества должна демонстрироваться в каждом его действии, в каждом высказывании, в каждом издаваемом им директивном документе. Только в этом случае у сотрудников будет складываться мнение о том, что их деятельность немыслима без постоянного повышения качества медицинской помощи. С этой целью используются не только выступления на общих собраниях трудового коллектива, но и прямые контакты с персоналом каждого из подразделений в форме дискуссионных бесед. Основные решения администрации и основные вопросы рассматриваются исключительно с позиций повышения качества. В структуру текущего и стратегического плана работы учреждения следует включить центральным разделом - "Планирование в области качества". Слово "качество" не должно сходить с уст руководителя, оно должно занимать всю его жизнь, все мысли, все действия. И только тогда персонал может и должен проникнуться данной идеей, поняв, что подчиняясь ей, он делает свою жизнь интересной, полноценной и счастливой. Это неразрывно связано и с постоянным лидером самой организации.
1. Абашин Н.Н. Удовлетворенность пациента как показатель качества медицинской помощи /Н.Н. Абашин //Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1998.-№ 5. - С.31-33.
2. Алимский А. В. Принципиальные подходы к организации бюджетной и внебюджетной помощи населению /А.В.Алимский //Медицинская помощь.- 1995.-№6. -С. 4-5.
3. Белин Н.Б. Оценка качества медицинской помощи: Мнение медицинских работников /Н.Б. Белин, , Л.Г. Ананьина //Здравоохранение. —1999. № 8. - С. 15-17.
4. Борисов А.И. О контроле качества медицинской помощи /А.И. Борисов, //Здравоохранение Российской Федерации. 1999. - № 3. -С.34-37.
5. Василенко З.С. О дальнейшем повышении эффективности и качества стоматологической помощи/З.С.Василенко.- Киев, 1981.- 170 с.
6. Вишняков Н.И. Анкетирование посетителей как метод оперативного контроля качества организации лечебного процесса /Н.И. Вишняков // Проблемы социальной гигиены и история медицины.- 1998.- №1.- С.48-50.
7. Вялков А.И. Информационные технологии в управлении лечебно-профилактическими учреждениями в условиях ОМС /А.И. Вялков, В.А. Гройсман //Вестник обязательного медицинского страхования. 2001. - № 1.-С.4-8.
8. Вялков А.И. Управление качеством в здравоохранении / А.И. Вялков // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2003. - № 3.- С. 3-10.
9. Камаев И.А. Контроль качества медицинской помощи в условиях центральной районной больницы /И.А.Камаев, М.С.Иксанов, С.А.Молодцов и др. //Проблемы социальной гигиены и история медицины.- 1997.- №3.-С.20-10. Региональное здравоохранение: проблемы и перспективы /А.С.Фаустов, К.М.Резников, И.Э.Есауленко, В.М.Щербаков и др. //Консилиум,- 2000.-№3.- С.62-65.
11. Тогунов И.А. Медицинское страхование. Кратность врачебных посещений в поликлинической практике./И.А.Тогунов //Главврач.-2002. №5.-С. 22-2
Информация о работе Методы и модели управления качеством медицинской помощи