Организация логопедической помощи в системе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

Логопедическая помощь (греч. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение) — вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.). Своевременные лечебно-коррекционные мероприятия позволяют ускорить развитие речи у детей или устранить ее приобретенные нарушения у взрослых, предупредить вторичные изменения интеллекта, обусловленные расстройствами речи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Логопедическая помощь детям в системе здравоохранения ……5
Глава 2. Логопедическая помощь взрослому населению в системе здравоохранения………………………………………………………………11
Глава 3.Общие требования к оформлению логопедического кабинета….13
Заключение……………………………………………………………………15
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

логопедия.docx

— 34.48 Кб (Скачать файл)

Имеется тесная связь со школами близлежащего района, ведущими в городе, области, республике медицинскими учреждениями.

Непосредственное руководство детского психоневрологического санатория осуществляет главный врач (психоневролог или педиатр).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Логопедическая помощь взрослому населению в системе здравоохранения

За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д.

Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа:

1. Стационарного (неврологические отделения при больницах).

2. Полустационарного (кабинеты  трудотерапии).

3.Амбулаторного (методические кабинеты при районных поликлиниках города).

Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4—6 человек за рабочий день. Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстановительного обучения в условиях поликлинического кабинета охватывает одновременно от 10 до 17 человек. Количество занятий в неделю с каждым больным планируется от 1 до 5 раз и обусловлено состоянием пациента. Курс восстановления речи длится в среднем 3 месяца. При наличии соответствующих показаний больному курс обучения можно повторить. Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуальные логопедические занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж и физиотерапия. Открытие полустационаров с широким использованием трудовой терапии для больных с афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной адаптации и психотерапевтического воздействия.

Оказание логопедической помощи в условиях неврологического отделения больным с выраженными нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществляется поэтапно. Раннее коррекционное воздействие повышает эффективность работы и имеет большое профилактическое значение.

Сроки нахождения больных в неврологическом стационаре 1—3 месяца.

Больным с тяжелой формой заболевания рекомендуются повторные стационирования с интервалом 6—12 месяцев. Общий объем логопедической работы включает 1—2 года и более.

Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т. д.) и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности.

С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в первые недели — 10—15 минут (1—2 раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 раза в месяц фиксируется динамика логопедической работы (текущий эпикриз).

Наряду с утренними занятиями рекомендуется проводить и вечерние в форме домашнего задания.

Эффективность логопедической работы во многом определяется контактом логопеда с врачом и родственниками больного.

 

 

Глава3.Общие требования к оформлению логопедического кабинета

Индивидуальные, групповые и фронтальные логопедические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений. Финансирование логопедических кабинетов осуществляется областным, городским и районным отделам народного образования по смете того учреждения, где работает логопед.

В логопедическом кабинете необходимо иметь: шкаф для пособий и литературы, столы и стулья для проведения занятий. Число столов должно быть не менее 4, не считая большого стола для логопеда, а количество стульев — не менее 8—10.

В логопедическом кабинете должна быть навесная доска, половина которой разлинована, кроме этого на ней должны быть приспособления для размещения картинок, фланелеграфа, предметов и другого оборудования занятий. Необходимым в оборудовании логопедического кабинета является настенное зеркало со шторой размером 70х100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие зеркала 9—12 см для индивидуальной работы (не менее 10 штук).

Для удобства пользования дидактическими пособиями логопед оформляет специальную картотеку.

Оборудование логопедического кабинета дополнительно включает:

1. Специальные пособия  для развития фонематической  дифференцировки (набор парных предметных  картинок, соответствующих словам  с начальными звуками, близкими  и далекими по звучанию, и различной  звуковой и слоговой сложностью); наборы картинок, соответствующих  словам с различным местоположением  букв: в начале, в середине, в конце.

2. Наборы различных слов  и картинок для составления  предложений; набор опорных фраз  для составления рассказов; фразы  с пропусками слов, различных  по их грамматической принадлежности  и по степени (характеру их  связи с фразеологическим контекстом).

3. Наборы предложений, соответствующих  различным логико-грамматическим  конструкциям, и пространственные  схемы предлогов.

4. Наборы слов с пропущенными  буквами; тексты предложений и  рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов.

5. Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов.

6. Наборы букв разного  шрифта; цифр; элементов букв и  цифр, наборы арифметических примеров  и элементарных задач; наборы  геометрических фигур и элементов  фигур для конструирования.

7. Стихи, пословицы, басни  с разработанными к ним вопросами, поговорки, юмористические рассказы.

8. Наборы текстов с  пропущенным началом, серединой, концом.

9. Картинки, изображающие  предметы и действия; сюжетные  картинки различной сложности; последовательные  серии картинок, отражающие постепенно  развивающиеся события; репродукции  художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с  недостающими элементами.

10. Книги для чтения, сборники  диктантов, азбуки, географические  карты, наборы пластинок.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

              Эффективность логопедической работы зависит от экспрессии педагога при показе упражнений, она очень необходима, т. к. облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Работа должна организовываться по-разному. Стандарта не может быть. Учителю-дефектологу нужно постоянно менять «роли»: от актёра до дирижёра - наблюдателя. Эмоции, чувства, образы надо показывать детям. Они верят в образ и воспринимают материал эмоционально-образно. Следует исключать скучные, однообразные занятия: запоминается легче то, что интересно.

          Все упражнения для языка, губ, пальцев следует превратить в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг, в игру, укрепляющую и развивающую не только речевой аппарат, но и внимание, память. В организации коррекционной работы надо идти от ребёнка, а не к ребёнку со своим требованием и больше внимания уделять незапланированной деятельности, инициатором которой является сам ребёнок.

          Интенсивность речевого развития детей зависит от характера отношений с педагогом, от особенностей общения с ним.

           Похвала и поощрение должны быть естественной частью повседневной работы с тем, чтобы создавать у ребёнка ощущение успеха и прогресса.

             Кабинет должен быть «домашним», уютным, светлым и просторным.

              Работа логопеда требует большей эффективности на каждом занятии. Достичь желаемого результата можно путём тщательного и экономичного отбора материала, более вдумчивой и серьёзной обработке приёмов коррекционной работы. Весь образовательный процесс должен строиться на диагностической основе.

 

 

 

Список литературы

         1. Волкова Л.С.- Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект. факультетов педвузов. /. М.: Владос, 2006

2. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В.; под ред. И.В. Дубровиной - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001

3. Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. -Настольная книга логопеда: справочно-методическое пособие - М.: Астель, Профиздат, 2005

4. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А.и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой., Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ 2002.

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2007

6. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Академия, 2003

 

 


Информация о работе Организация логопедической помощи в системе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации